Поиск на сайте

В музеях Пятигорска открылись выставки двух уникальных художников

 

В пятигорской арт-кофейне «Старт» (на входе в парк «Цветник») работает персональная выставка архитектора Василия Агапова. Ему 57 лет, он окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (причем учился вместе с основателем галереи Семеном Караковским), а сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге.
Агапов, как и всякий талантливый человек, многогранен в своем самовыражении: он дизайнер интерьеров, архитектор (проектирует элитные загородные коттеджи), мозаицист, а последние два года увлекся редкой художественной техникой CGA (компьютерная живопись).
При этом вместо привычного холста и палитры художник использует монитор компьютера и «мышку». Причем работы Агапова уже выставлялись за рубежом, в том числе в Монреале, а также выкуплены в несколько частных коллекций.
Главных мотивов в творчестве Агапова несколько. Безусловно, любимейший город художника – это Санкт-Петербург. Причем Питер старинный, словно сошедший с гравюр и литографий позапрошлого века, без безобразных неоновых надписей на Невском и огромных пробок на Литейном.
Вместе с художником зритель неспешно «прогуливается» по набережным Невы, вдумчиво разглядывая архитектурные шедевры: Сенат, Ростральные колонны, Адмиралтейство, дворцы и соборы…
В отличие от осенних питерских пейзажей с приглушенными красками, на компьютерных натюрмортах художника зритель увидит буйство ярчайших цветов.
Агапов сам признается, что родился в Алма-Ате и с детства любил рисовать цветы – мальву, ирисы, пионы, ландыши, сирень...
Ну и, конечно, какой же художник может себе позволить выставку в Пятигорске, не запечатлев ликов Кавказских гор?!
А вот в усадьбе Алябьева на днях открылась персональная выставка Сергея Филенко, приуроченная к столетию домика-музея Лермонтова. Филенко – человек интересной судьбы, он окончил Донецкое училище промышленного дизайна, а после армии – ВГИК, где сейчас еще и преподает. Член Союза кинематографистов России, ведущий художник-постановщик киноконцерна «Мосфильм».
Именно Филенко придумывал мизансцены для десятков известных кинофильмов и телесериалов, таких как «Сто дней до приказа», «Похитители книг», «Развод» (который, кстати, сейчас идет по «Первому каналу»). А в графике выработал уникальный художественный стиль, где причудливо сплелись элементы темперы, акварели, гравюры, туши.
Сам он называет свою технику «кефирной»: «напластовывает» различные краски на бумагу, достигая невероятного эффекта цветопередачи и фактуры.
Работы Филенко выставлялись в Москве, Питере, Париже, Амстердаме, есть они в столичных музеях Пушкина и Высоцкого. Художник иллюстрировал самые сложные для восприятия произведения русской литературы – «Бесы», «Мастер и Маргарита», «Герой нашего времени»… Причем Филенко первый в истории кропотливо воссоздал в своих картинах весь лермонтовский роман.
Знакомые всем со школьной скамьи образы Бэлы, Веры, Грушницкого, Казбича он «оживил» лицами реальных актеров, с которыми график кино когда-то работал. Каждая картина подписана строкой из книги: это сродни жанру «графического романа», который необычайно популярен в Америке. Кстати, сейчас лермонтовский «Герой…» с иллюстрациями Филенко готовится к печати в одном из издательств Дальнего Востока: книга должна увидеть свет к двухсотлетию гения.
Кстати, лично мне на экспозиции больше запомнились иллюстрации к «Демону»: тончайший дар художника позволил Филенко наполнить смыслом лермонтовскую притчу о Жизни и Смерти.
Демон и Тамара в его понимании – мятущиеся, живые люди, в образах которых каждый зритель пораженно увидит что-то личное, сокровенное (сам художник признается, что Тамару рисовал, держа в памяти лицо молодой актрисы Глафиры Тархановой, с которой он работал в сериале «Развод»).
Впервые Филенко попал в Пятигорск двадцать лет назад, когда привез сюда на лечение «водами» свою супругу, да так и влюбился в город Лермонтова.
Теперь с семьей он бывает здесь каждый год, сдружившись с хранителями лермонтовской истории. И на открытии выставки директор музея Ирина Сафарова вручила Филенко памятную медаль к 100-летию со дня образования домика-музея.
В музейном собрании сегодня насчитывается уже более ста графических работ, подаренных москвичом. Это не только иллюстрации к Лермонтову, но также пейзажи Кавказских гор и памятных лермонтовских мест Пятигорья.
А скоро почетное место в экспозиции займет, несомненно, и уникальное подарочное издание графического романа «Герой нашего времени».

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях