Поиск на сайте

На публикации в «Открытой» о теме нравственности на телевидении и эстраде откликнулся лидер самой популярной в  Казахстане рок-группы «Мотор-Роллер» Ильяс Аутов. Он общался с корреспондентом «Открытой» по Skype в режиме  online

 

Рок-группа «Мотор-Роллер» создана в 1993 году в Алма-Ате. Основателем и бессменным лидером команды является Ильяс Аутов, автор всех текстов и музыки.
Неоднократно рок-группа была участником ежегодного международного фестиваля «Старый Новый Рок» и «На волне» в Екатеринбурге. В 2005 году Ильяс Аутов был признан лучшим вокалистом фестиваля.
В 2006 году был снят фильм о рок-группе «Хроника предсказанного сновидения». Автор проекта - английский художник Дину Ли, работающий в жанре video-art.
В 2009-м был снят видеоклип на композицию «Песня о войне». После его размещения в Интернете в 2010 году в течение первых двух суток количество просмотров превысило 150 000.
В июне 2010-го «Песня о войне» победила во всероссийском межрегиональном мультимедийном конкурсе «Одна на всех», посвященном 65-летию Великой Победы.
Появились переводы песни на казахский, украинский, английский и немецкий языки, выполненные слушателями по собственной инициативе. Песню исполнили различные самодеятельные хоры, также выложившие свое видео в онлайн.
Время действия – день сегодняшний. Видеоклип «Песня о войне» на сайте YouTube в Интернете – это попытка алма-атинской рок-группы «Мотор-Роллер» перенести кошмар Великой Отечественной в наши дни, чтобы заставить молодежь встрепенуться и задуматься о своей жизни, за которую дедами заплачено кровью.
...Ночь. Грохот на улице. Бомбят? Нет, это фейерверк. День Победы, как-никак. Молодой парень смотрит в окно, затем оборачивается и видит перед собой деда в шинели, в пилотке, с автоматом. Убитый в Великую Отечественную, дед садится за стол и начинает рассказывать, где воевал, «как на Одере в него снаряд попал». А потом вопрошает растерянного внука, почему тот бездарно проживает свою жизнь.
Внук в запале кричит:
«Что современный человек такая дрянь,
Что я ишачу на козла,
Что в людях совесть умерла!»
Дед бьет кулаком по столу и с горечью произносит:
«Неужто ради ваших склок,
За хлеб и зрелища мешок
Мы погибали под огнем фашистских крыс?»
На экране появляются фашисты с автоматами, входят в кафе, где кайфует молодежь. Мальчишек фрицы расстреливают, а девушку волоком тащат за собой. Она сопротивляется, тогда ее хладнокровно убивают и оставляют лежать на асфальте.
Ролик мгновенно приобрел популярность в Интернете и был признан победителем во Всероссийском конкурсе «Новые песни о Главной Победе». Песню высоко оценил член жюри Олег Газманов, в Сети появились письма общественности, адресованные президенту Медведеву и премьеру Путину с просьбой обратить внимание на патриотическое произведение, коих на современной эстраде, в кино и на телевидении просто нет.
«Песня о войне» несколько раз прозвучала на центральных каналах, в том числе на Первом.

 

- Как вы думаете, Ильяс, почему во Всероссийском конкурсе победил музыкальный коллектив из Казахстана и не вытянули победу песни россиян? 
- Думаю, жюри не задумывалось над тем, какой национальности были авторы и исполнители патриотических песен. Важно было другое - вокал, композиция, идея. Эти три «кита» должны были быть гармоничны.
Однако у многих исполнителей, как отметил член жюри Олег Газманов, наблюдалось несоответствие идеи качеству ее реализации.
- Ваша «Песня о войне» выворачивает души, требует задуматься о смысле жизни. Очевидно, именно этот аспект и привлек Газманова, ведь он один из немногих эстрадных исполнителей пытается реализовать патриотическую тему на российской эстраде.
- Вы имеете в виду его песню «Как мы сможем победить, если нас легко купить?». Да, это попытка встряхнуть общество, пробудить в нем дремлющие силы и направить их на созидание.
Причем для людей старшего поколения, живущих на просторах СНГ и до сих пор осознающих себя именно советским народом, такие понятия, как патриотизм, честь, воинская доблесть, – не пустой звук, а суть личности.
А вот к молодежи – хоть российской, хоть казахской - эти слова можно применить с о-очень большой натяжкой.
- Наверно, потому и не востребована эта песня Газманова. Не стала ведь она хитом. И рок-певец Юрий Шевчук не во всех слоях общества находит поддержку. На встрече культурной интеллигенции с премьером Путиным Шевчук единственный заявил о серьезных проблемах общества, об отсутствии свобод в стране, неравенстве перед законом различных слоев населения,   культивировании в стране показного патриотизма.
Такие люди для молодежи, с ее максимализмом и жаждой переустройства мира, априори должны быть кумирами! Но кумирами являются чудики из «Нашей Раши».   Неужели в умах и душах молодежи уже все так выхолощено?

- Увы, нравственные ориентиры утрачены. Телевидение наложило отпечаток на современное поколение. Казахстан в этом смысле, к сожалению, мало отличается от России.
Мы смотрим те же каналы, что и вы, и также подвергаемся «обстрелу» низкопробной продукцией, которая больше развращает и оглупляет, чем развивает личность и рождает высокие чувства.
В Казахстане молодежь больна теми же болезнями, что и в России. Цинизм, культ денег, поверхностность… Хотя сдерживающий фактор азиатской культуры и воспитания на генном уровне действует отрезвляюще.
Часто бываю на гастролях в странах СНГ и возьму на себя смелость заявить, что народ причины бед наших государств видит в развале Советского Союза как системы уникальных нравственных ценностей.
За 20 лет жизни врозь граждане не утратили интереса к происходящему в границах бывшего Союза и с горечью осознают, что никому так и не удалось построить что-то лучшее, чем СССР. Ни социально-экономически, ни идеологически.   
- Вы лично ностальгируете по Советскому Союзу?
- Острой тоски уже нет. А в самом начале – да, сильно тосковал, возмущался: как же так, народ ведь на референдуме высказался за единство страны! Особенно я переживал, когда из Казахстана стали уезжать друзья, соседи… На глазах стал меняться облик столицы, началась хаотичная застройка с нарушением розы ветров…
Под снос попал красивейший старый центр. В том числе ценнейшие для истории и потомков здания, например, где жили актер Борис Бабочкин (гениально сыграл роль Василия Чапаева) и режиссер Сергей Эйзенштейн…
Зато уцелел дом, где жил Жириновский. Там еще живы две бабульки, которые его помнят. По слухам, лидер ЛДПР выкупил эту квартиру в сталинской двухэтажке на улице Кашгарской и собирался сделать в ней музей.
Грустные перемены произошли во всем. В архитектуре, в промышленности, в искусстве…
С развалом СССР ушла муза, вдохновлявшая народ на военные, трудовые подвиги. Сегодня эти слова и звучат-то странно и нелепо. А уж о культуре и говорить не приходится.
- Да уж… Обмелела творческая река. Современная эстрада бедна на яркие произведения. А как вы, рокеры, те же хиппи, идеологические бунтари, ощущаете себя в мире современного лжеискусства?
- Мы живем вне лжеискусства, в мире, наполненном настоящими чувствами, сильными душевными переживаниями, мыслями о вечном. Без этого нет рокера.
Как-то Бернард Шоу проверил зрение у окулиста и узнал, что оно у него стопроцентное. Оказывается, это величайшая редкость. По словам доктора, 90 процентов людей на земле имеют дефект зрения! И с их позиций зрение Шоу является ненормальным.
Так же, я думаю, дело обстоит и с духовным, нравственным «зрением»: нормальное оно лишь у каждого десятого человека, всем остальным они представляются «белыми воронами», а на самом деле являются одаренными, неординарными личностями.
Мы этот аспект учитываем в своем творчестве, понимаем, что оценить и принять его могут лишь те, в чьих душах живет любовь.
- Пожалуй. У рокеров на любовь особый взгляд. Мне запомнились строки одной из ваших песен:
Девочка упала на любовь,
Девочку проткнули эти вилы.
Образно… И больно.

- Да, у тех, кто причастен к рок-н-роллу, сердце – вечно незаживающая рана. Для них жизнь без любви – беда, а жизнь с любовью – безрассудство. У рокеров организм устроен иначе, чем у других.
Только любовь позволяет душе резонировать в такт произведению и производить настоящую внутреннюю революцию. Не впустив в себя этот мир целиком, со всем его трагизмом, не отстрадав и не отболев, ничего стоящего не напишешь и чужие струны души звучать не заставишь.
В душевной боли есть свой глубокий смысл и назначение. Это своего рода проверка – на что каждый из нас способен, когда ему больно: выдержит он или сдастся?
Возьмите писателя Владимира Соловьева и его знаменитую «Повесть о Хадже Насреддине». Это светлое произведение написано им в лагере, куда его сослали как врага народа! Однако вещь получилась искрометная и сильная - просто образец силы духа!
Когда больно мне, я обращаюсь к творчеству, к вере, к любви. Важно только «антенну» настроить, сигналы уловить и волну не сбить. 
- А при каких обстоятельствах у вас сбивается «волна»? Вы ощущаете момент, когда вашу связь с космосом раз - и «перерезали»?
- Конечно. Стоит допустить негативные мысли, о ком-то плохо подумать – все, ничего стоящего не напишешь. Но если осознал, что произошло, все восстанавливается. Мы ведь только проводники космической энергии. Просто у одних контакты лучше, у других засорены.
- Вам принадлежат слова, сказанные в одном из интервью: «Музу надо завоевывать как женщину!». Любопытно…
- Муза - это не вспышка и не озарение. Это незримое божественное создание, которое можно удержать рядом и вдохновляться ею только, если автор вкладывает в свое творчество всю силу души, если он в буквальном смысле впахивает и трудом изо дня в день убеждает музу в своей любви к творчеству.
Кто-то из писателей сказал: если можешь не писать, не пиши. Перефразирую эти слова: если не можешь молчать, должен сказать. Но если берешься говорить, писать или петь, то делай это по максимуму вложенных усилий, не занимайся профанацией. Это мой принцип. Не настоящее, не искреннее люди чувствуют сразу, и однажды отвергнув произведение, могут поставить крест и на авторе, и на коллективе.
- На каких критериях добра и зла вы растите своих детей? Телеящик выбросили на помойку?
- Нет, но постарался извлечь из него максимум полезного – использовал для просмотра видеокассет с советскими мультфильмами. На них и выросли трое моих детей – сын и две дочки. Считаю, что наши мультики – идеальная база для закладки фундамента добра, основ философии и миропонимания.
Да, мы живем в социуме, от низкопробных передач и фильмов никуда не деться. Однако я сегодня более-менее спокоен за детей – они прошли школу советской мультипликации, народных сказок, доброго детского кино.
Хорошие семена своевременно упали в хорошую почву. В итоге дети стали избирательны. Они просто не смогут в дальнейшем смотреть передачи типа «Дом-2», потому что у них выработан правильный взгляд на вещи. Это очень хороший двигатель для формирования личности.
- Ильяс, вы из семьи ученых, окончили журфак Алма-Атинского университета. Почему выбрали журналистику и почему отказались от нее в угоду сцене?
- Да, я вырос в семье, где царил культ книги, причем книги хорошей, классической. И не читать для меня было все равно, что не соблюдать правила личной гигиены.
Я окончил школу ярко выраженным гуманитарием, поступил на журфак и, к своему удивлению, получил красный диплом.
Журналистику я отверг именно как образ жизни. Вы, Елена, писали в своих статьях, что современная журналистика и литература стали ремеслом, они конъюнктурны, эротизированы, часто бестолковы и непрофессиональны. Согласен.
Лев Толстой однажды сказал, что искусство убьет техника исполнения. Это мы сейчас и наблюдаем, в том числе в СМИ. Здесь важно быстро-быстро сляпать и выдать.
Сейчас в ходу клиповое мышление, коротенькие информации, как разделительная полоса дороги – штрихи, а между ними пустота. Это не по мне.
Мне больше по душе стиль советской журналистики – вдумчивый и широкий, как Волга. Она размышляла, формировала мировоззрение.
Я человек не очень торопливый: медленно ем, медленно работаю над текстами и музыкой. Пастернак говорил: «Во всем хочу дойти до самой сути». А чтобы дойти до сути, нужно время, нужно посидеть в тишине, поразмышлять, прожить мысли… Многие профессии сегодня это исключают, в том числе и журналистика.
Я метался, перебрал много профессий. Даже косметику разносил, вагоны с ребятами разгружали вместе с бомжами, чтобы аппаратуру для группы купить.
Однажды один бомж поинтересовался: мол, вы вроде интеллигенты, чего ж работы другой не найдете? Мы объяснили, что нам на аппаратуру деньги нужны. Бомж расчувствовался и вытащил из кармана все, что у него было.
- Поете ли вы рок на казахском языке?
- Нет. Традиции рок-н-ролла исторически предусматривают англоязычное исполнение. Рок на русском тоже приемлем именно благодаря колориту, образности языка, возможности воздействия на широкую аудиторию.
Рок на казахском – это было бы что-то очень специфичное. Да я и думаю-то на русском. И жена у меня русская. Точнее, советская. В каждом из нас много кровей намешано.
- Что особо значимого есть в ваших ближайших творческих планах?
- Недавно наш рок-коллектив получил приглашение принять участие в масштабной культурно-патриотической акции, посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны.
Это будет грандиозный концерт у стен Брестской крепости в Белоруссии. Начнется он в 4 часа утра 22 июня. Заявки на участие уже прислали Россия и Украина. 
Это будет лучшим историко-воспитательным примером единения народов и стран. И в первую очередь для молодежи, которая особенно остро нуждается в осмыслении нашего общего героического прошлого.

 

Беседовала
Елена САРКИСОВА

 

венера22 апреля 2011, 11:50

бальзам на душу - "никому так и не удалось построить что-то лучшее, чем СССР. Ни социально-экономически, ни идеологически".

Марго15 апреля 2011, 12:04

Спасибо! Очень хороший материал! Редко, кто говорит об утраченном вместе с СССР чувстве собственного достоинтсва, патриотизме, моральных ценностях.

Иван14 апреля 2011, 13:41

А Медведев и Путин разве когда нибудь участвовали в выборах? По моему их просто назначали президентами, а выборы нагло фальсифицировали.

татьяна14 апреля 2011, 13:41

Подпишусь под каждым словом.Умница

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях