Поиск на сайте

 

 

Истинный фотограф пропускает будущий снимок сначала через сердце. И только потом – через объектив

 

В прошлом номере «Открытой» мы начали беседу с одним из самых известных и востребованных фотографов Ставрополя Сергеем Гнездиловым. Сергей работает с модными краевыми журналами и рекламными агентствами; среди его клиентов – шоумены, политики, бизнесмены, то есть все те, кого и принято называть лицами с обложек. Легко ли работается с этим сортом людей, какова истинная цена глянцевых «картинок» и как долго еще протянет тотальная мода на гламур, фотограф сегодня делится с «Открытой».

 

– Сергей, год назад вы создали первую в Ставрополе фотошколу. Не побоялись плодить конкурентов?
– Здоровая конкуренция в нашем деле скорее на пользу. Как говорится, на то и щука, чтоб карась не дремал. За год работы школа выпустила почти 180 человек, нескольких самых удачливых привлекли в нашу студию внештатными фотографами. Впрочем, задача школы мне видится даже не в том, чтобы растить кадры, а в том, чтобы заразить людей любовью к фотографии, дать всем желающим возможности для саморазвития. Может, пафосно сказано, но искренне.
– Кто ваши ученики?
– Люди самые разные. Возраст – от 15 до 50 лет, большинство женщины. Много студентов, школьников, есть бизнесмены, даже молодые мамочки. Кстати, в одной группе у нас даже учатся взрослая мама с дочкой, вместе лекции слушают, вместе делают домашние задания.
Но всех этих разных людей объединяет искренняя любовь к фотографии. Обычно к нам приходит человек, который фотографирует на любительском уровне, но мечтает делать это более профессионально. 
Правда, стать стопроцентно профессиональными фотографами хотят далеко не все. Все-таки, когда человек снимает по заказу, а не для себя, это намного повышает ответственность за работу. И не каждый готов зарабатывать этим деньги, для большинства выпускников школы фотография остается просто хобби.
– Чему именно учите?
– Курс очень насыщенный. Во-первых, учим различным техникам съемки – портретной, на пленэре, на выезде… В нашей студии работает два фотографа – Алексей Тишин и я. Леша сотрудничает с журналом «Дом и дизайн», снимает для него интерьеры. А я вот больше люблю фотографировать людей. И вдвоем с Лешей мы даем ученикам возможность увидеть фотографию с разных сторон – скажем так, с позиций технологических и психологических. 
– Понятно, что хороший фотограф может получиться не из каждого, нужно пространственное мышление, врожденное чувство композиции… Талант, в общем.
– Кто-то из великих говорил: в таланте только 5% врожденного и 95% – результат каторжной работы над собой. Полностью с этим согласен. Для меня талант – это жгучее желание двигаться вперед и постоянное планомерное совершенствование.
Настоящий фотограф пропускает будущий снимок сначала через сердце, а потом через объектив. Поэтому, пожалуй, единственное качество, которое невозможно воспитать в фотографе, – это искренний интерес к людям. Если ты злюка и ворчун, то фотографировать людей у тебя просто не получится. Впрочем, можно тогда пробовать свои силы в пейзаже или интерьерной съемке. 
– Одно из направлений работы вашей фотошколы – клубная фотография. А что это такое?
– Это молодой жанр, который пришел в Россию несколько лет назад, а в Ставрополь и вовсе почти вчера. Он родился на стыке любительских репортажных съемок и портретного фото знаменитостей. Главная задача клубного фотографа – передать в кадре не только общий позитив и радость, но и настроение, атмосферу конкретного клуба. 
– И такие фотографы в Ставрополе сейчас востребованы?
– Да, очень. В нашей школе мастер-классы по клубной фотографии дает Сергей Шляхов – молодой, но очень талантливый фотограф, настоящий мастер клубного фото (он сотрудничает с журналом «Искусство потребления»).
Клубов в Ставрополе масса, вот две недели назад открылся новый - Noname. Их жизнь освещают все местные журналы, есть и специальные фотосайты типа «Геометрия.ru», «АфишаСтаврополь», сейчас знакомые ребята раскручивают проект «Не в кадре».
Правда, работа клубного фотографа оплачивается невысоко – 100-150 рублей за один снимок. С другой стороны, за всю вечеринку их можно сделать немало. Пожалуй, самый существенный плюс этой профессии – возможность познакомиться с массой интересных людей.
– Одна из услуг вашей студии – фотосессии обычных людей. Спрос есть? Ведь, казалось бы, зачем обывателю иметь собственное портфолио?
– Помните, в советское время была такая добрая традиция – иметь дома семейный фотоальбом? И очень жаль, что традицию эту сегодня забыли. Сейчас, когда у каждого есть цифровая «мыльница», домашние компьютеры забиты гигабайтами посредственных и однотипных снимков типа «я и памятник».
А фотосессия – это именно возможность вырваться из потока обыденности, подарить себе праздник.
Вот у нас одна из постоянных клиенток студии – девушка, которая работает продавщицей в обувном магазине. И для нее фотосессия – это возможность самовыражения: она делает новое портфолио каждые полгода, сама шьет для этого платья, придумывает интересный визаж. И я вижу, что таких людей – неординарных, необычных, которые чем-то выделяются из толпы, - становится все больше. И это здорово!
– Пару лет назад у вас был очень смелый по меркам Ставрополя эксперимент: эротические фотосессии местных девушек в мужском журнале LOL.
– Да, эксперимент для Ставрополя был первым и, увы, последним. Понятно, у журнала были компании-рекламодатели, возглавляемые женщинами. И они посчитали неприемлемым публиковать свою рекламу рядом с обнаженной натурой. Ну что же, вот такие у них представления о прекрасном. 
– Это ведь и для вас лично был первый опыт эротической фотографии?
– И опыт очень интересный! Все эти девушки были самые обычные, не модели. Студентки, одна продавщица, одна молодая мама. И поэтому от меня как от фотографа потребовалось много усилий, чтобы помочь им раскрепоститься перед камерой.
Если девушка приходила в журнал без явного желания сниматься обнаженной, с ней приходилось проводить две фотосессии. Первая – обычная портретная, чтобы девушка привыкла быть перед камерой. По ходу съемки я постепенно просил добавить чуть эротизма, например, обнажить плечо. А вторая фотосессия – уже ню. Я старался снимать не вызывающе, а именно тонко, искренне, легко. И, думаю, мне это удалось. 
– Сергей, считается, что молодые фотографы принципиально не используют пленочную фотографию, предпочитая «цифру». Вы тоже?
– Да, я работаю с «цифрой». Но тут дело даже не в возрасте, а просто в личном выборе. В Ставрополе до сих пор некоторые известные фотографы используют только пленку. А для меня проще иметь дело с компьютерными технологиями (я имею в виду не ретушь, а самый необходимый минимум обработки изображения). 
– Говорят, скоро пленка отомрет...
– Не верьте! Цифровые технологии в фотографии существуют с середины 90-х, но пленка до сих пор жива – просто она полностью перешла из массового в элитный, дорогой разряд.
Мой знакомый фотограф Алексей Сорокин, с которым мы получали образование в Московской академии фотографии, три года проучился и в Лондоне. Так вот, он рассказывал, что в Европе самые дорогие рекламные или выставочные проекты никогда не делают на «цифру». Только пленка! Точнее, специальные большие слайды 6х6 или 6х9 см.
– Молодежь, наверное, потому и не любит пленку, что она не прощает ошибок. 
– Все дело в дороговизне. Например, для одной фотосессии я делаю примерно 60-70 цифровых снимков, из них оставляю около десятка лучших. А если вы снимаете на широкоформатную пленку, вам никто не позволит изводить ее километрами. 
Чтобы снимать на слайды, нужно быть стопроцентно уверенным в результате. То есть пленка, скажем так, дисциплинирует фотографа, требует максимально сосредоточиться на композиции, эстетике кадра.
– Кстати, об эстетике. Не мечтаете о персональной фотовыставке? Недавно в краевой библиотеке состоялась выставка председателя краевого отделения Союза фотохудожников Маргариты Вороновой «Россия – с любовью». Некоторые ваши ставропольские коллеги (например, Алексей Заморкин) новые экспозиции представляют едва ли не каждый год...
– Я понимаю, что выставка для фотографа обязательно нужна. Это такой Рубикон, который непременно нужно перейти. Я вот тоже часто думаю: а что мне мешает провести выставку? Денег нет? Времени? Да нет, скорее обычная лень. Но выставка точно будет, обещаю!

 

Беседовал
Антон  ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий