Поиск на сайте

 

 

Старейшего актера Ставропольского академического театра драмы Виктора Поморцева знает и любит вся страна. Он работал с самыми известными и талантливыми режиссерами - Алексеем Германом, Кареном Шахназаровым, Георгием Кузнецовым. Снимался в таких известных фильмах,  как «Город Зеро», «Ермак», «Сны»,  «Хрусталев,  машину!» и многих, многих других. Всего в его актерской коллекции больше 17 фильмов и сотни театральных работ. Куда бы он ни уезжал на съемки, с какими бы мастерами жанра ни работал, всегда возвращался в наш театр. В этом году исполняется ровно 40 лет, как Виктор Поморцев радует своими работами ставропольских зрителей!  Виктора Константиновича называют «мастером эпизода», небольшую роль он может исполнить так потрясающе и проникновенно, что зритель  за всю многочасовую постановку запоминает именно его выход. Сам актер признается, что в профессию он попал случайно. Корреспондент «Открытой» встретилась с одним из самых любимых ставропольской публикой артистов.

 

- Виктор Константинович, вы столько лет верны одному театру и одному городу. Вы, наверное,  родом из Ставрополя?  
- Нет,  я пермяк, приехал сюда из Ленинграда в 69-м году, после окончания вуза,  с Володей Гурьевым (ныне известный ставропольский актер, руководитель театра-студии «Слово»). Почему выбрали этот город, до сих пор не знаю,  просто ткнули пальцем на карте - и все. Честно признаться,  не думал, что актерская профессия настолько увлечет меня. Я из простой рабочей семьи, а с малых лет играл в самодеятельном театральном кружке, в ТЮЗе, считал себя суперактером, пока однажды в наш пермский театр не приехали московские режиссеры. 
 Они вернули меня с небес на землю. Сказали: «Учиться вам надо, молодой человек!». Вот я и поехал в город на Неве и с легкостью поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс Василия Меркурьева и Елены Мейерхольд. Учился вместе с Мариной Нееловой и Татьяной Ивановой. 
- Говорят,  ваше первое знакомство с «важнейшим из искусств» произошло, когда вы были еще студентом?
- Да, так и было. Я снялся  у режиссера Андрея Смирнова в картине «Комиссар» - это моя первая роль в кино, сыграл я красноармейца. Моими партнерами по съемочной площадке были тогда тоже совсем молодые Николай Губенко и Георгий Бурков. 
- Об этом фильме тогда много говорили, наверное, появились первые поклонницы?
- Какие там поклонницы! Из-за этой роли я  чуть не вылетел из института. Тогда студентам строго-настрого запрещалось сниматься в кино. Это сейчас почетным считается, если начинаешь сниматься в юном возрасте,  а тогда отчисляли без суда и следствия.  Если бы за меня не вступился другой мой педагог, великий режиссер Григорий Наумович Чухрай, неизвестно, где бы я сейчас был.
 Помню,  как в молодости меня в ЛГИТМИКе называли сыном Сергея Филиппова из-за внешнего сходства с актером. Помню, как я однажды лицом к лицу столкнулся с ним в институте и судя по его недоуменному взгляду понял, что тот и сам удивлен сходством.
- И как же вы себя ощущали в провинциальном театре, получив столичное образование и поработав в кино?
- Прекрасно ощущал, я набирался здесь «театральной мускулатуры». А через некоторое время  столичные режиссеры вспомнили обо мне и вновь стали приглашать. Было мне на тот момент 34 года, так что известность ко мне пришла уже в зрелом возрасте. 
 Меня пригласили в многосерийный фильм «Отряд специального назначения», потом московская актриса и режиссер Елена Цыплакова сняла меня в  фильме «Камышовый рай». Работал я в двух картинах с режиссером Алексеем Германом:  «Хрусталев, машину!», который получил призы на различных международных фестивалях, а также «Трудно быть богом». Герман увидел меня в «Камышовом рае»  и сказал: «Буду снимать только его». Видимо понравился мой типаж, моя пластика, комедийный дар.  
- Сейчас вас приглашают московские режиссеры?
- Все меньше приглашают, мне ведь уже 67 лет,  а «возрастных» актеров много и в Москве и Санкт-Петербурге - они живут поближе.  А мне нужно оплатить дорогу, гостиницу, суточные, выдать зар-плату - слишком много затрат.    
- Кто из известных актеров были вашими партнерами по съемкам?
- Очень много прекрасных артистов: Валентина Талызина, Евгений  Евстигнеев, Олег Меньшиков, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Петр Вельяминов, Сергей Гармаш и многие другие. Я всегда прислушивался к ним, присматривался к их работе, учился, даже в зрелом возрасте.
- Избалованные славой московские актеры, должно быть, относились к вам свысока?
- Что вы! Никогда такого не было. Наоборот,  они тебя учат, подсказывают, помогают. Владимир Меньшов,  к примеру,  однажды защищал меня от нападок Карена Шахназарова. Евгений Евстигнеев иногда предлагал пропустить рюмашку коньяка после съемок. 
- А какой совет мастеров экрана вам запомнился больше всего?
- Алексей Герман как-то сказал мне: «В кино не должна присутствовать театральность, наигранность. Главное - быть  естественным, уметь слушать партнера». А Армен Борисович Джигарханян дал другой очень дельный совет: чтобы я во время съемок меньше открывал рот и не было большой артикуляции, потому что потом трудно будет озвучивать роль. Когда рот нешироко открываешь, можно начитать любой текст. 
- Неужели у вас не возникало желания переехать в Москву?
- Не было. Здесь семья, здесь я осел, в Ставрополе была стабильная работа. А в столице нужно было все строить заново, завоевывать публику. К тому же я, к большому сожалению, не пробивной человек, у меня нет этого в характере. Не умею ходить кланяться,  выпрашивать роли. Пригласят - пойду сниматься, не пригласят - что делать... Я скромный человек, хотя это не лучшее качество для актера. Вообще, я доволен тем, как сложилась моя жизнь,  и ни о чем не жалею.
- Наши читатели,  искренние ваши поклонники,  выражают недоумение, почему такой талантливый актер, работавший с известными режиссерами, снимавшийся в стольких фильмах и внесший безусловный вклад в развитие культуры и искусства в Ставропольском крае, не отмечен до сих пор званиями и наградами...
- Спасибо за такую высокую оценку. Я даже несколько смущен этим, но комментировать не стану.
- Автографы часто берут, узнают на улицах?
- Узнают. И даже когда в Москве был, узнавали и просили оставить строчку  на память. Часто предлагают пойти в кафе, ресторан, посидеть пообщаться. Никогда не отталкиваю от себя людей, я открытый для общения человек. Во время разговора чему-то всегда учусь, иногда какие-то жесты, интонации у своих собеседников подсматриваю, а потом использую находки в своих ролях. 
- Я вижу, у вас крестик на груди, вы верующий человек?
- Я атеист, хотя дети мои крещеные,  а крестик этот из фильма «Ермак»,  надел его на шею для роли много лет назад. С тех пор так и ношу,  мне как-то спокойнее на душе,  когда он со мной. 
- Чем увлекаетесь на досуге?
- Всегда была тяга к технике. Любил что-то собирать - разбирать. Очень люблю ремонтировать часы. Специально не учился, а просто так вышло, чем-то привлекли крошечные механизмы, увлекся всерьез, теперь уже знаком с разными моделями. В театре всем коллегам часы отремонтировал. 
- Дети пошли по вашим стопам?
Нет, не пошли. Когда были маленькие, дочки играли детские роли в нашем театре, а когда выросли, решили пойти по другой стезе.  Старшая, Варвара, работает в салоне красоты. Младшая закончила медицинскую академию и трудится врачом. Трое внуков у меня, но проводить с ними много времени у меня нет никакой возможности: то работа в театре, то преподавательская деятельность в училище искусств. Через неделю пойду в отпуск, думаю, наконец-то уделю должное внимание  своим крошкам.

 

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий