Поиск на сайте

Так называется третья выставка мемориального фестиваля в краевом музее изобразительных искусств. Она посвящена ставропольским художникам Леониду Попандопуло, Виталию Поленову, Евгению Пикалову, Алексею Соколенко. Расцвет их творчества пришёлся на 60-90-е годы прошлого столетия 

Приходите - не пожалеете!

В этом году исполняется 60 лет со дня создания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. К этой дате приурочен Фестиваль мемориальных коллекций – цикл выставок из фондов музея, посвященных художникам, внесшим значительный вклад в развитие изобразительного искусства в нашем крае.  

Музейщики отобрали картины, наиболее характерные для творчества мастеров, и представили архивные материалы, рассказывающие об их жизни. 

Как сказал во вступительном слове главный хранитель музейного фонда Сергей Братчик, творчество Леонида Попандопуло, Виталия Поленова, Евгения Пикалова, Алексея Соколенко, представленных на выставке, интересно не только с чисто искусствоведческой стороны. По их картинам можно изучать историю нашей страны 60-90-х годов, так как социальная тематика в произведениях представлена весьма широко.  

Кто-то может сказать, что искусство того времени было идеологизировано и потому большой художественной ценности не представляет. Но это глубокое заблуждение.  

Да, художники часто выполняли социальный заказ – писали по указке партии, прославляя свободный социалистический труд и простых тружеников полей и ферм. Но они искренне интересовались жизнью этих людей, видели красоту их внутреннего мира и глубоко уважали своих героев.  

Для современной молодежи те годы – уже история. Ее, конечно, можно изучать по книгам, но они в большей степени субъективны в зависимости от позиции их авторов. Изобразительное же искусство объективней, так как оно фиксирует жизнь такой, какая она есть. 

По словам сотрудницы музея Людмилы Волошенко, Евгений Пикалов, например, несколько лет ездил в Арзгирский район, где писал с натуры тружеников села.  

Это реальные живые люди со своими радостями и заботами. Они любили, растили детей, думали, как их прокормить. Какая здесь идеология? Это просто жизнь.  

– Сегодня уже никто не станет писать портрет механизатора, доярки, чабана, – говорит председатель общественного совета при министерстве культуры края Владимир Лычагин. – Сегодня другой социальный заказ, и художник зависит от него, так как хочет продавать свои картины, чтобы жить.  

А реальная жизнь, обычные люди все реже становятся объектом искусства. И то, что музей взял на себя такую важную миссию – сохранение истории Отечества через изобразительное искусство, – это настоящий подвиг. Сегодня таких летописцев среди мастеров кисти практически нет. 

Все четыре художника, представленные на выставке, оставили след в изобразительном искусстве края не только как летописцы советского периода, но и как большие мастера. Они были замечательными рисовальщиками, то есть владели классическими основами живописи. Только тот, кто умеет рисовать, может позволить себе сказать: «Я так вижу», – имея в виду свою манеру письма. 

– У этих художников, несмотря на разность стилей, были похожие эстетические и нравственные ценности, – говорит Владимир Лычагин, – мужчины на их полотнах мужественны, брутальны, женщины – нежны, красивы и целомудрены.  

Посмотрите, например, на картины Соколенко, как он умеет показать красоту русской женщины! Это неброская, целомудренная красота. А какие у него замечательные детские портреты! Он чувствовал этот детский мир, понимал его. 

Алексей Соколенко. «Девочка за красным столом».

Алексей Соколенко. «Казачка».

Трудно не согласиться с оценками Лычагина. Детские портреты Соколенко, действительно, наполнены чистотой, с которой дети смотрят на мир, и той наивной непосредственностью, которая свойственна только юным душам.  

А вот например, картина Попандопуло, на которой изображены всадники времен Гражданской войны. По большому счету в ней нет идеологии, хотя на переднем плане изображен конный красноармеец. Автору важно не то, на чьей он стороне, за какую правду бьется, а то, как в чрезвычайных обстоятельствах раскрываются лучшие качества мужчины – мужественность, отвага.  

Алексей Соколенко. «Медсестра».

А на картине «Полдень», где изображены доярки, видимо, в момент обеденного перерыва, – буйство солнечного света, смеха, улыбок, молодой женской красоты.  

Людмила Волошенко обратила, в частности, внимание на картину Виталия Поленова «Большой Ставропольский канал». Художник изобразил место у истоков канала в Усть-Джегуте. Видны очертания будущей плотины, отроги Кавказских гор.  

Мазки широкие и глубокие с преобладанием желтого и коричневого цветов, символизирующих горы и солнце. И, действительно, по данным ученых, это место признано самым солнечным в округе. Не случайно там потом построят большой тепличный комплекс.  

В заключение хочется сказать, что все-таки мало довелось на выставке увидеть молодых лиц. Неужели высокое искусство все больше становится уделом избранных и, как правило, немолодых уже людей? Хотелось бы ошибаться. 

Сергей ИВАЩЕНКО 
Фото автора 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях