Поиск на сайте

Знаменитая актриса рассказала, что сейчас остается все меньше актеров, уважающих свою профессию

 

Одна из самых любимых народом российских актрис - Светлана Крючкова - приехала в Сочи на «Кинотавр» впервые за 20 лет его существования. Как оказалось, не для того, чтобы просто отдохнуть и насладиться прекрасными солнечными днями в компании коллег, повод для приезда - конкурсная премьера фильма «Похороните меня за плинтусом» по известной книге внука актера Всеволода Санаева Павла Санаева (подробнее о картине «Открытая» писала в прошлом номере). 
Приехала актриса на фестиваль вместе с младшим сыном Сашей. Отдыхающая публика буквально не давала Крючковой прохода и требовала автограф, ведь все любят и помнят ее прекрасные, яркие роли: Нину в «Родне», Элизу Бэрримор в «Собаке Баскервилей», Нелли Ледневу в «Большой перемене» и многие другие.
Некоторые думали, что столь успешная карьера складывается потому, что знаменитый советский актер Николай Афанасьевич Крючков - это, мол, отец Светланы. Однако это совсем не так. Папа Светланы Крючковой был майором и к кинематографу, как и к Крючкову-актеру, никакого отношения не имел. 
Светлана Крючкова когда-то приехала в Москву из Кишинева, чтобы стать филологом, но не поступила в вуз, после этого пришлось какое-то время даже трудиться слесарем на заводе. Зато потом, когда закончила Школу-студию при МХАТ, ее пригласили на работу сразу пять московских театров.
На фестивале «Кинотавр» Светлана Николаевна, в отличие от многих ее коллег, с большим удовольствием общалась с журналистами, интервью назначала и встреч не срывала. Мне посчастливилось общаться с актрисой в ее уютном номере, уставленном  огромными букетами роз от поклонников.

 

- Светлана Николаевна, почему до нынешнего времени  вы не жаловали самый главный фестиваль отечественного кино своими визитами?
- Июнь - это время,  когда работает театр. У нас в Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, в котором я тружусь 35 лет, отпуск начинается с первого июля. Июнь всегда занят, и поэтому не получалось. А в этом году выпала пара свободных деньков, вот и решила приехать, тем более что в картину «Похороните меня за плинтусом», которую я представляю на «Кинотавре»,   вложено столько душевных сил, что просто не передать! 
- В этой картине вы демонстрируете высочайший класс актерской игры. Как вы работали над этой ролью?
- Как учили в Школе-студии при МХАТ, полностью погружаясь в роль, меняя и ломая себя. Становясь на какое-то время этим человеком с его восприятием мира, с его реакциями. Я долго не могла вылезти из образа моей героини, настолько глубоко в него вошла. Я стала старая, больная, у меня все время болело сердце, мне ставили капельницы даже на площадке. Я почти не общалась с домашними. Я играла бабушку с трагической судьбой. Эта работа отняла у меня несколько лет жизни и добавила седых волос. 
К тому же график работы продюсерами фильмов сейчас планируется так, что я смело могу назвать его античеловеческим, просто  убийственным. 
12-часовой съемочный день,  да еще и без выходных,  для меня лично неприемлем. Получается, что продюсеры приближают актеров к могиле. Наверное, для того, чтобы потом говорить пышные речи на похоронах. 
Когда сталкиваешься с такой сложнейшей ролью, она высасывает все твои  жизненные силы. После съемок в «Похороните меня за плинтусом» я приходила в себя год! А еще проходила курс реабилитации в двух санаториях. После снятых сцен смерти моей героини я оказалась в реанимации. 
Кстати, съемки никак не исключили моей работы в театре,  на телевидении и в филармонии. Такой график мало кто может выдержать даже в 20 лет.
- Неужели и к таким маститым актрисам, как вы, продюсеры предъявляют строгие требования?
-
 Конечно. Нас все время торопили и говорили, что мы выбились из графика. Как только я уехала в санаторий, началось озвучание, и мне пришлось между лечебными  процедурами ездить еще и на работу.
Посмотрите: все продюсеры выглядят отдохнувшими, а артисты измотанными. Вы заметили, как рано уходят актеры, особенно мужчины? Я бы предложила нашим кинобоссам задуматься над этим, чтобы продюсеры не угробили последних хороших актеров. А то не у кого учиться будет. В общем, сейчас командуют деньги. Вот прочтут и скажут: Крючкова, мол,  опять скандалит! А что делать?
- Я знаю, что не так давно закрылась ваша театр-студия, которая работала много лет. Почему так произошло?
- Все банально. Кончились деньги, а артисты не хотят работать бесплатно. Я лично работала безвозмездно, мы показывали спектакли в школах для обездоленных детей.  Мой друг-бизнесмен сказал: «Ты или святая, или больная! Людям надо зарабатывать деньги». Здесь самоотверженность нужна и большая любовь к профессии. Как оказалось, это дано не всем.
- Над чем сейчас работаете?
- Работы очень много, хватило бы сил. В театре я играю Вассу Железнову по Горькому. Это семейная драма в постановке режиссера Сергея Яшина. История женщины с трагической судьбой, матери, до последнего бьющейся за своего ребенка, – мне лично это близко и понятно. 
Огромное место в моей жизни занимает поэзия Анны Ахматовой.  23 июня исполнится 120 лет со дня ее рождения. Я почти три года делала большую поэтическую программу - огромный исследовательский труд: надо было подобрать материалы и выстроить все так, чтобы большой зал сидел и затаив дыхание слушал.
Я читаю стихи в Царском Селе, в здании гимназии, где Ахматова училась. В ноябре мою авторскую программу будут снимать для канала «Культура». Каждый месяц у меня идут вечера поэзии в разных залах Москвы и Петербурга. 
Еще продолжаю вести телепрограмму на «Пятом» канале. Это интеллектуальная игра для взрослых «К доске!», где взрослые люди отвечают на вопросы школьной программы без вариантов ответов. Передача живая, интересная, познавательная, всем нравится. 
- А в кино продолжаете сниматься?
- Продолжаю. Три года снималась в  фильме, который никто не видел, «Полторы комнаты, или Возвращение на родину». Фильм об Иосифе Бродском. Там я первый раз сыграла Анну Ахматову. А потом в документальном фильме «Луна в зените», где я играю Ахматову на закате ее жизни. 
-  Кстати, за роль Ахматовой в картине «Луна в зените» вы получили приз как лучшая актриса на международном фестивале в Киеве…
- Я очень люблю творчество этой великой женщины. К Ахматовой надо прийти. Я пришла к ней уже в зрелом возрасте. Для того, чтобы понять ее стихи, нужно прожить нелегкую и некороткую жизнь.  Я читаю стихи Ахматовой, которые мало кто знает.  
Вообще, я отношусь к редкому числу актрис в нашей стране,  которые могут километрами читать стихи. Читаю Пушкина, Лермонтова, Баратынского... 
- На гастроли в провинцию ездите?
- Практически нет, потому что организаторы гастролей создают ужасные условия.  Все хотят, чтобы я с туристическим рюкзаком в 60 лет ездила. Не буду! Создайте нормальные условия для актрисы моего статуса и возраста. Я спокойно сяду и приеду.   Я не требую устриц во льду, но хочу, чтобы были чистая питьевая вода, чистый номер, чистая постель, тишина. Я свое уже отъездила. Не от хорошей жизни актеры участвуют в антрепризах.
Мне вполне достаточно того, что на моих поэтических программах в Петербурге залы полны. К тому же на эти концерты приходит совершенно другая публика –  они шепчут за мной губами поэтические строчки. Я всегда стараюсь порадовать своих поклонников чем-то новым, потому что с большим уважением отношусь к своему зрителю. Сейчас мне уже комфортно дома. Я люблю работать в тишине и в одиночестве. 
- Отдохнуть хотя бы в Сочи удастся?
- Надо понимать, что для артиста пребывание на фестивале - это в первую очередь работа. Вот я сегодня с раннего утра накрасила глаза, наложила макияж, а для меня это уже не отдых. Я ведь понимаю, что журналисты работают, берут интервью, и я к ним отношусь с уважением, никому в беседе не отказываю. Это тоже часть актерской работы. 
- Кстати, совсем немногие это понимают. Срывают интервью, отпихиваются от журналистов…
- Наше поколение актеров  ответственно относится к работе. Если я сказала, что дам интервью, значит, дам. Профессия артиста – это как езда на велосипеде. Актер должен все время двигаться,  крутить педали, ехать вперед. Если перестаешь, останавливаешься - падаешь. 
- Ну хоть немного времени оставите на себя  нынешним летом?
- Планирую съездить к старшему сыну Мите во Францию на несколько дней. Посмотреть, как он живет. Мите 28 лет, женат на француженке, она художница и совершенно не знает русского языка. Вместе они уже 12 лет.
Митя - замечательный звукорежиссер, но во Франции, как и в России, сложно с работой. Везде важно чтобы тебя кто-то протежировал. Сын пишет музыку, владеет тремя языками. Я три года с ним не виделась, у меня душа болит за него. Надеюсь, что  судьба подарит мне в этом году возможность пообщаться с Митей.

 

Беседовала 
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях