Поиск на сайте

Связь с богом и душой древние славяне держали с помощью тряпичных игрушек

 
Из глубины веков
До принятия христианства на Руси наши предки были язычниками. То был уникальный культурный исторический пласт в биографии славян. С высоты XXI века многобожие, ритуалы и обряды с примесью магии и неистовой веры представляются проявлением невежества дикого народа. 
Между тем русские люди познавали бога через природу и взаимодействие с высшими силами, вступая с ними в контакт силой воображения и тягой души. И где-то здесь, на стыке Ведической Руси и Православия, язычества и христианства, кроется та самая загадочная самость русского народа, тот воспетый классиками особый русский дух. 
Мы, нынешние, мало что знаем о том времени и лишь душой только можем чувствовать, что с нами что-то не то. Наверно, это «не то» и есть зов предков в ту изначальную, родную эпоху, где все было чисто, наивно и искренне - и любовь, и вера, и сама жизнь.
Напоминанием о корнях, о традиционной культуре русского народа стала выставка народных и авторских кукол «Круглый год». В ноябре-декабре в стенах историко-краеведческого музея Георгиевска ее посетили сотни горожан. 
Авторы выставки - четыре мастерицы из Волгограда: Елена Елисеева, Людмила Смирнова, Наталья Глаголева и Татьяна Ильинская. Предприниматель, пенсионерка, инженер и хозяйка частного дома-музея.

 

На все случаи жизни
Куклы у русского народа разделяются на обереговые, игровые, обрядовые и заговорные. 
Обереговые  куклы не имеют лица. Так издревле делалось для того, чтобы не дать вселиться в куклу злым силам и не навредить себе. В более позднее время, с принятием христианства, в некоторых губерниях на лицах обереговых кукол  стали изображать крест как защиту от злых духов. 
Куклы с лицами - с глазами и губами - считались игровыми, их дарили на благополучие, на достаток.
Каждая кукла «работала» на конкретного хозяина или ситуацию. Например, кукла «Семейная пара», когда муж уходил на заработки, оставалась «за него». С куклой жена разговаривала, желала мужу удачи. Но когда он возвращался, куклу сжигали или выбрасывали, потому что в доме не должно быть двух хозяев. 
Уникальна кукла «Заместитель». Это единственная мужская кукла-оберег. Ее «вертели» (так раньше называли процесс изготовления кукол) к Крещению. Считалось, когда мужчина прыгает в прорубь, из него выходит нечистая сила. А чтобы она не вселилась в него вновь, мужчине дарили оберег. 
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, если заболевшего человека обложить такими куклами, он выздоровеет.
Очень ценилась предками кукла «Три узла». Ее «вертели» и дарили с присказкой: «Три раза перекрутись, в три узла завяжись, но семью сохрани». Кукла представляет собой мужчину и женщину, связанных узлами в изголовье. Узлы символизировали крепость семейных уз - общие мысли, движение в одном направлении, рука об руку. Такая кукла была в доме главной и вешалась на видном месте.
Изготовление кукол обычно сопровождалось заговором, который творила либо самая старшая женщина в семье, либо специально приглашенная ворожея. 
Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Заговоренных кукол ставили рядком на печке у трубы и хранили до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.
Были куклы и в помощь хозяйке. Так, куклу «Десятиручку» часто дарили невесте на свадьбу, чтобы все успевала. А для того, чтобы в доме было сытно и богато, хозяйка после сбора урожая делала куклу «Зерновушку» или «Крупеничку». В ее основе - мешочек с зернами, собранными с поля. Эту куклу женщина делала и для того, чтобы у нее были дети.

 

«Бабы» и «Дуры»
Придумав богов, люди почувствовали себя уютнее в этом непонятном мире. Разным богам в жертву они приносили разных кукол. У каждой из них было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило… 
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
Среди обрядовых кукол известны те, которыми наши предки вызывали дождь в засуху или прекращали его. С этой целью в каждом дворе «вертели» 7 куколок. Если дождя не было 7 дней, мастерили куклу с ведрами - тогда небо точно расщедривалось. 
Кукла «Коляда» мастерилась без рук, что означало: наступило время бездействия, крестьяне не работают. С этой куклой славяне ходили по дворам с песнями, собирали угощение. 
Самые первые куклы делались из золы. Золу смешивали с водой, катали шарики, на один из них надевали «юбку». Эту куклу называли «Баба» - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом женщины и ее очага. А вот куклы из дерева почему-то назывались «Дуры» - такие мастерили в подмосковном селе Богородском.
Заговорную куклу, на которую наговорено заклинание, славяне тщательно берегли. Ей отводили специальное место в избе, ставили в «красный» угол, прятали в сундук, клали в приданое. 
В «красном» углу всю зиму обычно стояла кукла «Крупеничка», которая хранит силу урожая. А вот тряпичную куклу «Куватку» за две недели до рождения ребенка будущая мать помещала в колыбель, чтобы кукла согрела её. После рождения ребенка куколку вешали над кроваткой и считали, что она отгоняет злую силу. А если  в семье случались ссоры, женщина открывала окна и специальной куклой, будто маленьким веником, «выметала сор из избы».

 

Никакой мистики
«Вертели» кукол женщины не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу сделанного и желая добра своим близким. 
Современные психологи сравнивают этот процесс с медитацией и убеждены, что осознанное и хорошо сформулированное желание, которое вынашивает мастерица, превращается в намерение, которое двигает и направляет на правильный путь. 
А в разговоре с куклой человек оказывается равен самому себе, раскрывая свою душу кукле, делясь с ней невзгодами и печалями, тем самым высвобождая негативную энергию. Так что кукла в семейных обрядах служила для выравнивания психо-энергетического поля семьи.  
Считалось, что ткань - старая одежда, из которой «вертели» кукол, носила энергию членов всего рода. А потому готовые куклы вселяли в людей уверенность,  чувство защищенности. 
Картина мира наших предков представляет пространство дома как живое и одухотворенное. Между людьми, живущими в доме, и духом дома шел диалог, построенный на мощной вере. И магия кукол была направлена на добро и благополучие, на сохранение семьи и продолжение рода.

 

Елена САРКИСОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях