Поиск на сайте

Из «трудного ребенка» можно воспитать прекрасного человека, считает преподаватель школы-интерната для детей с нарушением интеллекта Таисия Колотушкина
 
О коррекционной общеобразовательной школе-интернате №1 города Железноводска пресса пишет нечасто. У меня был повод посетить этот детский дом: ребята пригласили на свой ежегодный праздник «Золотая осень». Этот интернат старейший в Ставропольском крае - существует он с 1942 года. А с сентября 2006-го приобрел статус детского дома для детей-сирот с нарушением интеллекта. Сейчас здесь живут и учатся 195 воспитанников. О сегодняшнем житье-бытье школы и ее воспитанниках корреспонденту «Открытой» рассказала старейший преподаватель интерната Таисия КОЛОТУШКИНА
 
- Таисия Федоровна, вы проработали 25 лет заместителем директора по воспитательной работе, наверное, за такой огромный промежуток времени повидали немало трагических судеб…
- Да, пришлось повидать многое. Детки ведь наши все из неблагополучных, малообеспеченных семей. Все ребята с отклонениями в умственном развитии.
- Как они к вам попадают?
- В основном это те, от кого отказались родители. Иногда их привозят из наркоманских притонов, есть те, которые занимались попрошайничеством. У каждого из них своя трагическая история.
- А какого возраста ваши воспитанники?
- В основном от 7 до 17 лет. Есть один мальчик, которому уже 20, а он все еще живет у нас в интернате, потому что несколько раз оставался на второй год и никак не может осилить школьную программу. А в детдоме у нас сейчас живут 42 человека.
- Родители их навещают?
- Очень редко. Ребята зачастую сами не хотят к ним ехать на каникулы. У нас был случай, когда девочка поехала навестить своих родных на праздники, так они выгнали ее из дома. Даша (так ее зовут) стала жить на вокзале, вернулась к прежнему образу жизни – скиталась по поездам, аж до Москвы доехала. Милиция ее там поймала на одном из столичных вокзалов, потом сюда к нам с трудом вернули. После того как она еле отошла от «поездки», сказала, что к родителям больше никогда не вернется.
- Говорят, у вас даже семьи создаются, некоторые из ваших выпускников встретили здесь свою любовь.
-          Да, мы и как свадебная контора выступаем: иногда сами подсказываем какому-нибудь мальчику: «Вон обрати внимание на Леночку из параллельного класса». А с Леной проводим перед этим «предварительную беседу». Они же очень застенчивые, закомплексованные. Ребята начинают общаться, влюбляются. Мы этому не препятствуем и даже, наоборот, поощряем. На мой взгляд, таким в какой-то степени ущербным детям лучше искать себе вторую половину именно здесь – чтобы они были равны. В обычной жизни умственно отсталых ребят не жалуют. Сами знаете, над ними насмехаются, оскорбляют. А тут они находят себе равных во всех отношениях партнеров.
- Даже до свадьбы дело доходило?
- Да, гуляли мы на свадьбе наших выпускников Саши Стопикова и Лены Бганцевой.
Саша из многодетной семьи – у него 11 братьев. А у Лены тоже история еще та. Родители у нее медиками были: мама прекрасная медсестра. Многие пациенты старались отблагодарить ее за хорошую работу, и частенько выдавали презенты в виде дорогих спиртных напитков. Постепенно мать спилась, разошлась с мужем. Леночка родилась, когда родители уже были в разводе. Из-за постоянного злоупотребления горячительными напитками во время беременности девочка родилась с поражением центральной нервной системы. Мама вскоре после рождения дочки умерла. Так Лена попала к нам.
В 11 классе Лена и Саша стали симпатизировать друг другу. Первая реакция педагогов на их роман была отрицательная: «Ни в коем случае, никаких романов!» А потом подумали: «А где им еще пару друг другу искать?» Мы с преподавателями стали эту дружбу поддерживать, развивать. В итоге, после окончания школы они поженились. Сейчас у ребят прекрасная семья – родился малыш. Саша устроился работать в строительную фирму водителем – зарабатывает хорошие деньги, дома у них всегда чисто, опрятно.
- Вы, наверное, и в гостях у них бываете?
- Конечно. Живут они в Кисловодске - снимают квартиру, ребята полностью адаптированы к жизни. Мы и сейчас продолжаем следить за их судьбой, как говорят, патронируем их: даем какие-то советы по воспитанию ребенка и просто по жизни. Вот и пожалуйста - нормальная семья, а представьте, что бы было, если ребят вовремя не забрали бы из их ужасных неблагополучных семей – наверняка бы спились, как и их родители. А если бы учились в обычной общеобразовательной школе – считались бы там вечными «дураками» и объектами для насмешек.
- Родителей они своих помнят?
- Еще как. Если бы вы знали, как эти дети любят своих нерадивых родителей. Намного больше, чем дети из нормальных, благополучных семей. И это несмотря на то, что они так над ними издевались. У нас есть девочка, которая насмотрелась столько ужасов от своей матери. Однажды, когда она поехала к ней на каникулы, сожитель матери избил ее. Мать забрали в больницу, так эта девочка, чтобы найти деньги для лечения своей родительницы, покупала на рынке кукурузу, варила ее и продавала возле питьевого источника. На вырученные средства она покупала матери лекарства, так ее и выходила. Это поразительно! Вот послушайте, что Ольга (так ее зовут) написала в своем последнем школьном сочинении о нашем интернате: «Я здесь получила не только общеобразовательную, но и душевную программу. Именно здесь я научилась любить и понимать людей. И если бы не преподаватели, окружившие меня заботой и теплом, я бы, наверное, не выжила».
- Я знаю, что на вечер встреч выпускников в обычных школах ребят не затянешь. А ваши ребята часто возвращаются сюда, чтобы повидаться друг с другом…
- Приходят практически все. Ведь для них наш интернат - дом родной. Они не видели тепла и ласки от своих родителей. Многие признаются, что время, проведенное в этой школе, для них было самым веселым и беззаботным в жизни.
- Многие из них устроились на работу?
- Нет, мы стараемся их устроить по мере возможностей.
- Учителя вашей школы многим ребятам заменяют родителей. А о своих детях вы не забывали с такой сложной работой?
- Забывать-то не забывала, но каюсь, что должного внимания своей дочери не уделяла. Я хотела, чтобы Таня пошла по моим стопам - стала педагогом, но дочь была категорически против. Она мне сказала: «Я не хочу целыми днями пропадать в школе. Своим детям я дам все, чего была лишена». Сейчас Таня водит внуков и в музыкальную, и в художественную школы. Я просто физически не успевала этого делать, поскольку была на работе с семи утра до девяти вечера. Видите, чужих детей воспитывала, а своих обделяла вниманием.
- Вашему детскому дому кто-то помогает?
- Помогают все по чуть-чуть, вот сегодня компания «Вымпелком» привезла много одежды для наших детдомовцев. Иногда местные бизнесмены оплачивают ребятам походы в театр или на экскурсии. Мы и этому рады. В сентябре наша школа стала еще и детским домом. Привезли к нам ребят, а одежды у них нет и покупать ее не на что. Я хотела бы обратиться со страниц вашей газеты ко всем жителям края: если у вас есть какие-то старые, хорошо сохранившиеся вещи, пожалуйста, присылайте их или привозите в наш детский дом. Ребятам они всегда пригодятся. Господь вас вознаградит за помощь обездоленным.
- Трудно войти в доверие к таким обиженным на весь мир детям?
- Очень трудно. Чтобы отогреть их души, нужно искренне полюбить их, тогда и они тебя полюбят. Я, когда двадцать пять лет назад пришла сюда, думала, поработаю годик для стажа и уйду, а получилось, что осталась на всю жизнь. Мне говорили: «Вы должны любить этих детей». Я спрашивала: «А за что их любить? Они все агрессивные, злые». А когда узнала, что практически у каждого ребенка трагическая судьба, посмотрела, насколько они обездолены, поняла, что просто не смогу уйти из нашей школы.
- Я знаю, что многие преподаватели здесь работают десятки лет…
- Да, и это удивительно. У нас есть учитель Нина Едименченко, так она пришла сюда девчонкой после педучилища и доработала до пенсии. Сейчас она ведет предмет, который называется «социально-бытовая ориентировка». Это, можно сказать, обучение ребят жизни. Мы показываем им, как правильно накрывать стол, как стирать, убирать за собой, какая посуда должна стоять на столе, как правильно пользоваться ложкой и вилкой.
- Они разве этого не знают?
- Некоторые из наших воспитанников даже простыней и наволочек в глаза не видели, когда попали сюда. У нас есть мальчик Сережа, так он жил с отцом - бывшим зэком - в землянке и спал прямо на полу. Никаких кроватей, а уж тем более постельного белья в их «доме» никогда не было. Когда он попал сюда, был как волчонок. Ненавидел детей, потому что его постоянно избивали на улице. Социально-бытовая ориентировка для них один из важнейших предметов. Мы прекрасно понимаем, что наши выпускники не будут врачами или учеными - они будут санитарками, уборщицами. Главное, чему мы стараемся наших деток научить - это то, что любую работу нужно выполнять качественно. Если мыть полы, то до блеска, крахмалить белье до хруста.
- И что же они любят делать больше всего?
- У всех разные интересы. Вот Сережа, о котором я упоминала, вообще не мог пользоваться столовыми приборами – все ел руками. Сейчас же мальчик первый помощник на кухне. Обожает готовить, режет салаты. Думаем, что в будущем из него выйдет прекрасный повар.
- Как же вам удается их «приручить»?
- Они очень тонко чувствуют людей. Если к ним с добром, они отвечают тем же. Из любого «трудного ребенка» можно воспитать прекрасного человека. Сами дети, несмотря на то, что родители их предали, очень добрые и отзывчивые. Конечно, преподавателям тяжело, потому что детишки неуравновешенные: сегодня у них одно настроение – завтра другое. Но все их капризы мы терпим, и за это они нам платят своей искренней любовью и привязанностью.
Беседовала Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях