Богата и насыщена художественная жизнь Ставрополя, ведь двигают её вперёд женщины-уникумы – талантливые во всём
Отчего-то считается, что живопись, как и другие виды искусства, – прерогатива мужчин. И вправду, имена великих художников – на слуху, а многих ли женщин-творцов вы без натуги вспомните? Зинаида Серебрякова, Фрида Кало, Вера Мухина, Фрэнсис Макдональд...
Причина, пожалуй, в том, что само общество к женскому творчеству издавна относилось с пренебрежительной усмешкой: дескать, дамское баловство, прихоть. Но эра феминизма все изменила: ныне в художественных училищах и академиях девчонок в разы больше, чем парней. Хватают затем диплом под мышку – и отправляются работать дизайнерами или архитекторами. Спрос-то – огромный!
Путеводные звезды для этих смелых девчонок, покоряющих творческий Олимп, – известные женщины-художницы. На Ставрополье, например, это Александра Тарасова и Валерия Орлова, у которых в арт-галерее «Паршин» на днях открылась совместная выставка «Место женщины – у мольберта».
Валерия Орлова – представительница известной художественной династии: ее дед – заслуженный художник России Виктор Чемсо, живописцы – и бабушка, и родители Алла Чемсо и Юрий Орлов...
Конечно, при таком «наследстве» выбор профессии был предрешен, и Валерия поступила в Ставропольское художественное училище. Потом была учеба в Кубанском госуниверситете, откуда Валерия вернулась домой в Ставрополь и ныне сама преподает в краевом художественном училище и является членом Союза художников России. У нее большой выставочный багаж за плечами – экспозиции российского, регионального и краевого уровней.
Орлова – художник среды, конкретного мира, в котором живет сама и живут ее образы. Классическая манера письма заставляет вспомнить старых мастеров, влияние которых обогащает живописный мир художницы. На выставке представлены многие жанры – станковая картина, натюрморт, пейзаж, портрет.
Одно из главных «действующих лиц» в работах Орловой – свет: он «оживляет» пространство картины, обогащает форму бликами, позволяет «играть» в тенях рефлексами.
Часто используемая автором техника – это лессировка: поверх основного цвета неоднократно наносятся тонкие слои полупрозрачной краски, создавая эффект глубокого пространства в картине и мерцание цвета.
«Игра» со светом и тенью особенно заметна на серии этюдов, которые Валерия Орлова привезла из Суздаля. На них – известные каждому россиянину (по меньшей мере, по названию) памятники древнерусского зодчества: церковь Бориса и Глеба и храм Покрова Богородицы на Нерли.
Александра Тарасова (на снимке) – член Союза художников России, руководитель студии изобразительного творчества «S*T*Art». Родилась в Ставрополе, окончила здесь художественное училище, продолжила обучение сначала в Краснодаре, а затем в Екатеринбурге.
Шесть лет назад, уже с дипломом Уральского архитектурно-художественного университета, вернулась на родину. «Наблюдая жизнь – нахожу вдохновение» – таков творческий девиз художницы, которая, судя по ее экспериментальным работам, кажется противоположностью Валерии Орловой.
Десять лет назад Александра создала серию графических работ «Передовица», непривычно выполненных на газетной бумаге, что создавало эффект репортажности. Это скорее не «живые» портреты, а людские архетипы, показывающие разные слои нашего общества.
Следующая веха в творчестве Александры – серия «Калмыцкие портреты». В этой степной республике такие колоритные люди, каких в наших краях не сыщешь! Смеющиеся немолодые женщины на лавочке у подъезда, трактористы и рабочие с натруженными руками...
Несколько работ Тарасовой из этого цикла сегодня заслуженно выставлены в Национальном музее Калмыкии. А вот в музее далекой Черногории – пейзажи Александры, которая запечатлела живописные виды этого небольшого, но уютного государства на берегу Средиземного моря.
Художница пробует себя во все новых жанрах и направлениях – она занимается дизайном домов и одежды, расписывает кафе, делает инсталляции...
Александра дерзко смешивает совершенно разные техники (например, коллаж и живопись), смело использует непривычный материал: кружева, газетные вырезки, витражные контуры.
Привезла она из Краснодара в Ставрополь необычную технику – жесткий гобелен: это когда на жесткую основу наносят слой цветных опилок.
Вот уж верно говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И к таким людям неизменно тянутся другие, такие же креативщики: например, Тарасова делала иллюстрации для книги детских стихов «Полосатый понедельник» ставропольской поэтессы Елены Гончаровой. А теперь стихи Елены на персональной выставке Александры – эпиграфы к ее картинам...
Антон ЧАБЛИН
Добавить комментарий