Поиск на сайте

В Ставрополе в музее изобразительных искусств в торжественной обстановке открылась персональная выставка популярного российского художника Никаса Сафронова

 

Поскольку известность художник зарабатывает не только картинами, но в равной степени и скандальностью, сопровождающей его немалый творческий путь, музей изобразительных искусств, обычно не жалеющий красок на анонс очередной экспозиции, на этот раз отделался информацией, скорее, нейтральной, хотя и не отрицающей заслуг именитого гостя.
Последнее, впрочем, объяснить можно тем, что задача музея – дать возможность увидеть работы художника зрителю, который, в свою очередь, пусть уж сам критикует, ругает, восхищается.
Итак, вниманию публики представлены восемь десятков работ различных жанров: портреты, пейзажи, сюжетные композиции, как заявил автор, к слову, впервые прибывший в Ставрополь, все они написаны в традициях символизма. Есть среди них и картины в эксклюзивном авторском стиле Dreаm vision, благодаря которому Сафронов попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Ловко и в то же время точно в характеристике художника музей прибегнул к словечку «успешный», сообщая, что с его картинами большинство зрителей знакомы лишь по журнальным репродукциям, ведь большая их часть украшает частные собрания в России и за рубежом, музеи Западной Европы и Америки.
Известными коллекционерами куплено более 800 полотен Сафронова. В список почитателей мастерства художника попали Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Мадонна, Михаил Горбачев, Никита Михалков, бизнес-миллиардеры из списка Forbes (ни одной из этих картин на выставке не было, все работы из мастерской художника).
Феномен Сафронова, если можно так сказать, в том, что едва ли кто-то еще в России из его коллег-современников наталкивает на размышления о грани между искусством и бизнесом. Никаса упрекают и клеймят столь же яростно, сколь защищают и восхищаются им, и этот спор только разгорается. Точно можно сказать лишь то, художник – продукт нашего времени, со свойственным ему множеством смысловых оттенков, недосказанностью и двуликостью.
Художник неплохо подкован коммерчески и своему творчеству цену знает. Как поговаривали в кулуарах, одна работа в среднем тянет на 10 тысяч евро, что стало едва ли не главной сенсацией выставки, не считая ее самой.
Одни уверяли, что оно (большое искусство) того стоит, другие кривились и фыркали, заявляя, что та-ко-е даже бесплатно не повесят у себя в прихожей. В общем, мнения разделились в полном соответствии с тем, насколько спорно и неоднозначно само творчество художника -человека-маски. Кажется, стоит немного поднапрячься – и случится разоблачение, маску с художника пытались сорвать многие, но сделать это пока не удалось никому.
Местные журналисты, которым дали с полчаса поговорить с гостем, такой амбициозной задачи перед собой не ставили, однако ощущение того, что перед тобой маска, только окрепло. Не то чтобы собеседник подал для того явный повод – уж больно резко диссонировали его патриотические ноты с тем своеобразным символизмом, который привезли в Ставрополь.
К слову, развесить свои картины Сафронов доверил музею самому, по собственному усмотрению. Однако часа за три до открытия выставки решил, что с поставленной задачей в провинции справились не вполне, и принялся менять картины местами.
Художник философски рассуждал о российском патриотизме, об истинном искусстве, которое свойственно только нам, о недалеких американцах, вообще плохо разбирающихся в возвышенном. Не экономил Никас светлых и чистых красок на местных чиновников и депутатов, успевших его обаять и вручить на память фирменные часы, восхищался чистотой города, что повторил раза три.
Больше всего вопросов к художнику вызывала серия его портретов с кошачьими головами (в их числе и автопортрет, к слову, совсем не похожий на прототип, – пожилой, упитанный и взъерошенный). Фишка, как пояснил автор, в том, что если просветить кошачью морду рентгеном, то за ней обнаружится реальный исторический персонаж. Как насладиться зрителю этим слоеным пирогом из физиономий без рентгенаппарата, осталось невыясненным.
О чем мечтает художник, спрашивали журналисты? Мечтает он состояться профессионально, прославить страну и жениться.
В чем состоит его миссия? В том, чтобы способствовать возрождению России, помогать стать сильной и привлекательной, отвечал художник. И посоветовал журналистам больше писать о простых людях, врачах и учителях, работягах с мозолистыми руками – они, мол, цвет и соль земли русской. Никто с благородным посылом мастера не спорил, говорил он верно. Однако чем больше рассуждал, тем больше вопросов к нему назревало.
Почему, скажем, лиц простых тружеников нет даже под кошачьими масками? Художник, уверяют, человек истинно верующий, возродил и построил 99 храмов, но почему выставка обошлась без божественных мотивов?
Сейчас Сафронов работает над портретом Геннадия Григорьевича Онищенко, руководителя Роспотребнадзора РФ, по признанию художника, человека патриотичного, умного, эрудированного, доброго.
Известно, что, наряжая своих героев в одежды императоров, бояр, фельдмаршалов, Никас тем самым старается сделать их лучше и благороднее. И снова вопросы. Не повредят ли собольи накидки и плюмажи статусному чиновнику с безупречной репутацией? Порадует ли портрет кого-либо еще, кроме заказчика, главного санитарного врача России?

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях