Поиск на сайте

 

 

За одеяло из кусочков ткани иностранцы готовы выложить несколько тысяч долларов, а российские олигархи этой красоты не понимают
 
В первый месяц весны в Ставропольском музее изобразительных искусств открылась весьма интересная выставка «Лоскутная мозаика России». Привезли ее к нам из Российского государственного Дома народного творчества. Очень красивые картины, иконы, одеяла из маленьких кусочков тканей, которые экспонировались на ведущих мировых фестивалях лоскутной техники, сегодня можно увидеть и в нашем городе.
 Экспозиция представляет работы, получившие призовые места дипломантов различных фестивалей, лучшие произведения российских авторов, которые живут в самых разных уголках нашей страны – Мурманске, Санкт-Петербурге, Москве. Оказалось, что и в Ставрополе тоже есть лоскутных дел мастерица, зовут ее Ольга ЧЕРНИЧКИНА. Корреспондент «Открытой» встретилась с Ольгой Васильевной на мастер-классе по шитью, который она давала для ставропольских студентов.
 
- Ольга Васильевна, скажите, что самое сложное в изготовлении этих изделий?
- Законы здесь такие же, как в живописи – главное, правильно подобрать композицию ткани, цветовое решение. Очень много времени уходит на подбор материала. Бывает, созреет идея – а оттенка ткани такого нет в продаже. Приходится все магазины обходить. Подобрал ткань – начинаешь кроить. Кроить - самое неприятное занятие. Двести, триста, тысячу лоскутков вырезаешь - терпение нужно адское. Это ведь работа не творческая, а тупая, рутинная. Кстати, на международных конкурсах очень строго подходят к внешнему виду одеял. Однажды на одном из конкурсов американцы придрались к тому, что на изделии один единственный лоскутик был пришит наизнанку. Это ж надо, из тысячи увидеть один! К счастью, на российских фестивалях подобной жесткости нет - у нас больше оценивают, как подобрана цветовая гамма.
- Много ли уходит времени на создание таких интересных работ? Наверняка ведь это кропотливый труд…
- Минимум месяц, а если работа сложная – с вышивкой, то и полгода займет. Хобби у меня дорогостоящее, на ткань и нитки сейчас денег немало уходит. Да еще нужно постоянно выезжать на «фестивали лоскутчиков». Я ведь преподавателем работаю, денег на мое хобби не хватает. Хотя поездки дают возможность встретиться с разными людьми, обменяться мнениями, опытом.  
- А финансовую прибыль это занятие приносит, подзаработать на «лоскутном деле» можно?
- Нет, к сожалению. Могу смело заявить, что предприятие это убыточное. Заказы на изготовление панно или одеял поступают очень-очень редко. Как ни странно, российские богатые люди не понимают красоты лоскутных изделий. А вот инженеры, преподаватели, в общем, люди не сильно обеспеченные, с удовольствием приобрели бы эти изделия, но, увы, с деньгами у них проблемы.
- И сколько же примерно будет стоить авторское лоскутное одеяло?
- Одеяло одеялу рознь. Стоимость колеблется в зависимости от техники шитья. На одной из выставок было представлено одеяло на двуспальную кровать, украшенное вышитыми золотыми звездами. Так его стоимость составила 1000 долларов! Техника изготовления у него была очень сложной. А вообще, обычные лоскутные панно стоят от 200 рублей. Могу сказать, что повезло тем мастерам, которые смогли найти какие-то связи с зарубежными партнерами, продающими текстильные изделия. Иностранцы ведь любят всяких матрешек, вот и наши одеяльца они относят к экзотическим русским сувенирам. Поэтому раскупают их влет.
- Говорят, что занятие лоскутной техникой можно сравнить с сеансом релаксации у какого-нибудь массажиста?
- Так и есть. Обычно женщины, занимающиеся пэчворком, то есть лоскутной техникой и стежкой, чтобы создать какой-нибудь очередной «шедевр», собираются вместе. Общаются, рассказывают друг другу о своих проблемах, печалях, делятся радостями. Беседа, сами знаете, может из любого жизненного кризиса вывести человека.
- Говорят, что за рубежом целые клубы любителей пэчворка существуют…
- В Америке несколько тысяч таких клубов. Ведь вообще-то пэчворк в Соединенных Штатах и зародился. Во времена первых поселений европейцев в Америке, когда фермы были разделены довольно большими расстояниями, жены фермеров проходили по несколько десятков километров пешком только для того, чтобы собраться вместе и сшить одеяло. Для них это было практически единственной возможностью пообщаться, забыть хоть на несколько часов о своих тяжелых проблемах, заботах и вырваться из однообразных будней. Сейчас, кстати, и в России стали активно развиваться женские пэчворк-клубы.
- А в Ставрополе они существуют?
- К сожалению, пока нет. У нас все работают на дому, сами по себе, разрозненно. Вообще на юге России лоскутная техника как-то не приживается. Этим шитьем больше занимаются женщины северных городов. Один из самых сильных и больших пэчворк-клубов существует в Санкт-Петербурге. Там лоскутным шитьем занимаются женщины самых разных профессий: архитекторы, директора, управляющие. Вот, например, здесь на выставке представлена работа питерской художницы Марины Старченко. Она архитектор, а лоскутным шитьем стала заниматься самостоятельно. Выполняет свои работы для души, изображая любимые ею сельские пейзажи, сценки из дачной жизни.
- Ольга Васильевна, а как вы стали заниматься пэчворком?
- Я случайно оказалась на одном из мастер-классов, который проводила в Иваново известная мастерица. Меня просто поразила художественная роскошь изделий, которые она демонстрировала. Я подумала: «Неужели все это можно изготовить собственными руками, без всяких швейных машинок?» Вернувшись в Ставрополь, попробовала купить несколько метров ткани, покроить ее на лоскутки – все получилось. Теперь не могу остановиться.
- А какое самое дорогостоящее одеяло из лоскутков вы видели?
- Я знаю, что на всемирном фестивале пэчворка в Барселоне было представлено трехметровое панно. Сшила его россиянка Вера Щербакова. Она профессиональный театральный художник. Вера создала полотно по мотивам сказок Пушкина. Там вышиты из лоскутков ткани герои его произведений, есть и сам поэт, отдыхающий на скамейке в Болдино. Иностранцы были поражены мастерством российской художницы и готовы были выложить за это изделие десятки тысяч долларов.
- Стежка и лоскутное шитье, наверное, на Руси зародились?
- Нет, самый древний из известных образцов лоскутного шитья был создан в Египте в 980 году до нашей эры. В Европе стежка появилась около 800 лет тому назад, в период крестовых походов, и использовалась прежде всего для укрепления многослойной одежды викингов. Стеганые одеяла и покрывала были очень модны и популярны на юге Франции и Англии. А в Россию лоскутная техника и стежка пришли недавно. Но сейчас наша страна переживает настоящую «лоскутную лихорадку» - создаются новые клубы, все больше женщин увлекается пэчворком, так что, надеюсь, и до Ставрополя эта мода скоро дойдет.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий