Поиск на сайте

Это имя по праву может носить Будённовск, где расположена одна из крупнейших и самых боеспособных авиабаз страны

 

История будённовских лётчиков вместила в себя историю всей Российской армии за последние тридцать лет, только рассказанную с надрывом

 

Военную элиту собирали по крупицам
После распада Советского Союза доселе спокойное Ставрополье оказалось почти приграничным регионом – прямо под боком «парад суверенитетов» горячих республик Северного Кавказа, пылающие Южная Осетия, Абхазия и Нагорный Карабах... Военное руководство России, ощущая слабость южных рубежей, много усилий приложило для их укрепления – сюда были стянуты лучшие силы со всех уголков страны и даже зарубежья.
Именно так в июле 1993 года в Буденновске впервые появились летчики: из восточногерманского городка Деммин сюда перевели 368-й отдельный штурмовой авиаполк, на боевом стяге которого отметины сотен успешных армейских операций. В то же время из другого немецкого местечка, Пренцлау, в окрестности Буденновска был выведен 487-й отдельный вертолетный полк.
Именно вертолетчики приняли на себя удар банды Шамиля Басаева, которая в июне 1995 года вторглась в мирный город. Несколько солдат были даже захвачены басаевцами и оказались заложниками в больнице. В их числе и штурман Александр Блохин, который спустя несколько лет во время боев под Ножай-Юртом героически погиб (Звезду Героя России получила его вдова в 2006 году). Тогда же, после басаевского рейда, освобожденные из больницы летчики не сразу смогли снова подняться в воздух, проходили курсы восстановления...
В декабре 1996 года по решению Генштаба из Грозного в Буденновск была переведена 205-я отдельная мотострелковая бригада, созданная незадолго до этого как ударное подразделение для чеченской кампании. Ее основу составили мотострелки и танкисты, переведенные из разных концов страны – Чебаркуля (Челябинская область), Чайковского (Пермская область) и Майкопа.

 

На войне некогда думать о политике
368-й штурмовой авиаполк 4-й армии ВВС и ПВО еще в советские годы множество раз менял дислокацию: аэродромы в Житомирской, Львовской, Тернопольской областях... В годы афганской войны он базировался на крупнейшем в стране военном аэродроме Баграм. Эх, знали бы тогда советские летчики, что спустя всего двадцать лет эта авиабаза со всей мощнейшей полетной инфраструктурой, созданной русскими инженерами, перейдет под контроль войск НАТО.
Да-да, того самого НАТО, который и поддерживал исламистов-«душманов» в войне против Советского Союза. Того НАТО, который вскормил всех полевых командиров во главе с «панджшерским львом» Ахмадом Шах Масудом, после вывода советских войск обративших свое оружие против Запада. Вот какие «загогулины» выдает нам история: сегодня американцы вынуждены воевать с теми самыми «душманами», коих еще недавно горячо любили и подкармливали.
Ну а тогда, в 1980-е, советским летчикам некогда было думать о политических играх «кремлевских старцев», они просто выполняли свой офицерский долг. За время войны в Афганистане летчики 368-го полка совершили более 13 тысяч боевых вылетов и сбросили почти 40 тысяч бомб разного калибра.
Летали на легендарных «Грачах» – Су-25. Этот самолет известен в мире почти так же, как автомат Калашникова. Это самый неприхотливый и «живучий», а потому популярный многоцелевой штурмовик, который выпускается почти сорок лет. Кабина Су-25 – это бронированная «ванна», сваренная из титановых листов, которая защищает от прямого попадания даже из бронебойной авиапушки или гранатомета. Такую же мощную защиту имеет и «сердце» самолета – топливная система.

 

Слава советским сталеварам!
За годы войны в Афганистане авиаполк потерял пятерых солдат, один из них, старший лейтенант Константин Павлюков, был посмертно приставлен к званию Героя СССР. Он был сбит душманами недалеко от кишлака Абдибай. Чтоб не сдаться врагам, летчик подорвал себя гранатой. На его теле затем насчитали более двухсот пулевых и ножевых ран. Имя Константина Павлюкова навечно занесено в списки Барнаульского высшего военно-авиационного училища летчиков (расформированного во время одной из многочисленных и бездумных военных реформ).
Блестяще проявил себя авиаполк и во время двух чеченских войн – за пять лет пришлось совершить более 10 тысяч боевых вылетов. В локальных конфликтах летчики потеряли восьмерых сослуживцев, из которых четверо стали Героями России. Это майор Николай Баиров, прикрывавший спецоперацию по форсированию реки Аргун, майор Олег Исаев, подполковник Владимир Сарабеев и полковник Игорь Свиридов, направившие свои подбитые «Грачи» на скопления дудаевских «волков».
Героем России стал тогдашний командир полка (ныне генерал-майор ВВС) Сергей Борисюк, который лично совершил более ста боевых вылетов, уничтожал склады, опорные пункты, аэродромы дудаевцев. Сменивший его в 1999 году новый комполка Игорь Нерестюк – тоже Герой России, в Чечне совершил больше сотни штурмовых операций.
Затем были мирные годы, но летчики, прошедшие афганскую и чеченскую мясорубки, помнили – нрав Кавказа таков, что «полыхнуть» может в любой момент. И в августе 2008 года мирное небо разорвала гроза войны с Грузией. Кто бы еще недавно мог помыслить, что воевать придется россиянам с грузинами – двум нациям, которые столетия жили вместе, мирно, в дружбе и любви?! Но, увы, политика не знает сантиментов.
И хоть длилась эта нелепая война всего пять дней, она унесла жизнь еще одного боевого летчика – майора Владимира Едаменко. Его самолет, прикрывая проход танковой колонны в районе Джавы, был коварно сбит ракетой «земля – воздух» с грузинской стороны (по другим данным, его по ошибке могли подорвать юго-осетинские ополченцы).
Героем России вернулся с «пятидневной» войны майор Иван Нечаев. Его «Грач» буквально разворотило в небе пущенной с земли ракетой, но мужественный летчик сумел преодолеть Главный Кавказский хребет и сесть на аэродроме Буденновска. И это с двумя пробитыми двигателями! На вопрос тележурналистов, как же он долетел, майор Нечаев ответил просто: «Сам не знаю. Слава советским сталеварам».
Получил геройскую Звезду и командир авиаполка Сергей Кобылаш. Его «Грач» был подбит грузинами недалеко от Цхинвали, и чтобы самолет не рухнул на жилые дома, полковник тянул его до последнего в дальние поля. Остался жив...

 

«Черный ястреб» против «Грачей»
487-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления) был сформирован в сентябре в восточногерманском городке Пренцлау, а спустя полтора года переведен в Вернойхен. Пожалуй, сегодня единственное, что в немецкой слободке напоминает о советском присутствии, – это мемориал в городском парке (ранее известном как Адольф Гитлер-Парк), где захоронены 345 воинов Красной армии, погибших в 1945 году.
В годы базирования в Пренцлау вертолетчики взяли «шефство» над воинским мемориалом, а после вывода советских войск он перешел под крыло бургомистрерства. А вот бывший авиагородок 487-го полка оказался никому не нужен и разграблен, некоторые бывшие казармы, правда, превращены в жилые дома.
Вертолетная группа тогда имела на вооружении транспортно-боевые машины Ми-24 и Ми-8 (к слову, и поныне самые популярные в мире вертолеты). Во времена «холодной войны» никто из советских летчиков и подумать, наверное, не мог, что минет всего полтора десятка лет и слава нашего вертолетостроения пойдет на экспорт в Америку.
Да, действительно, американская армия ныне активно закупает Ми-8, их используют для обучения пилотов-штурмовиков на афганских авиабазах. Прагматичные янки любят винтокрылые машины из-за их неприхотливости и дешевизны: только они могут выполнять боевые задачи в условиях горной и дождливой афганской местности – аналог Ми-8, американский Black hawk («Черный ястреб») ломается через день. А наш, российский, шутят местные, можно починить даже банкой из-под лимонада.
Вертолетный полк потому и был так востребован во время локальных войн на Кавказе, что опытные летчики и лучшие в мире боевые машины были словно влитые. Сразу после передислокации в Буденновск летчики участвовали в боевых операциях в осетино-ингушском конфликте, потом грянула чеченская война... Боевой путь полка прошел через самые «горящие» точки Кавказа – военные аэродромы в Гизели, Ведено, Ханкале, Каспийске, Моздоке, Ботлихе.

 

«Как заговоренный был проворный вертолет»
За годы боев на Кавказе буденновцы потеряли более десяти штурмовых вертолетов. Пожалуй, самым трагичным днем стало 9 августа 1999 года: на аэродроме около дагестанского Ботлиха басаевцы вероломно расстреляли противотанковыми ракетами стоявшие на «приколе» вертолеты, погибли три летчика. В том числе Герой России подполковник Юрий Наумов, который получил Золотую Звезду за блестяще выполненные спецоперации в ходе первой чеченской кампании.
Героями России во время второй чеченской кампании стали подполковник Сергей Левашов, полковники Рафик Ихсанов и Николай Ярцев, участвовавшие в штурмовых операциях. Например, подполковник Ярцев первым в 487-м полку стал летать на боевые задания в горной местности по ночам (было это в 1999 году). Кто хоть раз садился за штурвал, поймет, насколько это сложно и требует безукоризненной выучки и железной решимости.
В 2004 году долгожданная геройская Звезда украсила китель подполковника Сергея Палагина, который несколько раз представлялся командованием к высшей награде. На его счету несколько блестяще проведенных операций по спасению раненых в Чечне, а также спасение людей во время катастрофического наводнения на Ставрополье.
Палагин – личность в ВВС легендарная. Даже певец Александр Маршал (к слову, выпускник Ставропольского летного училища) несколько лет назад посвятил ему песню «Братишка» (такие позывные были у боевого летчика):
На стоянке, где машины
В ряд стоят винтом к винту
И стеклянные кабины
С грустью смотрят в высоту,
Есть особая «вертушка»:
Её видно за версту,
С яркой надписью «Братишка»
На простреленном борту.
Озверев, умалишённо
Били черти его влёт,
Только как заговорённый
Был проворный вертолёт.

Посмертно Золотые Звезды Героев получили два буденновских летчика. В 2002 году боевой экипаж Ми-24 из капитанов Александра Блохина и Николая Володина прикрывал транспортный вертолет, который перевозил продовольствие дальним частям. Боевики подбили машину, и летчики ценой собственной жизни увели ее подальше от мирных дагестанских селений, но не успели ее покинуть.
Участвовали буденновские вертолетчики в миротворческих операциях в Сьерра-Леоне, Анголе, Судане... Разумеется, были они и на грузино-российской войне. Несколько боевых вылетов совершил командир полка полковник Евгений Федотов: прикрывал высадку десанта около выхода из Рокского тоннеля и разведгрупп в пригородах Тбилиси.
Легендарный полковник провел в небе почти полгода – налет у него свыше 4000 часов. Сейчас командует боевой подготовкой ВВС и ПВО в Западном военном округе.

 

Мирного неба над головой!
В год двадцатилетия своего основания, в августе 2009 года, 487-й вертолетный полк был «слит» с 389-м штурмовым авиаполком. Так родилась новая боевая часть – буденновская авиационная база 1-го разряда.
Таков был смысл очередной военной реформы, которую проводил первый гражданский министр обороны Анатолий Сердюков.
По всей стране создавались крупные авиабазы, командованию которых подчинялись части и эскадрильи, разбросанные далеко друг от друга (на натовский манер они были названы авиагруппами).
Так, командованию авиабазы в Буденновске подчинялись части в Ейске, Краснодаре и Приморско-Ахтарске. Однако уже год спустя новая авиабаза была расформирована – вместо нее в Буденновске появилась авиагруппа, подчиненная уже Барановичской авиабазе (Крымск). Но и сейчас, после прихода нового министра Сергея Шойгу, реформу ВВС решено продолжить. Генштаб считает, что новая система управления слишком громоздка: например, в Сибири и на Урале из единого центра нужно командовать частями, отстоящими друг от друга порой на тысячу километров.
Будем надеяться, что Буденновск очередная реформа минет стороной: здесь за последних три года уже наработан уникальный опыт совместного управления штурмовой и армейской авиацией. А ведь именно так и бывает на настоящей войне. Правда, хотелось бы верить, что в реальных боях летчикам участвовать уже не придется.
Сейчас авиабаза находится на военном аэродроме «Чкаловский», неподалеку от одноименного селения – это чуть меньше тридцати километров к северу от Буденновска. База оборудована по последнему слову техники: недавно сюда поступила новейшая разработка российских вертолетостроителей – Ми-28Н, или «Ночной охотник» (по классификации натовцев угрожающе названный «Опустошителем»).
Посидеть за штурвалом такого «чуда» военно-инженерной мысли довелось и автору этих строк, когда он побывал в авиагруппе по приглашению командования.
Впрочем, подробнее об этом «Открытая» расскажет уже в следующем номере.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях