Поиск на сайте

Арбитражный суд Ставропольского края рассматривает иск мэрии Пятигорска об отмене природоохранных границ в городе, установленных решением президента и федерального правительства. Чем закончится казусная правовая коллизия?

 

Почти год в Ставропольском арбитражном суде рассматривается иск администрации города Пятигорска к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю о пересмотре границ природоохранных зон в городе-курорте Пятигорске.
Администрация Пятигорска требует исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о первой, второй и третьей зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск и обязать кадастровую палату не вносить в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах горно-санитарной охраны без заявления уполномоченного лица, то есть самой администрации Пятигорска.
В ходе судебного процесса выяснилось, что границы и режим использования округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск были установлены еще в июле 1985 года специальным постановлением Совета Министров РСФСР №300. Для всех городов-курортов установлен единый округ санитарной охраны. В 1992 году указом президента РФ и постановлением правительства РФ создан особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод по границам округа горно-санитарной охраны курорта.
А в 2006 году Пятигорск вместе с другими городами Кавказских Минеральных Вод признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленным еще в 1985 году.
Представители краевого министерства природных ресурсов в судебном процессе участвовать отказались, мотивировав это тем, что границы округов природной охраны установлены и подтверждены федеральным правительством, город Пятигорск признан курортом федерального значения, и потому региональные структуры не вправе отменять федеральные законы. На федеральном же уровне свою принципиальную позицию с уже утвержденными границами письменно подтвердило в суде и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В свое время и на муниципальном уровне от установленных границ отказываться не собирались. Даже решение думы города Пятигорска вынесли по этому поводу 19 октября 2005 года. Однако что понудило нынешнюю администрацию Пятигорска сойтись в рукопашной с федеральными установлениями?
Несмотря на то, что границы охранных зон были установлены еще в 1985 году, а государственный кадастр недвижимости существует с 2007 года, сведения о границах I и II зон санитарной охраны внесены в государственный реестр недвижимости лишь в сентябре 2011 года (I зона) и в феврале 2012-го (II зона). Поводом для внесения сведений о границах стало представление прокуратуры Ставропольского края об устранении нарушений законодательства о государственном реестре недвижимости, особо охраняемых природных территориях. После этих настойчивых требований надзорного органа соблюдать федеральный закон администрация Пятигорска пошла ва-банк – обратилась в арбитражный суд о признании действий кадастровой палаты незаконными.
Почему сведения о границах природоохранных зон не были внесены в учетные данные в городе Пятигорске раньше? Казалось бы, администрация Пятигорска как никто другой должна быть заинтересована в наличии сведений об охранных зонах в государственном кадастре, однако до последнего времени никаких документов в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами в орган кадастрового учета из администрации Пятигорска не поступало. Впрочем, и бездействие по разметке на местности картографических границ природоохранных зон в Пятигорске никак не аннулирует особый статус земель Кавказских Минеральных Вод!
В суде же выяснилось, что карты с нанесенными на них границами курортных зон были переданы городским властям сразу же вместе с постановлением Совмина РСФСР №300 от 09.07.1985 года. Так почему ж никто ничего столько лет не делал?
И вот почти через 30 лет администрация Пятигорска настаивает, что именно эти границы зон курортной охраны препятствуют развитию города. Однако экспертам это представляется совсем иначе. И ответы на главные вопросы очевидны.
На сегодняшний день имеется сложившаяся судебная практика по заявлениям прокуратуры Ставропольского края не только к администрации Пятигорска, но и к администрациям всех курортных городов о признании договоров купли-продажи земельных участков в границах Пятигорска ничтожной сделкой. По данным категориям дел судом требования удовлетворены, факты наличия особо охраняемых природных зон судом уже были доказаны ( не только к администрации Пятигорска, но и к администрациям всех курортных городов).
Признанная судом ничтожность сделок ведет за собой, как правило, возврат денежных средств, затраченных на приобретение земельных участков. Может быть, на неправедные приобретения собственниками затрачено гораздо больше средств, чем им предстоит получить из бюджета? И до поры до времени недовольство богатой знати, фундаментально обустроившейся на этих землях, в Пятигорской администрации пытались упредить или оттянуть поданным иском? Очень похоже, что так.
Судебное решение по иску администрации Пятигорска к ставропольскому филиалу Федеральной кадастровой палаты ожидается буквально на днях. После того, как решение суда вступит в законную силу, станут ясны и истинные причины юридических изысков администрации Пятигорска. А все мы узнаем, кто в доме хозяин: Слон или Моська.

Елена СУСЛОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях