Поиск на сайте

 

 

Вокруг бывшего кинотеатра «Экран», что в центре Ставрополя, кипят бешеные страсти. Здание делят частный застройщик и мэрия

 

Началась эта поистине шекспировская история в августе 2001 года, когда власти Ставрополя на совместном заседании городского и краевого градостроительных советов представили общественности проект реконструкции «исторического 53-го квартала» (он расположен между проспектом Октябрьской Революции и улицей Булкина). 
Район этот и впрямь исторический – именно здесь в XVIII веке располагалась почтовая станция, которая символизировала границу между Европой и Азией. А в окрестностях станции были холодный родник и газоносная скважина. 
А вот к началу XXI века историческое место являло собой жалкое зрелище: одноэтажный «шанхай», посреди которого красовался громадный пустырь с долгостроем какого-то элитного автосалона. 
К слову, первый проект реконструкции квартала был разработан еще в конце 40-х. По задумке архитекторов проспект Карла Маркса (тогда он носил имя Сталина) должен был продолжиться прогулочным бульваром, который завершался бы грандиозным памятником Иосифу Виссарионовичу (ему предстояло вырасти на том месте, где в 1966-м появился кинотеатр «Экран»).  
Проект, презентованный в 2001 году, был не менее амбициозен.  Современные архитекторы переняли у своих предшественников из сталинских времен главную задумку – продолжить проспект Карла Маркса прогулочным бульваром. По новому проекту здесь должны были появиться вереница фонтанов и символический памятник «Нулевой километр» на том самом месте, где некогда располагалась легендарная почтовая станция. 
Вместо лачуг на бумаге вырастали стилизованные под классицизм жилые многоэтажки. Завершался бульвар памятником ангелу-хранителю и красивейшим атриумом с киноконцертным залом, боулингом и вертолетной площадкой (в него должен был превратиться кинотеатр «Экран»). Противочумному институту предстоял переезд куда-то на окраину, а на месте его корпусов развернулась бы прогулочная набережная с колоннадой в греческом стиле. Ну и так далее, в том же патетичном духе…
Реконструировать квартал обещали уже к 225-летию Ставрополя (осени 2002 года). Мэрия начала судорожный поиск инвесторов. Но если простые ставропольцы охали и ахали при виде красивых картинок, то профессионалы сразу же расценили их как несбыточные мечты и деньги вкладывать отказались. С горем пополам нашли инвестора для реконструкции «Экрана» (между прочим, одного из первых в СССР широкоэкранных кинотеатров и памятника советского конструктивизма) – некая фирма «Инстав» обещала вложить в этот проект фантастическую по тем временам сумму в 43 миллиона рублей. 
А потом началась чехарда в мэрии: за пару лет в Ставрополе сменилось три главы. В пылу политических баталий уже не только инвесторам, но и чиновникам оказалось не до архитектурных красот... 
В общем, в день 225-летия Ставрополя горожане изо всего обещанного дождались только открытия Александровской площади, посреди которой водрузили 30-метровый памятник ангелу-хранителю. Причем памятник этот (которому сразу же прикрепили ярлык главного символа Ставрополя) у специалистов вызывал нервную усмешку – издали казалось, будто ангел замахивается крестом на здание ЦУМа.
Строители так спешили к юбилейной дате, что не успели доделать на площади фонтан – пустили его только спустя несколько месяцев. Брусчатку вокруг ангела тоже уложили тяп-ляп, под ней образовались промоины, и нынче тут впору устраивать мотокросс. Потом от постамента памятника то ли отвалились, то ли отодрали несколько гранитных плит – их не вернули на место и поныне. (Правда, на днях на планерке в администрации мэр Пальцев обещал, что памятник отремонтируют... в течение года.) 
Тем временем на месте недостроенного автосалона перед «Экраном» появился торгово-развлекательный центр «Галерея». Открыли его зимой 2004-го, а спустя четыре месяца, когда тут перебывало уже полгорода, мэрия зачем-то решила провести повторное открытие, но уже на День края. Видимо, так чиновники пытались реабилитироваться в глазах населения: мол, видите, мы вам хоть что-то построили. 
А вот на месте обещанного шикарного бульвара по-прежнему красовался железный забор, на который укоризненно взирал ангел. И все это позорище было в центре города, куда неизменно водили на экскурсии туристов, в том числе и иностранных. Недаром среди краевых архитекторов название «53-й квартал» стало нарицательным, обозначая высшую степень прожектерства и утопизма. 
Впрочем, года два назад инвесторы снова заинтересовались проектом: «шанхай» вдоль улицы Советской подчистую снесли и выстроили на его месте красивые многоэтажки с магазинами и кафе. Да только между ними вместо долгожданной прогулочной зоны ныне навалены щебенка и бетонные блоки, уже успевшие порасти травой. Пешком тут не пройти – ноги переломаешь, даже на машине нелегко проехать. Поэтому бутики и изнывают в отсутствие посетителей. 
Ну а положить здесь приличный асфальт у мэрии руки не доходят – видать, копят деньги на брусчатку и фонтаны. Горожане же перед каждым Днем города по сарафанному радио передают друг другу: вот уж в этом-то году доделают 53-й квартал… Но, видимо, памятник чиновникам-головотяпам переживет еще не одного мэра. 
Ну а что же несчастный «Экран»? Он повторил судьбу всей архитектурной утопии: здание успели разобрать до несущих конструкций, затем начали приделывать сбоку какую-то башенку – и на том стройка встала. И доселе глаз ставропольцев и гостей города «радует» это перекошенное бетонное чудище,  которое, кстати, хорошо видно из окон и мэрии, и краевого правительства. 
И вот в мае прошлого года тогдашний и.о. мэра Евгений Луценко наконец разглядел в окне эту уродину – и немедля отменил все разрешения на реконструкцию «Экрана». Юристы администрации тут же побежали с иском в арбитражный суд, который обязал ЗАО «Инстав» освободить объект незавершенного строительства. 
Однако это решение недавно было отменено апелляционной инстанцией. Тогда «Инстав» подал в краевой арбитраж уже встречные иски к мэрии, требуя разрешения продолжать реконструкцию и признания за собой права собственности на 99% недостроенного здания. Суды по этим искам продолжаются, заседания назначены на конец апреля. 
Кстати, уже в судебном процессе выяснилось, что здание «Экрана» последние годы является аварийным и не подлежит реконструкции – его можно только снести и построить на этом месте нечто новое. 
Только непонятно, здание стало аварийным уже в ходе реконструкции (тогда «стрелочником» быть застройщику) или было изначально (раз об этом не знали городские чиновники от архитектуры, то вина за срыв реконструкции лежит полностью на них). 
Впрочем, вне зависимости от того, какое решение примет арбитраж, ситуацию это уже не изменит. Придется ли мэрии искать нового инвестора или довериться нынешнему, уже доказавшему свою неэффективность, в любом случае «Экрану» суждено еще на долгие годы остаться памятником чиновничьему разгильдяйству, коих в Ставрополе и так уже предостаточно. 
В их числе, например, Дом быта в районе Нижнего рынка, здание кукольного театра на проспекте Октябрьской Революции, стадион «Динамо»… И список этих скорбных «памятников» можно продолжать очень долго, чем вряд ли может «похвастаться» любой другой город Юга России.

 

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий