Поиск на сайте

 

 

Этими строками поэта, исполнителя, актёра Владимира Семёновича Высоцкого к 75-летию со дня его рождения названа выставка графических работ известного в крае художника Евгения Синчинова, открывшаяся в Ставропольском музее изобразительных искусств

 

Посвящена экспозиция Владимиру Высоцкому, который без высокопарных деклараций, как никто иной, за отпущенные ему Богом 42 года воплотил в жизнь первейшую потребность и святую мечту любого истинного художника и гражданина – сказать правду о времени и о себе.
Строгими рядами работ Синчинова разлинован малый зал музея. Динамики разносят хриплый баритон, ставший символом ушедшей эпохи, а сегодня – гордостью нации. Звучат воспоминания тех, кому довелось знать Высоцкого, быть на его концертах, презентуются книги о нем, читаются стихи, исполняются песни.
Не ошибусь, если скажу, что давно уже музей не собирал столько гостей, разных по возрасту, статусу, социальному положению. Высоцкий оказался редким по крепости для страны стержнем, соединившим две эпохи, паромом между островами архипелага «Россия».
Кто главная персона экспозиции, Высоцкий или Синчинов, сказать сложно. Я бы предположил, что это совместный их творческий проект: один писал и пел потрясающей глубины песни, другой, его поклонник и соратник по духу, спустя время талантливо снова переложил тексты на бумагу, только в ином обличье, иного формата.
Ровно 99 графических листов как бы прочитывают поэтические строки, но не копируют их – каждому дают возможность индивидуального восприятия в сериях «Охота на волков», «Лукоморья больше нет», «Кони», «Гамлет»…
Сложно сказать, кто стал главным героем экспозиции еще и потому, что изучением жизни и творчества любимого поэта и актера Синчинов загорелся давно, несколько десятилетий назад. Иллюстрировал стихи, но еще собирал коллекцию фотографий и публикаций о Высоцком, когда тот в 1978-1979 годах приезжал с гастролями в Ставрополь и города Кавказских Минеральных Вод.
Это и определило содержание выставки, состоящей как бы из двух частей – графики и исследовательского материала, дополненного воспоминаниями с концертов и творческих встреч. В 1978-м поэт даже попросил художника оставить на память себе несколько его рисунков, обещал непременно еще заглянуть в Ставрополь, чтобы спеть, обсудить совместные планы... Сбыться этому было не суждено.
Кто знаком с работами Синчинова, тот подтвердит: сам стиль и хватка его, великолепного карикатуриста и шаржиста, очень схожи с поэтикой Высоцкого – та же образность, смелость, открытость, прямолинейность, действенность. Но утверждать, что художник пересказал или «перепел» Высоцкого на свой манер, было бы ошибочно.
Графика Синчинова – это, скорее, новое, постперестроечное, прочтение поэта, более дерзкое, хлесткое, по-современному язвительное и даже желчное.
Это осмысление и переосмысление великого и одновременно с тем драматичного прошлого с позиций либерально-капиталистического настоящего, ведь Высоцкий, несмотря на клокочущую в нем жажду свободы и темперамент бунтаря, все же остался явлением советской эпохи, официально не перешагнув черту нового времени.
Несмотря на сходство, сатира обоих имеет все же немало различий. У поэта она обращена внутрь, в ней больше личностного, а сатира художника по-современному политизирована и до предела социализирована.
Это разное переживание и проживание одного и того же, разные импульсы, выталкивающие за неприступные красные флажки, разная сама природа мужества и отваги рискнувших оставить ни с чем егерей.
Работы художника, может быть, как раз и отвечают на вопрос, который сегодня терзает всех людей совести: о чем писал бы Высоцкий, дожив до наших дней? Точнее даже, не о чем, а как писал бы, с каким накалом, какими обуреваем страстями.
В вопросе этом очень много из «Гамлета» (Достойно ль/Смиряться под ударами судьбы/Иль надо оказать сопротивленье…), в котором, не жалея себя, до сердечных приступов, играл Высоцкий своего героя.
Остается добавить, что первое крупное представление поэзии Высоцкого в графике Евгения Синчинова прошло еще пять лет назад в Краснодаре на открытии музея поэта. После этого были выставки в Ростовской области, одинаково имевшие у зрителей успех.
Теперь настал наш черед – сопоставлять, размышлять, спорить.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий