Поиск на сайте

Мэрия Ставрополя узаконила абсолютный беспредел на дорогах города

 

Вот уже третий год подряд в Ставрополе лихорадит транспортную отрасль. Водители пишут петиции в прокуратуру, газеты и лично президенту и не вылезают из судов с мэрией. Они оспаривают итоги прошедшего еще два года назад муниципального конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, который одна московская газета прямо назвала «коррупционным», а антимонопольщики края усмотрели при его проведении десятки нарушений.

 

Разделяй и властвуй
Подобные муниципальные конкурсы проводятся в Ставрополе с 1994 года. Неизменно в них участвовали индивидуальные перевозчики, с которыми мэрия заключала прямые договоры. Очередной конкурс должен был пройти летом 2006-го, но его проведение почему-то отложили. Чиновники мэрии успокаивали встревоженных водителей: дескать, мэрия разрабатывает новую концепцию пассажирских перевозок, к созданию которой якобы привлечены лучшие ученые города. 
И вот в ноябре 2006 года в «Вечернем Ставрополе» было опубликовано официальное положение о конкурсе. Всего на торгах предстояло разыграть 40 городских и 15 пригородных маршрутов, которые должны были «закрыть» 1856 машин. 
Но огромное недоумение перевозчиков вызвали новые конкурсные правила: если раньше на тендер выставлялось каждое рабочее место на каком-то из маршрутов, то теперь – обслуживание маршрута целиком. Учитывая, что на некоторых направлениях требуемое число машин достигало полусотни, выиграть конкурс могли исключительно крупные автопредприятия. Индивидуальных же перевозчиков от участия в торгах фактически «отжали». 
Несколько частников с 15-го и 51-го маршрутов подали иск в краевой арбитраж, который их претензии к мэрии Ставрополя удовлетворил и признал порядок проведения конкурса антиконкурентным. Это решение подтвердил и апелляционный суд в Ессентуках. Однако кассационная инстанция Северо-Кавказского округа почему-то встала на сторону мэрии. 
Естественно, аппетиты у монополистов были крутые – каждая крупная компания хотела получить сразу несколько прибыльных маршрутов. Но для гарантированной победы нужно было выставить на конкурс новенькие исправные авто, да еще и с непьющими опытными водителями. А где их столько взять? Вот монополисты и придумали хитрый способ – принялись тасовать одни и те же машины между разными маршрутами. 
Например, на 15-м маршруте, по условиям конкурса, должно было быть не менее 32 машин, а компания «Автолайн-Юг» официально заявила здесь только 22 «ГАЗели», причем с невинномысскими госномерами. А некоторые компании даже «морочиться» не стали, привлекая авто с других маршрутов... и умудрились выиграть конкурс, имея в наличии в разы меньше машин, чем было необходимо для обслуживания того или иного направления. 
Например, на 51-м маршруте, где по условиям конкурса должно быть не менее 47 авто, победителем вышло муниципальное автотранспортное предприятие (МУАП) с парком всего 30 автобусов. 
ООО «Ставлайн», за которым числилось только четыре автобуса, умудрилось победить на 42-м маршруте, куда требовалось не менее 34 машин. А вот сверхнапряженный 32-й маршрут, где требуется ежедневно полсотни автобусов, отошел ООО «Ставропольавтотранс»... с десятью авто.

 

Узаконили беззаконие
Причем даже записанные в конкурсных заявках перевозчиков машины зачастую существовали только на бумаге. Незадолго до конкурса все компании-перевозчики заключили договоры аренды машин с частными «извозчиками», которые всегда и работали на маршрутах города.  Но в договорах этих был один прелюбопытный пункт: они вступали в силу, только если компания-арендатор выигрывала конкурс, то есть с точки зрения закона у победителей вообще не было собственных автобусов для перевозки пассажиров.
Как такое вообще могло произойти?! Каким образом эти нелепые итоги утвердила конкурсная комиссия, куда входили офицеры ГИБДД и даже главный государственный инспектор автодорожного надзора по краю Василий Леньков, основная задача которых – обеспечивать безопасность на дорогах?! А какая уж тут безопасность, если по результатам конкурса число автобусов и маршруток оказывалось в разы меньше необходимого, следствием чего должны были стать огромные очереди на остановках и в итоге - транспортный паралич целых микрорайонов?!
Однако чиновники быстренько сообразили, как сгладить все подобные шероховатости. Количество машин, которые должны работать на каждом маршруте, было расписано в приложении к постановлению мэра Кузьмина о проведении конкурса, то есть имело силу закона. И вдруг каким-то чудным образом оказалось, что это вовсе не закон, а некая «техническая характеристика маршрута». То есть может быть больше, а может – меньше. Вот такая юридическая казуистика. 
А следом мэрия придумала еще более хитрый ход: задним числом в типовой договор, заключаемый по итогам конкурса с перевозчиками, включили странную норму: компания может иметь на балансе сколько угодно машин, но в течение месяца после подведения итогов тендера должна довести их число до той самой «технической характеристики маршрута». 
Такая норма полностью перечеркивала саму суть конкурса – ведь все новые авто, которые победитель должен был «привлечь» постфактум, не оценивались конкурсной комиссией. То есть мэрия узаконивала абсолютный беспредел на дорогах города. 
И чтобы все эти грубейшие нарушения сразу же не вылезли белыми нитками, итоги конкурса подводили вместо положенного законом месячного срока почти четыре месяца, причем все это время в составе конкурсной комиссии происходили какие-то изменения, о которых – опять-таки в нарушение закона – самим участникам ничего не было известно. 
В общем, результаты конкурса появились в «Вечернем Ставрополе» лишь в апреле прошлого года. 
Но игра стоила свеч. Победителями конкурса были признаны шесть компаний, причем три из них («Ставропольавтотранс», «Ставлайн», «Такси-плюс») принадлежат одному человеку – Омару Айдамирову, очень дружному с тогдашним главой города.
Теплые отношения между транспортниками и мэрией подчеркивает и вот какой факт: бывший директор «Ставлайна» Сергей Бабич, наделавший на предприятии гигантских долгов по зарплате и поставивший его на грань банкротства... вместо привлечения к ответственности недавно пошел на повышение – стал замначальника управления транспорта администрации Ставрополя. 
Владельцем еще одной компании – «Автолайн-Юг» – которой по итогам конкурса также отошли несколько очень прибыльных маршрутов, является Денис Слинько – зять экс-министра транспорта края.

 

Где колесят «леваки»?
По сути, после окончания конкурса все частные «извозчики» в Ставрополе оказались на нелегальном положении. У каждого маршрута появился свой хозяин, который не потерпел бы в своей вотчине хоть и мелких, но конкурентов. Отныне частники могли работать только на какого-нибудь «большого дядю», сдавая ему свою машину в аренду. 
Причем еще и с доплатой – каждый владелец «ГАЗели» должен был отстегивать компании-монополисту тысячу рублей в месяц, которую та, в свою очередь, обязана была передавать мэрии «на содержание маршрутной сети города». Однако эти деньги до администрации почти не доходили: за последние два года по пути в казну исчезло около 11 миллионов рублей.
Между тем продолжало расти в городе и число «левых» маршруток, которые не только не прошли сито конкурсной процедуры, но и вообще не были учтены ни в одном документе. Это были «бомбилы» из окрестных сел и городков, которые неуклонно тянулись в Ставрополь в поисках заработков, и их тут же под свое крыло подбирали монополисты, владеющие прибыльными маршрутами. 
«Такса» для каждого такого извозчика была стандартной – за право работать без документов и не платя налоги нужно было отстегивать владельцу маршрута от 500 до 800 рублей в день. Это примерно треть выручки. Плюс еще нужно выплачивать кредит за маршрутку, платить за топливо, ремонт машины и много чего еще. Остаются сущие копейки. 
Вот и получается, трудяги-водилы горбатились за копейки, а «большие дяди» за чужой счет жировали, палец о палец при этом не ударяя. 
По примерным оценкам, нынче по улицам города колесят сотни таких «левых» маршруток. Среди них немало неисправных машин, за рулем которых сидят больные, не-опытные, проштрафившиеся водители, которые реально создают угрозу безопасности на дорогах Ставрополя. 
Как следствие – нездоровая конкуренция, бешеные гонки водителей в погоне за пассажирами. На узких, убогих ставропольских улочках это нередко приводит к авариям, в том числе со смертельным исходом. 
Спустя полгода после проведения конкурса «Открытая» газета совместно с городской общественной организацией индивидуальных автопредпринимателей «Единство» и краевым ГИБДД провела рейд по городским маршрутам. За час бдения на 15-м маршруте мы насчитали больше двух десятков машин, но среди них не было ни одной из тех, которые прошли по конкурсу и официально значились во всех документах мэрии. 
Получше была ситуация на 17-м маршруте: здесь уже каждая вторая машина – из числа прошедших конкурсный отбор, остальные – «попутчики», которых сюда перебросили с других направлений, а также те самые «леваки» из окрестных сел и аулов. 
По каждому нарушению был составлен акт. Эти бумаги ушли в компетентные органы: в думу Ставрополя и края, краевой совбез, прокуратуру и транспортную инспекцию. Никакой реакции. В общем, все законы в крае мертвы!

 

Страусиная позиция
То, что ныне ситуация в транспортной сфере Ставрополя близка к критической, отмечают даже сами чиновники. Об этом в начале года поведал в служебной записке начальник городского управления транспорта Роман Марченко: «Практика показала полную несостоятельность концепции организации пассажирских перевозок через частные предприятия... Транспортные предприятия практически не ведут работу по повышению транспортной дисциплины водителей, соблюдению ими Правил дорожного движения и правил перевозки пассажиров... Резко повысились показатели по совершению ДТП с участием пассажирского транспорта... Хроническим стало несоответствие фактически участвующих в пассажирских перевозках транспортных средств и указанных в договорах». 
Записка обстоятельная, на пяти листах. В конце – конкретные предложения, среди которых основное: провести новый конкурс на право пассажироперевозок, но по старым правилам, то есть заключив договоры не с крупными компаниями, а с отдельными извозчиками. Почти одновременно с Марченко к аналогичному выводу пришло и краевое управление Федеральной антимонопольной службы, которое хоть и с опозданием, но признало итоги «маршрутного» конкурса 2007 года незаконными. 
Однако вместо того, чтобы откликнуться на здравую критику, мэрия Ставрополя тут же побежала в арбитражный суд с иском к антимонопольщикам. В ее многостраничном и водянистом иске есть одна золотая фраза, которая позабавит любого юриста своей бестолковостью: «Сама по себе возможность проиграть конкурс... не влияет на развитие конкуренции». Этой фразой мэрия полностью выдала свои тайные замыслы: монополизация рынка пассажирских перевозок, уничтожение всякой конкуренции, – вот какова была основная цель злополучного конкурса.

 

"Тихая революция" уже началась
Решающее заседание арбитража назначено на 16 апреля, и его с нетерпением ждут все транспортники города. Впрочем, даже судебное решение не может скопом решить все проблемы транспортной сферы, копившиеся годами. Нужна политическая воля «отцов города». 
Во-первых, необходимо срочно реанимировать троллейбусный парк. И первый (хоть и робкий) шаг в этом направлении уже сделан – на предприятие, давно находящееся в частных руках, директором был назначен переведенный из администрации Вадим Степанов, ранее работавший замдиректора комитета городского хозяйства. Теперь осталось рассчитаться с многомиллионными долгами и заняться обновлением автопарка и инфраструктуры, на которые без жалости взирать невозможно.
Во-вторых, нужно вплотную заняться проблемами автобусного предприятия. Как известно, недавно сюда закупили полсотни новеньких автобусов (которые в народе прозвали «зелеными»), да только ездят они по маршрутам опять-таки безо всякого конкурса. И ладно, что ездят.
А вот десятки автобусов Mercedes примелькавшейся горожанам бело-красной раскраски стоят на приколе у компании «Ставропольрегионавто» – они конкурсную процедуру прошли, но от другой компании, и на этом основании мэрия не выпускает их на рейсы. Что одним дозволено, другим – ни-ни...
Наконец, в-третьих, надо отменить итоги прежнего скандального конкурса на право пассажироперевозок и провести его заново. А до того перезаключить с каждым извозчиком персональный срочный договор. При этом нужно узаконить все маршрутки, бегающие по ставропольским улицам нелегально. Их владельцы за это проголосуют обеими руками, ведь для них выгоднее исправно платить налоги, чем каждодневно отстегивать хозяину маршрута кругленькую сумму «за воздух». 
Причем на некоторых маршрутах Ставрополя такая «тихая революция» уже началась. Мэрию уже заставили перезаключить персональные договоры бригады на маршрутах №№1, 12, 33, 59 – нашлись там активные, толковые лидеры, которые сумели сплотить вокруг себя других водителей против чиновничьего произвола. На подходе еще несколько маршрутов, где извозчики вот-вот взбунтуются и поставят обнаглевшим хозяевам-хапугам жесткий ультиматум. 
«Открытая» со своей стороны обещает деятельно участвовать в разрешении этого застарелого конфликта и держать читателей в курсе событий. Ведь каждого ставропольца интересует вопрос: «На чем поедем завтра?!»

 

Антон ЧАБЛИН
обозреватель 
«Открытой» газеты

 

серж17 апреля 2009, 14:28
 
 
 
 

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко...

Правдоруб17 апреля 2009, 14:28
 
 
 
 

Антон, что ты написал?...этож чистейшая заказуха! Самому не стыдно? ...все вывернуто на изнанку! ...толи сам не знаешь о чем пишешь и просто продал свое имя, толи тебя специально дерьмом накачали, чтоб ты потом срыгнул все это на страницы вобщем-то неплохой газеты! Очень жаль!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях