Поиск на сайте

Изумительная по мастерству и эстетическому наслаждению персональная выставка Елены Вавакиной работает в Пятигорске

Ах, как хочется вышить всё сразу
А потом ещё больше набрать!
Это мания, это-зараза:
Вышивать, вышивать, вышивать…
(Стихи неизвестного автора)
 

Это не просто вышивки, а именно картины – по сюжетам, богатству оттенков, и самое главное – по впечатлению, которое они производят. Только в отличие от живописи, которую смотрят на расстоянии, дабы в упор не видеть грубых мазков, эти картины и впритык хороши, когда, уткнувшись носом, пытаешься понять секрет стежка.

Часть сюжетов оригинальна, часть - фрагменты известных полотен русских и зарубежных живописцев: «Сотворение Адама», «Царевна-Лебедь», «Мокрый купидон», «Сикстинская мадонна». Икона Казанской Божией Матери и яйцо Фаберже, соборы Санкт-Петербурга и гейша, Наоми Кемпбелл и бабочки, фрукты…

- У меня нет предпочтений, - говорит Елена. – Понравится картинка – беру и вышиваю.

Полное разнообразие у нее и в технике вышивки. Хоть она и предпочитает крест, но для большей художественной выразительности использует и полукрест, и четвертькрест, и «французские узелки», и бэкстич (наши бабушки назвали это «назад иголку»), петельчатый и стебельчатый швы, а также чешский калиброванный бисер, бусины, ленты из атласа и органзы…

Если в темах она всеядна, то в остальном – выбор фирмы-дизайнера, ниток и, наконец, багетной мастерской – разборчива. Секретами делится со всеми желающими, и не просто делится, а показывает: тут же, на выставке, на специальном столе лежит неоконченная работа, и каждый может попробовать сделать пару стежков.

 
 
Неоконченная работа.Каждый посетитель выставки мог при желании её продолжить.
 

Идея персональной выставки, открывшейся в Центральной библиотеке Пятигорска, принадлежит подругам Елены. 11 лет она вышивала для себя, развешивая работы по стенам своей квартиры и раздаривая их друзьям. Каждый приход гостей к рукодельнице сопровождался советами, а то и укорами: творчество всегда предназначено людям, такую красоту нельзя скрывать!

Пятигорчанка Елена Вавакина по образованию музыкант, пианистка. Но любовь к рукоделию передалась по наследству – от прабабушки-белошвейки, выпускницы Смольного института благородных девиц, и бабушки-модистки, на зингеровской машинке обшивавшей всю городскую знать. Так что обучить внучку было кому.

Работа над одной картиной занимает у нее, в среднем, от одного до шести месяцев. Около года ушло на самую трудоемкую работу – «Соборы Санкт-Петербурга» (112 оттенков ниток, 18-я канва, в одном сантиметре которой помещается семь крестиков).

- И где на это взять время? - спросят молодые. И будут неправы. А сколько времени они сидят в соцсетях или болтают по мобильнику?

- Ох, нет, это не по карману, - скажут пенсионеры, у которых, допустим, есть желание и время. И будут правы: набор и последующее оформление вышивки стоит, в среднем, от 3 до 5 тысяч рублей.

Продавцы «рукодельных» отделов подтверждают: дорогим стало это удовольствие, потому и стих бум в вышивании, начавшийся десять лет назад.

Колоссальная усидчивость, аккуратность, скрупулезность, терпение – необходимые качества для вышивания, и они безжалостно выбраковывают ряды желающих. Посчитайте-ка: в каждой из картин используется от 15 до 112 оттенков ниток, в каждом сантиметре канвы - от 5,5 до 7,2 крестика.

А нагрузка на позвоночник, на зрение? Они не больше, чем у заядлого книгочея или любителя телесериалов. Зато результат творческих потуг стоит того… Кстати, а творческих ли? За тебя нарисовали сюжет, расчертили его на квадратики, пронумеровали нитки… Втыкай себе бездумно.

Ее на выставке так и спросили:

- Какое же это творчество – купить схему и четко выполнять инструкции?

- Вот ведь какая штука, - медленно, подбирая слова, ответила вышивальщица с музыкальной профессией. – Вас же не удивляет, если я, как пианист, исполняю этюды, польки, полонезы Шопена, а не свои? Вы же не скажете, что это не творчество?

Замечательное сравнение!

Никто не знает, где, на каком этапе высокое мастерство (а у Елены оно именно такое, вы не увидите в ее картинах ни одного узелка) становится искусством, где та грань, за которой начинается творчество?

Картины вышивальщицы из Пятигорска вызывают восхищение, желание отгадать секрет мастерства, побуждают (судя по отзывам) сделать подобное.

 
 
Икона Казанской Божией Матери. Этот сюжет разработала дизайнер из Болгарии Стоянка Иванова. Прежде чем приступить к вышивке Елена испрасила благословения у пятигорского священика, который позже освятил и окончательный труд
 

Вот для тех, кто «загорелся» идеей вышивания, максимум советов от этой удивительной мастерицы.

Если вы представляете вышивку по когда-то виденным в далеком детстве бабушкиным пяльцам, знайте: эта картина далека от современного рукоделия, как азбука Морзе от Скайпа. Сейчас даже, благодаря пластиковой канве, существует объемная вышивка формата 3D! Есть водорастворимые нитки для разметки канвы, специальные фломастеры-маркеры, след от которых исчезает на свету, водорастворимая канва для вышивки на одежде и многое, многое другое…

Но ближе к делу.

Свои собственные сюжеты, даже если ты сам прекрасно рисуешь, лучше не создавать. Как и не соблазняться интернетовскими сайтами, предлагающими «вышивку по вашему фото». И в первом, и во втором случае это будет просто примитивное разложение рисунка на пиксели. Опытные вышивальщицы называют это «прогоном».

Когда снимок человека или рисунок просто прогоняется через специальную компьютерную программу и предлагается потребителю. О качестве тут не может быть и речи. Для того, чтобы получить художественную разработку для вышивания, необходимы вкус, образование, хороший глаз.

Фирма-производитель поступает так: она обрабатывает изображение в компьютерной программе, но после этого как минимум трижды пропускает его через руки вышивальщиц.

С каждым отшивом вносятся поправки – может не понравиться выражение глаз, покажется неестественной цветовая гамма лица, а элементы природы - излишне кричащих оттенков… Убираются одиночные крестики, чтобы не усложнять работу вышивальщицы… Только после этого обкатанная разработка предлагается потребителю.

Елена Вавакина советует выбирать дизайнерские фирмы «Золотое руно», RTO, Riolis (Россия), Dimensions, Janlynn (США), Lanarte (Голландия), Heritage (Великобритания), Kustom Krafts (Канада). Наборы этих производителей есть во многих магазинах Пятигорска, специализирующихся на рукоделии.

Традиционные для вышивальщиц пяльцы постепенно уходят в прошлое. Они не всегда удобны и даже могут испортить работу. Ведь если отложить вышивку на некоторое время (а так чаще всего и бывает), может оказаться, что круг от зажима, залом, трудно разутюжить. 

У Елены - диванный станок, который ставится прямо в кресло, на раму крепится вышивка. 

Она отдает предпочтение ниткам фирм DMC (ди эм си), Anchor и Madeira. Принято считать, что самая удобная длина нити, вдетой в иголку и сложенной вдвое, 60 см. А если это металлик, то вообще – чем короче, тем лучше.

Подобрать паспарту и рамку, чтобы картина «ожила», не так просто. В Пятигорске несколько багетных мастерских, но только в одной из них, считает она, работают высококлассные мастера с художественным вкусом. (Не называем, чтобы не обвинили в рекламе.)

Вышивку безумно усложняет использование металлика (люрекса). Золотая или серебряная нить часто выскальзывает, рвется. Но и отказаться от нее совсем нельзя. Это понимаешь, разглядывая  икону, яйцо Фаберже или портрет Нефертити.

Еще тяжело вышивать узор на черной канве. Это требует особого мастерства – клетки почти не видны.

 
 
Мокрый купидон
 

Любое искусство, если им искушен много лет, расширяет кругозор умельца.

Елена может многое рассказать об истории вышивки. Эта красота, столь редкая в наше время, и в старину, даже в языческой Руси, отнюдь не была предметом лишь быта. Она выполняла и ритуальную роль.

В ворот, подол, рукава на русской национальной одежде зашивали добрые мысли, они были оберегами, защищали от проникновения дурного. В кисетах зашивались пожелания здоровья, счастья и доброго пути. На фартуках - символы урожая, плодородия, плодовитости.

А вот узелков старались избегать, считая, что они приносят несчастье.

 

Ольга ВАСИЛЬЕВА
Пятигорск
 
 
Наоми Кемпбелл
 
 
Царевна-Лебедь
 
 
Как это сделано
 
 
Соборы Санкт-Петербурга
 
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях