Поиск на сайте

 

 

 

В крае ожидается очередной этап монетизации льгот, в первую очередь – коммунальных

 

Закон о «новой монетизации» готовят в краевом министерстве труда и соцзащиты, выполняя поручение президента от 23 февраля 2007 года, суть которого состоит в переходе страны от льгот при оплате жилья и коммунальных услуг в натуральном выражении к социальным денежным выплатам. О полной готовности к монетизации регион должен отчитаться не позднее 1 ноября, однако новые правила, скорее всего, начнут действовать не ранее января 2009 года.
Пока же министерство взялось за краевых льготников, получающих сегодня скидки согласно региональным законам - о мерах социальной поддержки ветеранов и жертв политических репрессий. В эту категорию входят труженики тыла, ветераны труда, а также жертвы и пострадавшие от политических репрессий.
Право выбора между «натурой» и «монетой» исключается, потому что монетизация льгот при оплате жилья и коммунальных услуг является одним из условий получения регионом денег из госфонда содействия реформированию ЖКХ. Попросту говоря, затянем с монетизацией, не получим от Минрегионразвития 4 млрд. рублей, предусмотренных на капремонт. Одним словом, иного пути у нас нет, и грядущие в крае перемены - лишь следование курсу полной монетизации льгот, взятому Кремлем еще в 2005 году. Иное дело, детали.
Так, в перечень предоставляемых краевыми законами льгот, помимо 50-процентной скидки при оплате жилья и коммунальных услуг, входят и другие - «нежилищные» и «некоммунальные»: погашение за счет бюджета половины абонентской оплаты за телефон, бесплатный проезд на междугородних автобусных маршрутах и раз в год по территории страны железнодорожным транспортом, бесплатные установка телефона и зубопротезирование, скидки на проезд в электричках, а также 312 рублей взамен бесплатного проезда городским и пригородным транспортом.
В правительстве решили не мудрить, предложив заменить нынешний внушительный пока еще пакет льгот одной суммой. Так, размер месячного пособия для ветеранов труда и жертв политических репрессий составит 800 рублей, для тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий - 500 рублей.
Ладно, от монетизации коммунальных льгот не уйти - на то есть президентский указ. Но почему не дать людям право выбора при получении «некоммунальных» льгот, например, на проезд в междугородних автобусах? Одним выгоднее получить деньгами, другим «натурой». Однако на это у правительства есть свое объяснение.
Оказывается, 100-тысячная армия краевых льготников, являющихся одновременно ветеранами труда и тружениками тыла, «перебегая» из одной категории в другую, будет претендовать и на «живые» деньги, и на ныне действующий соцпакет. Краевые законы, мол, от такой уловки страховать бюджет не в состоянии. Непонятно, правда, кто мешает просчитать и учесть подобные нюансы?
Теперь что касается размеров единовременных выплат. Сегодня в бюджете края на одного ветерана труда в среднем в месяц приходится 731 рубль, труженика тыла - 443 рубля. На каждого из реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, - 807 и 627 рублей соответственно.
В целом же на обеспечение социальной поддержки в бюджете края предусмотрено около 2,3 млрд. рублей. Так что в правительстве замену нынешних льгот считают вполне адекватной: большинство граждан получат в денежном эквиваленте больше, чем фактически имеют сегодня.
Отдельная проблема, к решению которой в крае, кажется, даже не подступались, - судьба федеральных льготников (ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов, представителей ряда других категорий), пользующихся 50% скидкой при оплате жилья и коммуналки.
Помнится, пару лет назад федеральное правительство уже пыталось запустить очередной этап монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оставшихся за рамками печально известного федерального закона №122. Однако наученный к тому времени горьким опытом, один из главных идеологов реформы - министр здравоохранения Михаил Зурабов - вдруг пошел на попятную: «Пока мы не научимся управлять тарифами естественных монополий, разговоры про ускоренную монетизацию опасны обнищанием населения». Всё чаще высокие столичные чиновники стали говорить, что для начала бы надо оценить стоимость реформы, просчитать рост тарифов, создать эффективную систему субсидий...
Тем не менее от идеи отмены натуральных льгот по ЖКХ не отказались, а лишь притормозили ее, оставив это право за местными властями, не дожидаясь специальных решений федерального центра. Этот шаг, кстати, уже сделали около полутора десятков территорий, в том числе и наши соседи по ЮФО - Ростовская область и Краснодарский край.
Так что у регионов есть все полномочия на монетизацию федеральных льгот, которую на законодательном уровне также надо завершить до ноября этого года. Путей для этого существует несколько.
Первый, и самый предпочтительный для населения - размер выплат рассчитывать индивидуально для каждого льготника (своего рода оказание адресной помощи), однако осуществить это на практике невозможно.
Второй путь, напротив, наиболее приемлем для чиновников, но плох для населения: все получат одинаковую денежную компенсацию, что, кстати, и предложили в минтруда для краевых льготников.
Третий вариант компромиссный, согласно которому выплаты должны предоставляться с учетом региональных стандартов, как, например, в Краснодарском крае.

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий