Поиск на сайте

В Ессентуках состоялась выставка авторской игрушки и мастер-классы художницы Аллы Дерибасовой

 

Учитель, художник, коллекционер
Творческой работой  с детьми Алла занималась всегда  - долгие годы работала  преподавателем в Домах детского творчества в Ессентуках и Пятигорске.  Дети под ее руководством делали картины из соломки, занимались инкрустацией. Когда переехала жить в  Москву, сразу устроилась на любимую  работу.  
Увлечение  мягкими игрушками  пришло неожиданно. Гуляла как-то по ВДНХ и набрела на  вывеску -  обучающие семинары по мягкой игрушке.  Тут-то и узнала о существовании международного  клуба любителей мишек Тедди.
Сама стала увлекаться коллекционированием мишек внезапно. Искала материалы для своих поделок на блошином рынке и наткнулась на медвежонка, до боли знакомого из собственного детства. Не устояла. Через пару месяцев на том же рынке у той же женщины приобрела еще одного, тоже старинного, но уже германского медведя. 
С тех пор коллекция мягких медвежат росла и росла. Приносили в подарок знакомые, привозили из-за границы друзья. Сама покупала на авторских выставках выразительных медвежат.   
Сегодня в подмосковном доме художницы на участке пришлось устанавливать отдельный  деревянный коттедж в два этажа, в котором и живет теперь ее коллекция. Алла Дерибасова за свой сравнительно недолгий творческий стаж художника-теддиста успела уже принять участие в 11 международных выставках авторской игрушки.

 

Исторические корни
Тедди-технология изготовления мягких игрушек получила свое название от известных в мире игрушек – мишек Тедди.  Их родиной по праву считают две страны – Германию и Соединенные Штаты. Несмотря на то, что образ медведя с доисторических времен часто встречается в культах, мифах, фольклоре и сказках разных народов мира, первый плюшевый мишка появился только в 1902-1903 годах. 
Рассказывают, что в 1902 году 26-й президент США Теодор Рузвельт на охоте отказался стрелять в маленького жалкого медвежонка, которого единственного  смогли выгнать из леса. Об этом узнали журналисты, и в газете «Вашингтон Пост» была опубликована карикатура на Рузвельта. 
Медвежонок на ней получился очень милый и очаровательный. Семья  бруклинского лавочника Морриса Мичтона изготовила и установила в своей витрине  объемную копию этой картинки для привлечения покупателей. Медвежонок на шарнирах так всем нравился, что многие просили продать его. Тогда Мичтон попросил жену сшить партию таких же медвежат для продажи в лавке. Они имели огромный успех, и воодушевленный Мичтон написал письмо Теодору Рузвельту, спросив его, можно ли  назвать свою игрушку именем президента. 
Говорят, президент ответил, что не думал, что его имя что-то значит в бизнесе игрушечных медведей. С тех пор они и называются – мишки Тедди. Примерно в это же время в Германии семейная фирма по производству игрушек «Штейфф» добавила к своему ассортименту набивного мишку на шарнирах для Лейпцигской ярмарки игрушек в 1903 году. 
Менеджер одной нью-йоркской компании просто влюбился в мишку и заказал  три тысячи экземпляров. Уже через четыре года производство мишек в  немецкой компании «Штейфф» достигло без малого одного миллиона штук в год.

 

Тонкости творческого процесса
Особенность  этих игрушек заключается в выразительности мордочек животных, подвижности ручек-ножек и возможности с помощью одежды создавать из игрушек-животных разные  человеческие образы. 
- Каждая игрушка из моей коллекции имеет свою историю, - поясняет  Алла Дерибасова. - Можно долго рассказывать, как появилась та или иная игрушка, если это приобретенные или подаренные экземпляры, вспоминать, как пришла идея создать такой образ, если игрушка моя. А также, ведь я в первую очередь педагог, рассказать о материалах и технике исполнения именно этой  игрушки.
Любителей таких игрушек в мире много. В Германии, например, часто устраиваются выставки–конкурсы игрушек,  на которые собираются художники-тэддисты.  В Соединенных Штатах одинокие старушки отправляют свои любимые игрушки в путешествия. Специальные фирмы занимаются их организацией и предоставляют фото-отчеты – любимый мишка возле Эйфелевой башни, на фоне лондонского Биг-Бена. Действует и успешно развивается целая тэдди-индустрия – в специальных магазинах продают ткани для игрушек, заготовки для  носиков и глаз, специальные шарниры для подвижности ручек-ножек.
Но художник  на то и художник, чтобы создавать свои  техники, использовать  собственные средства выразительности  игрушек. Алла Дерибасова может превратить любой  завалявшийся кусочек тряпицы в милую игрушку.  И привезенные на выставку, названную «Тедди и его друзья»  игрушки - тоже разных авторов. 
Вот задорная обезьянка из старой автомобильной подушки, а вот модница-коза  из обычного куска белой хлопчатобумажной ткани в роскошном одеянии.  
А вот из такой же ткани белый рождественский заяц, просто нанесли на ткань золотистую краску, а сверху лаком покрыли. 
На одной полочке собралась коллекция  костюмированных мишек. Среди них легко можно узнать  Дон Кихота, Робин Гуда. Вот Мишка-бродяга, мишка-хоккеист, мишки – жених и невеста. И у каждого свой характер, свое неповторимое выражение «лица».

 

Творческое наследство
Каждый год Алла по-прежнему приезжает в Ессентуки, здесь у нее свои ученики в   Центре развития дошкольников «Почемучка».  Старшему уже за 40, а младшей всего 8 лет.  Дети приходили  брать уроки у художницы вместе со своими родителями. 
После недельных мастер-классов устроили конкурс ученических работ. Дальше выставка уже вместе с новыми работами переехала в ессентукский детский сад «Росинка». И  с удовольствием поедет в  другое детское заведение, если ее позовут. А  ученики Аллы Дерибасовой запасаются иголками, нитками и идеями, чтобы к ее следующему приезду через год  похвалиться своими  новыми игрушками.

 

Елена СУСЛОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях