Поиск на сайте

Мнения о пользе Кодекса поведения кавказской молодёжи разделились независимо от национальной принадлежности

 

Министерство по национальной политике Чечни приступило к разработке Кодекса поведения кавказской молодежи. В пресс-службе главы республики сперва заявили, что категорически против создания кодекса высказался Рамзан Кадыров. Но уже спустя пару дней слова свои взяли обратно: мол, чеченский лидер осудил не саму идею, а оскорбительную тональность, с которой ряд российских СМИ о ней поведали.

 

Толчком к написанию кодекса поведения послужила череда скандалов с участием кавказской молодежи, взявшей в привычку стрельбой сопровождать свадебные кортежи средь бела дня и с гиком-свистом отплясывать лезгинку в жилых кварталах по ночам, шокируя жильцов окрестных домов.
По словам министра по национальной политике Чечни Мурата Тагиева, проект направлен на недопущение конфликтных ситуаций как внутри республики, так и за ее пределами. Никаких новых законов сочинять никто не собирается, речь идет лишь о том, чтобы адаптировать исконные многовековые правила поведения чеченцев (моральные кодексы «Къонахалла» и «Нохчалла») к современным реалиям.
Несмотря на то, что кодекс назван кавказским, власти соседних республик поспешили от него откреститься, полагая, что вполне достаточно существующих российских законов.
Так, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что лучший кодекс поведения – это законы для страны, для всего народа.
«Не надо нам никаких кодексов, не надо выдумывать, как себя вести. Мы дикари, что ли?! Надо жестко соблюдать законы. Если нарушил – ответь, украл – иди в тюрьму», – эмоционально парировал инициативе чеченцев Евкуров.
Сошлись на том, что, если кто-то из соседних республик и пожелает кодекс перенять, в Чечне возражать не будут. К тому же в обычаях кавказских народов, вырабатываемых на протяжении столетий, много общего.
Кроме того, стало известно, что помимо экспертов, политических и общественных деятелей, к работе над правилами поведения привлекли русских националистов, в том числе одного из лидеров движения «Русские» Дмитрия Демушкина.
«Нам важно знать мнение лидеров русского патриотического движения – во избежание в будущем непонимания и недоверия. Мы хотим услышать мнения со стороны, чтобы учесть все аспекты и отразить их в наших рекомендациях в форме свода правил человеческого общежития», – пояснил чеченский министр Мурат Тагиев.
Что при этом о кодексе думает сам Демушкин, информация противоречива. По одним источникам, активист убежден, что «эта бумажка (кодекс – Авт.) ничего не даст, он не носит никакой юридической силы». По другим же, идея написания свода правил Демушкину «очень нравится, поскольку молодежь должна знать культуру, традиции и обычаи собственного народа».
«У меня была идея составить кодекс поведения для русской молодежи. Нужно возрождать русскую культуру. Кто сейчас из русских может станцевать свой национальный танец? Это касается и национальной русской одежды», – озабоченно поделился Демушкин, не уточнив, правда, что же помешало ему осуществить задуманное: припугнули, отсоветовали или пробил час?..
Вместе с тем совсем новым поворотом в дискуссии вокруг кодекса стало сообщение одного из его разработчиков, журналиста, эксперта по Кавказу, бывшего члена Общественной палаты РФ Максима Шевченко: «…Кодекс должен не только учить кавказцев вести себя за пределами своих регионов, но еще объяснить русским, как вести себя в Чечне или горном Дагестане».
По словам Шевченко, кодекс опишет типичные ситуации поведения в гостях, проиллюстрировав это на конкретных примерах. Если вы, скажем, находитесь в чеченском ауле, не стоит разговаривать с женщиной без особого ритуала, ведь «на Кавказе каждая девушка – жена или потенциальная невеста».
Но если вы приехали в Москву и встретили улыбающуюся вам женщину в платье выше колен, «это не значит, что она доступна». Очень может быть, что короткая юбочка ничего иного, кроме следования моде, в себе не несет, а сама девушка – высоконравственная, верная жена.
Эксперт полагает, что в таком виде документ должен устроить все стороны, а правила будут полезны тем, кто приезжает учиться, работать, дружить, торговать, посмотреть, как другие живут. После завершения работы над кодексом его представят на суд Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ.
Что касается фабулы, пожалуй, и все. Дальше – горячая общественная дискуссия.
Скажем, по мнению главы правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, писать Кодекс поведения кавказской молодежи с участием националиста Демушкина «забавно».
«Самое странное во всей этой истории то, что кавказцев будет учить Демушкин. Это потрясающе забавно! Идея, по-моему, исходно обречена на бессмысленное существование, потому что ничего, кроме пиара нескольких фигур, документ не принесет», – отрезал Орлов.
Против кодекса, хотя и по другим основаниям, выступил известный чеченский адвокат Мурат Мусаев, посчитав идею «популистской чушью».
«Абсурдно говорить про какие-то кодексы поведения для кавказской и русской молодежи. Это разумные ребята, прекрасно знающие об общепризнанных нормах этикета. Здесь нет необходимости в дополнительном нормативном регулировании», – поясняет юрист.
Между тем идею создания кодекса поддержал и.о. главы Дагестана Рамазан Абдулатипов – правда, еще в статусе депутата Госдумы РФ от «Единой России» (о том, что думает по этому поводу сейчас, неизвестно, да ему пока не до этого). Более того, пошел дальше, предложив написать похожий документ, например, для юных кубанских казаков.
«Работа должна вестись по взаимной адаптации молодежи», – подчеркнул Абдулатипов.
И в этом он прав. Только адаптировать молодежь нужно не кодексами, а совместными встречами, экскурсиями, круглыми столами, селигерами и машуками.
Главная проблема России в том, что живем мы вроде бы в одной стране, но безвылазно сидим в своих национальных и территориальных коконах, не зная и не желая знать традиций, обычаев и культуры своих же сограждан. О чукчах представление имеем из анекдотов, о кавказцах – из новостных криминальных сводок.
Пролежать бревном две недели на пляже в Турции интереснее и престижнее, чем за те же деньги проехать по Золотому кольцу России, побывать на русском Севере, увидеть родовые башни в Ингушетии, Чечне, Карачаево-Черкесии.
Модной стала Европа, а своя страна, как пустыня, в которой нечему удивляться и учиться, нечем вдохновляться.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Абуязид27 июня 2013, 23:37

Кодекса поведения чеченской молодежи При всей привлекательности этой идеи я не считаю ее рациональной по следующим причинам: 1. Не только молодежь, но и любой житель Чеченской Республике независимо от национальности, возраста, пола, вероисповедания - граждане Российской Федерации и как таковые где бы они не находились на территории РФ они у себя дома, часть единой и многонациональной семьи. 2. Сама такая постановка вопроса, на мой взгляд, является унизительной для чеченской молодежи так как, с одной стороны, это признания какой-то ущербности ментальной, образовательный и воспитательной чеченской молодежи, ее отставании в своем развитии от молодежи других народов проживающих в России, а с другой вызовит негатив в отношении ее увидев желания придать ей какую уникальность и избранность по отношению к молодежи других братских народов проживающих на территории России. 3. Это пагубно повлияет на полноценное, творческое и патриотическое развитие самой чеченской молодежи, ограниченные в чем-то в родном Отечестве по отношению к молодежи других народов России. На мой взгляд, саму идею важной, ценной и необходимой надо работать над проектом Кодекса поведения любого гражданина РФ к какой бы нации он не относился, где бы не проживал и куда бы он в России не приезжал, какую религию не исповедовал, к какому возрасту и полу не принадлежал и т.д. Хорошим примером (образцом) для разработки такого важного и необходимого документа для всей России, с учетом сегодняшней реальности, является разработанный в бытность СССР Кодекс строителя коммунизма. Я не имею ввиду, что последний надо повторять или ложить в основу нового Кодекса гражданина Великой России, а понять тот глубокий смысл единства народа и его целей, равенства, братства, взаимного уважения и любви, ответственности каждого за судьбу своего соотечественника, независимо от его национальности и место проживания на территории Росси, за настоящее и будущее Родины-России.

Елена11 февраля 2013, 23:04

По самоуверенности, с которой вы утверждаете, что мы - цитирую:"вроде бы в одной стране, но безвылазно сидим в своих национальных и территориальных коконах, не зная и не желая знать традиций, обычаев и культуры своих же сограждан. О чукчах представление имеем из анекдотов, о кавказцах – из новостных криминальных сводок", - так по этой фразе вам не больше 30-ти. Знаем мы и про чукчей не из анекдотов, и про адыгов или карачаевцев и лакцами не из криминальных сводок. В особенности мы, которые родились и выросли на Кавказе, хоть и Северном. Или это вы для Москвы писали? И почему две недели пляжа в Турции обязательно противопоставляются Золотому Кольцу? Это как утюг с макаронами сравнивать...

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях