Поиск на сайте

 

Единственный в стране

- Ну… Такого еще не было, - хмурится прохожий, - чтоб уже в названии музея была допущена ошибка… 

- Да ведь она исправлена! - «оправдывается» вывеска, - и она именно «допущена»… 

Прохожий достает очки и подходит ближе. В самом деле, недостающее «с» ловко вскарабкалось на слово «преса». 

Так музей прессы «Антресоль» уже с порога объявляет о своей концепции: не надо бояться признавать свои промашки – исправлять их надо и идти дальше - по пути, указанному – ну, сами знаете кем и куда… 

Некоторые считают этот музей «неправильным». Легкомысленным. Но ведь его создавали не профессионалы, а журналисты, а с них какой спрос. И потом, если что - старшие товарищи поправят… 

Ну да, здесь много ошибок. Тут вообще их целая коллекция. И не только грамматических… Вот на стене – распятый… зэковский ватник. Как символ, как трагическая ошибка эпохи. А рядом - «Русская тройка», но не по Гоголю, а по Иосифу Виссарионычу. Три зловещие фигуры (манекены) за столом с кумачевой скатертью. Не сразу заметишь, что и чекист, и секретарь обкома, и прокурор, рассматривая расстрельные дела, сидят на фоне мишеней…. Да-да, потом придет и их черед.. 

Музей региональной прессы, созданный в Задонске Липецкой области, – он не о прессе, нет, он о нашей истории и судьбе Отечества. Ведь все самое важное, что случалось когда-либо в обществе, прежде всего, попадало на газетный лист. Примеры на каждом шагу. Редкий документ эпохи – указ об отмене крепостного права, 1861 год. Его зачитывали с паперти каждой церквушки. Ведомственная «Охотничья газета», год тридцатый. Борется за чистоту рядов. И враги народа, если верить передовой статье, имеются среди охотников – а как же, все как у всех… 

А вот донос – творческий поклеп одного журналиста на другого. В день похорон Сталина собкор «Орловской правды» Прокофьев играл на гармошке… «Прошу принять меры. Доброжелатель». Написано в кабинете первого секретаря за стакан спирта – «доброжелатель» был с похмелья… Горькая история и ошибка - человеческая, личностная… С первых страниц журналов улыбаются вожди, у них хорошее настроение – идем выверенным курсом. Хрущев с початком… И «Огонек» - с той же радостью… Снова ошибки? На стенде - газета «Не дай Бог», которая помогла подсадить Б. Ельцина в президентское кресло во второй раз. А под ней - кусок рельса, на который Борис Николаевич обещал положить голову…  

В музее более пяти тысяч экспонатов. Среди них есть раритеты сразу трех ушедших веков, много дореволюционных изданий. Да, навскидку это «неправильный» музей. Здесь все перемешено: прошлые века «спорят» с современностью, артефакты уживаются с прикольными вещами, а посетитель то улыбается, то хмурится. Но на самом деле все продумано и работает на одну идею – вернуть людям память. А также разум, ответственность и совесть.  

«Ты пошто меня обидел?» 

Корреспондент «Открытой» Сергей Иващенко побывал в музее прессы и делится впечатлениями с читателями 

Репортаж

Решил все-таки вырваться из ковидных тисков на свободу и съездил в Липецкую область в город Задонск, где мои корни по материнской линии. Маленький городок, где всего лишь десять тысяч жителей, оставил хорошее впечатление. Здесь находится знаменитый Рождество-Богородицкий монастырь, настоятелем которого был причисленный к лику святых Тихон Задонский, в окрестностях города еще два монастыря со святыми источниками. Словом, это та самая русская провинция, где «потихоньку живет работящий народ, по-простому, по-русски, по-нашему»

Гулял с родственницей Ирой, которая родилась и выучилась здесь, а теперь вот москвичка. Показывала мне тихие улочки, по которым когда-то ходила в школу, рассказывала, что знает, об истории городка. Вдруг видим: часть стены здания с надписью «Дом быта» расписана явно не по тематике, да еще и какие-то скульптуры над крылечком. «Музей прессы «Антресоль», - гласит вывеска. Ну, как не зайти? 

На энтузиазме 

- Вообще-то музей закрыт, - говорит открывший нам дверь седовласый господин, в котором Ирина узнала отца своей одноклассницы.  

Та, кстати, сейчас работает главным редактором районной газеты. А Александр Иванович Косякин всю жизнь проработал журналистом. Был редактором районки, а сейчас трудится собкором «Липецкой газеты», будучи уже пенсионером. Создать музей прессы – это его идея, которую поддержали в редакции.  

Поначалу «Липецкая газета» была учредителем музея, как-то финансировала его создание и содержание. Но постепенно из-за финансовых трудностей учредители охладели к своему детищу, и музей держится исключительно на энтузиазме его директора Александра Косякина. Узнав, что мы коллеги, Александр Иванович разрешил зайти в музей и провел коротенькую экскурсию. 

В музее представлена история газетного дела и вообще жизнь общества, отраженная в прессе, на протяжении двух веков. Экспозиция настолько насыщенная, что мне даже показалось, есть некий перебор.  

Тут представлены реальные предметы издательского дела, старые газеты, например, «Задонский листок» - первая местная газета, вышедшая в 1901 году. А есть и инсталляции, автором которых является сам Косякин. Он даже ваяет из гипса фигуры людей, создавая жанровые сценки из прошлой жизни.  

В музее отражены события как российской истории, так и мировой. Например, есть номер французского журнала «Шарли Эбдо» с той самой карикатурой на пророка, после публикации которой был совершен жестокий террористический акт.  

Есть экспозиция, посвященная событиям на украинском Майдане. Даже можно посмотреть печеньки, которыми подкармливала протестующих Нуланд. Правда, экспозицию приходится все время обновлять, так как печенье охотно поедает музейная крыса.   

У музея не прослеживается какая-то идеологическая приверженность.  Его создатель  верен основному  принципу журналистики – информировать общественность, а она уж пусть сама делает выводы. 

«Сечь для профилактики...» 

Вот стоит дядечка интеллигентного вида со спущенными штанами. 

- Это редактор газеты, которого каждый критикуемый мечтал бы высечь, - поясняет директор «Музея прессы» Александр Иванович Косякин, - и таких во все времена было предостаточно. 

И рассказывает реальную историю, как к редактору «Задонского листка» пришел купец. 

- Ты пошто меня опозорил, написав, что лавка была закрыта неделю. У меня ж причина… 

И раскритикованный показал объявление: «Лавка закрыта, у хозяина до времени запой». 

- Ну, тогда другое дело, - согласился редактор, - промашка вышла… 

- А вообще, редакторов,  как и всех журналистов, иногда надо бы сечь для профилактики, чтоб не звездились, - пошутил Косякин. - Это еще Чехов рекомендовал. 

Есть в музее серьезные экспозиции, от которых мороз по коже. Это время политических репрессий, борьбы с церковью. Например, кадры из фильма, как в Задонске вскрывали саркофаг с мощами Тихона Задонского. Оказалось, что это была инсценировка. Как сегодня сказали бы – фейк. 

- Посмотрите в глазок, - предлагает Косякин, подводя меня к двери, похожей на тюремную, - это настоящая дверь. А там следователь шьет дело очередному врагу народа. 

Посмотрел. Там гипсовые люди, весьма похожие на реальных. Мурашки пробежали по спине. А рядом  на колючей проволоке висят фотографии писателей, журналистов, репрессированных в 30-е годы. 

Экспозиция, посвященная Великой Отечественной, начинается с записи голоса Левитана, сообщившего о нападении Германии на Советский Союз. Плакаты того времени, призывающие подняться на борьбу с врагом, газетные вырезки, рассказывающие о подвигах задонцев на фронтах и многое другое. 

Другое время - 90-е годы. Время надежд и разочарований. Вот агитационные листовки с программой преобразований Бориса Ельцина и его обещанием лечь на рельсы в случае их невыполнения. А рядом кусок рельсы, обагренный бутафорской кровью. Большинство из обещанного не выполнил, но и на рельсы не лег… 

Вот в этой иронии, которая присутствует во многих экспозициях музея, думается и есть основное его достоинство. В ней заключено примиряющее начало, без которого мы обречены на конфронтацию, оценивая по-разному нашу трудную и  трагическую историю.  

Сергей ИВАЩЕНКО, 
специально для «Открытой» 
Задонск – Ставрополь
Инсталляции в музее прессы 
 
 
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое.
Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях.
 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях