Поиск на сайте

В Ставропольской краевой филармонии ценителей классики закружила метель под скрипки Мендельсона

Имя Мендельсона знакомо даже обывателю, бесконечно далекому от мира музыки, благодаря «Свадебному маршу», который уже более 170 лет приветствует молодоженов на пороге семейной жизни.

На вечере в филармонии публика узнала о многогранности гения Мендельсона. Композитор, пианист, дирижер, педагог, глава Лейпцигской композиторской школы, основатель Лейпцигской консерватории, идейный вдохновитель и организатор знаменитых симфонических концертов Гевандхауза (концертного зала в Лейпциге), один из крупнейших представителей романтизма в музыке - все это о музыканте, который за недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет) покорил Европу и мир.

Знаменитый «Свадебный марш» Мендельсон написал в 17 лет, но это был далеко не дебют молодого композитора. В девять лет он уже успешно выступал в качестве пианиста, а в 13 о нем заговорили как о новом музыкальном чуде. Одно из самых ранних сочинений композитора - симфония для струнного оркестра №7, написанная Феликсом в это время, прозвучала на концерте в филармонии.

Мальчик рос в творческой, интеллектуальной семье. Его дед был известным философом, отец - главой банкирского дома и ценителем искусств. Феликс получил прекрасное образование, изучал живопись, литературу, языки. Именно в литературе, природе, искусстве черпал он музыкальное вдохновение и нашел свой стиль - изящный, стройный, уравновешенный.

На концерте в исполнении оркестра краевой филармонии под управлением дирижера Юрия Михайленко прозвучали зрелые сочинения Мендельсона.  Например, третья часть Реформационной симфонии, похожая на нежный, грустный, камерный романс.

Сам композитор называл произведение неудачным и даже писал: «Я не могу больше выносить Реформационную симфонию, я сжег бы ее охотнее, чем какое-либо другое свое сочинение». Между тем это сочинение стало первой программной и первой романтической симфонией вообще!

Мендельсон также заложил традицию увертюры как особого жанра  симфонической музыки. Первым «ростком» на этом поле стала увертюра «Гебриды», которую Вагнер назвал «одним из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем». А Брамс признавался: «Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное «Гебридам».

Мендельсон написал увертюру в 20 лет по впечатлениям от путешествия  в Шотландию, откуда в первые дни направил родным открытку с музыкальной фразой, «чтобы объяснить, какое странное душевное состояние» охватило его здесь.

Это состояние передается и слушателям «Гебридов». Музыка уносит в край суровой северной природы с бескрайним морем, сумрачным небом, «вкусом ворвани и чаек» (ворвань - тюлений и китовый жир. - Ред.).

Совсем другой вкус у «Итальянской симфонии», завершившей концерт. Она тоже родилась под впечатлением путешествия, но настроение здесь совсем иное. Лучше всего его описывает сам композитор: «Италия явилась предо мною такой ласковой, тихой, радушной, с таким разлитым повсюду мирным довольством и весельем, что этого и описать невозможно».

Такой же праздничной, умиротворенной, радостной Италия предстала на страницах партитуры...

На следующем вечере, который пройдет в филармонии 15 февраля, слушатели в полной мере погрузятся в музыкальный мир Италии - мир «упоительных», «сладчайших», «пленительных» мелодий.  Гостей ждут на очередном вечере проекта «Музыка от гурмана».

На этот раз он будет посвящен творчеству острослова, жизнелюба и Дон Жуана Джоаккино Россини, которого великий немецкий поэт Генрих Гейне назвал «солнцем Италии, расточающим свои звонкие лучи всему миру».

Алима КУБАНОВА

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях