Поиск на сайте

 

 

Экономический кризис – реальная возможность для модернизации краевой экономики

 

Краевое правительство не устает убаюкивать ставропольцев рассказами о том, что мировой экономический кризис обходит Ставрополье стороной. На прошлой неделе губернатор края Валерий Гаевский на очередном заседании краевого антикризисного штаба сделал знаковое заявление: дескать, Ставрополье прошло первые стадии кризиса с минимальными потерями, стараниями чиновников «удалось предотвратить глубокий спад производства и массовое высвобождение рабочих рук». 
Обоснован ли подобный оптимизм, попытался выяснить обозреватель «Открытой» в беседе с руководителем краевого Управления Федеральной антимонопольной службы Владимиром РОХМИСТРОВЫМ.

– Владимир Васильевич, про экономический кризис сейчас не говорит только ленивый – но, к сожалению, чаще с дилетантских позиций. Так что такое кризис? 
– Основная его причина – это недостаток свободных средств у банков. Поэтому банки и сворачивают свои кредитные программы, причем как для потребителей, так и для бизнеса. В итоге снижается платежеспособный спрос на самые разные товары и услуги – не секрет, что за последние месяцы в разы упали продажи недвижимости, автомобилей, бытовой техники. 
Но рухнул не только спрос на потребительские товары, а также на сырье и материалы, полуфабрикаты, промышленную технику и станки... Лишившись не только кредитов на дальнейшее развитие, но и рынков сбыта, предприятия вынуждены снижать объемы производства. 
В итоге, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, они сокращают издержки: урезают маркетинговые (рекламные) бюджеты, увольняют сотрудников, снижают зарплаты менеджерам.
– Сейчас все большее число экономистов высказывает мнения, что кризис – это благо для экономики, проверка ее на прочность: все неэффективные предприятия погибнут, а конкурентоспособные не только останутся на плаву, но даже окрепнут. 
– Как показывает опыт, именно в кризисных условиях неизменно сталкиваются интересы сторонников двух различных экономических моделей – консервативной и либеральной. 
«Консерваторы» – это те эксперты и чиновники, которые убеждены, что «антикризисная» роль государства сводится к элементарной финансовой поддержке всех крупных предприятий, чтобы они просто не «ушли под воду». Они считают, что нужно вкачивать бюджетные деньги в те заводы, банки, строительные и сырьевые компании, которые об этом просят. 
«Либералы» подходят к проблеме гибче: они воспринимают кризис именно как возможность перестроить, модернизировать всю структуру экономики, сделать ее более конкурентоспособной и прогрессивной. 
Подобное «противостояние» этих двух крайних точек зрения мы наблюдали после дефолта 1998 года, когда страна находилась на развилке, – продолжить ли путь к превращению в «сырьевую державу» или сделать ставку на высокотехнологичные отрасли экономики. Победу одержали «консерваторы»... 
– Не совсем понимаю, каким образом в тяжелейших кризисных условиях можно заниматься радикальной перестройкой экономики всей страны. 
– Первейшая задача в условиях кризиса – это провести инвентаризацию предприятий в каждой отрасли, определив, насколько востребована их продукция, каковы размеры рынков сбыта, есть ли потенциал для их расширения. Ориентируясь на этот реестр предприятий, и нужно разрабатывать «точечные» меры поддержки для каждой конкретной компании. 
Причем власти должны оказывать приоритетную финансовую поддержку именно тем компаниям, которые производят наиболее конкурентоспособную продукцию с высокой долей добавленной стоимости (в первую очередь, импортозамещающую). Это, например, предприятия концерна «Энергомера», которые единственными в стране производят искусственные кристаллы и электросчетчики, изобильненский завод «Атлант», выпускающий уникальные виды электрооборудования. 
Именно такие предприятия и станут «точками роста», которые будут формировать новую структуру экономики. Причем расставлять приоритеты должны не отраслевые бюрократы, а профессиональные экономисты, ученые, эксперты. Помните, как было в советское время: любая программа развития отрасли разрабатывалась соответствующим НИИ, проходила долгое обсуждение в научных кругах – и только потом поступала на согласование в исполком. 
Однако в 90-е годы, после старта рыночных реформ, такая взаимно полезная «связка» науки и власти оказалась разорванной – и сейчас у нас есть реальная возможность ее восстановить.
– А как в целом вы оцениваете антикризисные меры краевого правительства?
– Некоторые антикризисные шаги Белого дома очень правильные и своевременные. Например, снижение на треть налогов для малых предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Позитивно оцениваю я и новый краевой закон о залоговом фонде, который позволит получать дешевые банковские кредиты малым и средним предприятиям. Звучали предложения ввести «налоговые каникулы» для крупных краевых предприятий – но это пока лишь планы. 
В целом стоит признать, что данные меры носят порой хаотический характер. Как мне кажется, у правительства края пока нет четкого, долгосрочного плана действий в условиях кризиса. В отраслевых министерствах отсутствуют реестры предприятий, о чем я говорил выше, – а без этого говорить об адресной поддержке просто невозможно! 
Со всей очевидностью обозначились и кадровые недостатки в краевом правительстве: здесь почти нет людей, имеющих опыт работы в реальном секторе экономики и потому могущих выступать в качестве «антикризисных менеджеров». 
– Будь ваша воля, какие меры для поддержки реального сектора краевой экономики вы бы приняли?
– В первую очередь нужно решать острейший вопрос с безработицей. С начала кризиса в крае высвободилось уже сорок тысяч человек – если эта цифра будет расти, недалеко и до социального взрыва. Большинство из уволенных – квалифицированные рабочие: строители, водители, инженеры. И сейчас все больше краевых экономистов и политиков говорят о привлечении этих кадров на так называемые «общественные работы» – строительство дорог, объектов инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий. 
С началом кризиса всерьез подешевели стройматериалы – поэтому сейчас самое время заниматься развитием инфраструктуры. Конечно, бюджет вряд ли полностью потянет такие масштабные стройки, но финансирование может осуществляться и за счет бизнеса – а именно за счет авансовой платы за подключение к новым коммуникациям (разумеется, по льготной ставке). То есть сейчас мы получаем реальную возможность для развития в крае концессий – государственно-частного партнерства.
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий