Так, перефразировав известное выражение из «Мастера и Маргариты», хочется воскликнуть на выставке иллюстратора Булгакова, открывшейся в Пятигорске
Сам Филенко родился на Украине, окончил отделение промышленной графики Донецкого художественного училища. Последние тридцать лет, защитив диплом «художника-постановщика художественных фильмов», живет и работает в Москве.
Именно благодаря ему появились многие любимые кинокартины: «Колька», «Сто дней до приказа», «Не стреляйте в пассажира», «Кавказская рулетка», «Похитители книг» и другие. Но все же лично для Филенко главным из искусств является не кинематограф… а литература.
Он блестящий, эрудированный, самобытный иллюстратор. Его работы хранятся в музеях Пушкина и Высоцкого в столице и, конечно, в Лермонтовском музее Пятигорска, с которым Филенко особенно дружен.
Кстати, на открытии «булгаковской» выставки директор музея Ирина Сафарова преподнесла художнику юбилейную медаль от имени Российского Лермонтовского комитета. Сама экспозиция для меня, частого гостя в этом замечательном музее, оказалась вдвойне неожиданной.
С какой любовью для посетителей воссоздана атмосфера великого романа! Печка-буржуйка, в которой застыли полусожженные рукописные листы (как намек на бессмертное «Рукописи не горят!»).
А в другом углу зала стоит зеркало с метлой – то самое, перед которым Маргарита намазывалась волшебным кремом, чтобы отправиться на бал мессира Воланда.
Все известные и потаенные эпизоды «Мастера и Маргариты» столь же явственно оживают на работах Сергея Филенко. Выполнены они в особой манере: вместо холста – белая бумага и тушь, акварель и темпера (краски на яичном желтке). Но уникальна не столько техника, сколько стилистика работ: оторвать взгляд ни от одной невозможно, и описывать их словами – дело неблагодарное.
Сам Филенко признается, что над экспозицией работал около двадцати лет. Перечитывал роман, а рисовать садился, дожидаясь некоего эмоционального «удара». Не случайно под каждой работой – точная строка из книги. Похоже, излюбленная героиня автора – это Маргарита, которая предстает на выставке одного автора в самых разных (но неизменно призрачных, тонких, тающих в воздухе) обликах.
В общем, после такой выставки непременно хочется снова взять в руки томик Булгакова и читать, читать, читать…
Добавить комментарий