Поиск на сайте

В Пятигорске открылась фотовыставка одного из самых известных журналистов страны Генриха Боровика

 
Почему Пятигорск? Боровик жил и учился здесь до 1947 года и по заслугам получил звание почетного гражданина города. В советские годы он был, пожалуй, одним из самых «выездных» журналистов – представлял по всему миру журнал «Огонек», агентство печати «Новости» (АПН), «Литературную газету». На фотовыставке в доме-музее Лермонтова представлены его снимки за три десятилетия: с 1957 по 1975 год.
 

Достаточно пробежать взглядом по подписям к фото, чтобы завистливо вздохнуть: Португалия, Сомали, Мексика, Китай, США, Индонезия... А вот имена запечатленных Боровиком должны внушать уже благоговейный трепет: Эрнест Хемингуэй, Сальвадор Альенде, Фидель Кастро... И это лишь малая толика из списка величайших персон прошлого столетия, с которыми был знаком пятигорский гений.

Снимок, который открывает экспозицию (он же размещен и на рекламных афишах), называется «Время надежд». Молодежь запрудила площадь, а самый революционно настроенный парень залез на фонарный столб. Поначалу мне подумалось, что это начало 90-х, Москва, Васильевский спуск.

Оказалось, нет! Это студенческие волнения в Нью-Йорке в 1968 году, когда десятки тысяч молодых людей вышли на улицы, протестуя против войны во Вьетнаме. В те месяцы Боровик был собкором «Новостей» по Северной Америке, а по сути – летописцем очередного переломного момента в мировой истории.

На одном из редких кадров – представление так называемого партизанского театра, созданного актером Ричардом Шекнером: двое студентов разыгрывают сценку убийства американским воякой пленного вьетнамца. Такие перформансы проходили в Нью-Йорке каждый день.

Серия снимков – из Чили. 1972 год, просоветский и откровенно слабый режим Сальвадора Альенде вот-вот будет свергнут, молодежь опьянена революционным угаром. На снимке группа девушек рисует на стене граффити Vivo, revolucion!

Лозунг понятен безо всяких переводов. Девчонкам на вид лет по семнадцать. И тем жестче короткая подпись к фото: всего через полгода их расстреляют, когда к власти в стране придет хунта во главе с Пиночетом.

Был Боровик на Кипре в 1974 году во время военной операции «Атилла» – это, напомню, когда турецкие войска оккупировали половину острова. За месяц в вооруженных столкновениях погибли три тысячи человек.

Как потом признали историки, мир в очередной раз стоял на пороге третьей мировой войны.

Весь ужас происходящего Боровик мастерски передал одним кадром: греческая девочка замерла посреди улицы, вслушиваясь в далекий гром артиллерийской канонады.

Порой политика вторгалась в самые, на первый взгляд, безобидные кадры Боровика. Например, в 1961 году вместе с другим легендарным фотокором Василием Песковым он отправился в Африку по приглашению просоветского правительства Сомали. Страна едва появилась на карте планеты, и задание было государственной важности – сделать фотоальбом, который бы продемонстрировал красоты Сомали и привлек сюда туристов.

Однако снимки так и не были напечатаны, поскольку отношения СССР и Сомали стали портиться. А ныне такая страна хоть на карте и есть, но де-факто не существует, будучи раздроблена на десятки племенных союзов.

И лишь яркие снимки Боровика, на которых смуглые дети плещутся в Аденском заливе, а улыбчивые рыбаки плетут сети, напоминают о былой безмятежности.

Революционные вихри кружили весь прошлый век, забираясь порой в самые глухие уголки планеты. Многие из них – на снимках бесстрастного летописца ужасов «кровавого века» Генриха Боровика. Только тогда, полвека назад, он и помыслить не мог, сколь пророческими для его же страны окажутся почти все его фотографии.

 
Сергей ЕВСЕЕВ
 
"Время надежд"
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях