Поиск на сайте

 

 

Один из самых модных фотографов Ставрополя – о секретах профессии

 

Сегодня быть фотографом модно. Оглянитесь по сторонам – и вы наверняка заметите человека с фотоаппаратом, изучающего мир через видоискатель. Ведь кажется, достаточно лишь нажать на кнопку – и ты повелитель времени или великий художник, перед которым открывается дивный новый мир... 
Свое дело сделал и Голливуд. При слове «фотограф» в голове возникает киношный образ эдакого жиголо, который большую часть жизни торчит в модных клубах, просаживая огромные гонорары. И обывателю даже в голову не приходит, что фотография – это не просто глянцевая картинка, но огромный труд. И труд прежде всего интеллектуальный. 
Почему же работу фотографа общество еще не готово оценивать адекватно? Об этом корреспондент «Открытой» беседует с одним из самых известных фотографов Ставрополя Сергеем ГНЕЗДИЛОВЫМ.

 

– Сергей, как вы решили стать фотографом?
– У моего отца еще с советского времени была небольшая фотостудия, где он делал фото на документы, выпускные альбомы. И я с детства рос в этой особой среде: фотоаппараты, рулоны пленки, манящая своей таинственностью темная комната...
В общем, после школы у меня не было дилеммы, кем быть, – сразу пошел работать к отцу в студию. Там потихоньку набрался опыта, через пару лет устроился в «Премьер-фото» печатать снимки. Наконец, дорос до того, чтобы в 2004 году открыть собственную фотостудию. 
– Что мечтали снимать? 
– Сильно не слукавлю, если скажу – всё. Ведь для настоящего фотографа важно не что снимать, а как. Открывая студию, я хотел сделать доступным для среднего, массового потребителя именно качественное, профессиональное фото. И сегодня мы, в принципе, снимаем действительно всё: VIPов для глянцевых журналов, интерьеры, свадьбы, готовим выпускные фотоальбомы, устраиваем семейные фотосессии...
– Фотохудожник – это кто-то такой возвышенный, одухотворенный, не от мира сего. А свадьбы и школьники, как ни крути, – банальное ремесло. Ваши творческие чувства это не оскорбляет? 
– Совсем нет. Во-первых, сегодня быть свободным фотохудожником в принципе нереально, по крайней мере в Ставрополе. Креатив и эксперименты действительно манят любого фотографа, но, увы, этим не заработаешь на хлеб. Поэтому приходится, как вы сказали, заниматься и ремеслом.
Впрочем, ремесло ремеслу рознь. Массовая съемка людей – тех же выпускников или молодоженов – прекрасная профессиональная школа. Ведь именно так ты учишься находить общий язык с разными людьми, располагать их к себе, раскрепощать. А для фотографа это важнее всего. Если человек тебе неинтересен, если ты не сумел его раскрыть – фото просто не получится. 
– Так на этот случай всегда под рукой есть «фотошоп».
– Да ну, какой «фотошоп»! Это же не волшебная палочка какая-то, а обычная компьютерная программа. Может цвет скорректировать, тени убрать, добавить какие-то эффекты... Но «вытянуть» изначально неживую, скучную фотографию никакой компьютер не сможет! Иначе, сами подумайте, зачем нужны были бы фотографы: постучал по клавишам ноутбука – и шедевр готов. 
– «Фотошоп» вообще не любите? 
– Я противник того, чтобы ретушировать цифровые снимки. Любая ретушь убивает в фотографии эмоции, чувственность. Допустимый максимум для меня – это, например, немного осветлить синяки под глазами (но не убирать их совсем) или чуть подправить форму вздернутого женского носика или мужского носа картошкой. 
Кстати, случай забавный вспомнил. Отснял как-то свадебную фотосессию. Понятно, немного поработали в компьютере с лицами жениха и невесты на крупных планах. Жених глянул – все о’кей. Невеста разглядывает фото долго-долго и спрашивает меня: вы мне вроде нос немного в «фотошопе» подправили? Киваю. Тут она поворачивается к мужу и на полном серьезе, со слезами в голосе говорит: ну все, пора пластику лица делать. Видели бы вы выражение лица этого бедного парня!
– Сергей, вы много снимаете известных людей для глянцевых журналов Ставрополя – PRO, LOL, «Второй половины», «Твоего». Как наши VIPы ведут себя перед камерой?
– Понятно, они более привередливые, чем обычные люди. Например, часто приходится снимать человека в интерьере его офиса. И вот приходишь к нему в назначенное время, он тебе сразу с порога: так, у меня дел полно, минут 10 свободно, короче, щелкай быстрее. 
Чем выше статус человека, тем более зажато, неестественно он держится перед камерой. У него есть «маска», которую он надевает всегда и везде, а уж тем более перед фотоаппаратом. Труднее всего работать именно с такими клиентами. Советов фотографа они и слышать не хотят: вот, мол, снимайте меня только так, как мне хочется, – и никак иначе! 
– Переубедить получается?
– Обычно да. Мастерство фотографа – не сорвать, а хотя бы приподнять эту маску, дать зрителям разглядеть под ней живого, интересного, необычного человека. 
Конечно, порой это очень непросто. К каждой съемке я долго готовлюсь заранее: узнаю подробнее о человеке, которого снимаю, его интересах, увлечениях. Потом это помогает быстрее разговорить его, расслабить, расположить к себе. 
А вот для клиента лучше, когда он к фотосессии заранее не готовится. Если он за несколько дней уже начинает «накручивать» себя – то сразу, как видит камеру, закрывается. 
– А какие съемки больше всего запомнились? 
– Имен называть не буду. Как-то пришел к одному известному депутату снимать для большой журнальной статьи. Он мне сразу говорит: у тебя пять минут. Реально пяти минут хватит, чтобы только свет установить. Короче, пока я штативы ставил, мы с депутатом начали болтать, я показал сайт нашей фотостудии. Он: да, сайт хороший – ладно, еще 10 минут даю. В общем, съемка удалась. 
Или другой пример. Нужно было сделать предвыборную фотосессию одного известного политика. Набор шаблонный: он у семейного очага, он в кругу семьи... Все, отсняли. Я ему и говорю: давай сделаю еще несколько фото, просто для себя, в стол. 
Получились такие жесткие, даже немного брутальные снимки. Он посмотрел их и печально так говорит: да, вот здесь я действительно такой, какой есть. Только, мол, на предвыборный плакат это не повесишь – электорат не поймет. Вот так, достигая некоего статуса, ты уже остаешься пленником своей «маски», как бы сильно ни хотел ее сорвать. 
– У вас был очень интересный проект для журнала LOL: фото известных персон без компьютерной ретуши, и даже в подчеркнуто жестком, контрастном виде. Легко было клиентов на такой эксперимент уговорить?
– В проекте были только мужчины, поэтому уговаривать особо не приходилось. Этих людей в LOL приглашали бесплатно, чтобы было интересно и им, и журналу. А поскольку съемка была не рекламная, то свои условия они не ставили, а полностью доверились мнению фотографа. 
– Если клиенту нужно просто «сделать красиво» для обложки модного журнала, всегда вас зовут? 
– Фото на обложках местного «глянца» – это, как правило, реклама. Поэтому, когда делаешь такие снимки, важнее всего именно мнение заказчика, а не твое собственное или журнала. 
Там, где рынок журнальной фотографии уже хорошо развит (например, в Москве или в Питере), классный фотограф ценится именно за свой индивидуальный стиль съемки. Да, стиль непросто выработать. Но потом тебе будут платить огромные гонорары именно за эту неповторимую, ни на кого не похожую стилистику. 
А Ставрополь – город все-таки небольшой, провинциальный, все друг друга знают и не хотят, чтобы на них потом показывали пальцем: ага, мол, выпендрился тут в новом журнале! Поэтому от фотографа требуются не какие-то изыски и не креатив – а сделать просто красивую фотографию, чтобы человеку было приятно, и перед друзьями в бизнес-тусовке можно было похвастаться. 
– А какие свои фото вы считаете самыми удачными? Вот на меня, например, наибольшее впечатление произвела ваш снимок олимпийской копьеметательницы Марии Абакумовой для обложки «PROдвижения». У Марии уже устоявшийся образ – воительница, амазонка, а вы смогли показать ее в совсем другом ракурсе, прежде всего как красивую женщину. 
– Действительно, фото Абакумовой – одна из самых больших моих удач. Из других могу назвать проекты «Стихии» и «Лица» для журнала «Вторая половина». Это фото известных в городе женщин, которые были представлены в разных образах. Над каждым изображением работала целая команда: стилисты и визажисты создавали для женщин этот красивый образ, а потом другие специалисты добавляли к моему фото компьютерную графику.
Интересной была работа над портфолио модного танцевального проекта «Звездный паркет», где нужно было одним снимком передать уникальный стиль каждой пары.
– Летом в Москве прошла фотовыставка Влада Локтева «Без макияжа», где ему позируют 40 самых известных женщин страны. Большинству – уже около сорока, но они не побоялись показать зрителю свое, скажем так, истинное лицо. А в Ставрополе такой проект состоялся бы? 
– А почему бы и нет. Полный отказ от «фотошопа», естественная красота – это такой новый модный тренд в фотографии. Людям уже надоел гламур, эти фарфоровые, неживые лица на глянцевых обложках, хочется чего-то нового. 
Для московской тусовки Локтев – это бренд, это очень известный фотограф, у которого моделями хотят быть все. Поэтому он и задает моду. Если в Ставрополе тоже какой-нибудь известный фотограф начнет продвигать тенденцию «без фотошопа» и все наши VIPы увидят, что это действительно модно, проект состоится.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Продолжение в следующем номере



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий