Поиск на сайте

Моим молодым друзьям, юным и неопытным

 

Что значит «победить самого себя»? На мой взгляд, «победить себя» – это привести свои чувства и разум в ГАРМОНИЮ. Конечно, достичь абсолютной гармонии ни одному смертному не дано. Это под силу только Спасителю. Для человека же обычного существуют НОРМА и ИДЕАЛ.
Норма – ниже чего нельзя быть нормальным членом общества, нравственно адекватной личностью. Идеал – это нравственно высшее, к чему мы должны стремиться. И чем активнее мы совершенствуемся, приближаемся, казалось бы, к идеалу, тем больше он от нас удаляется. Вместе с тем мы поднимаемся над нормой все выше и выше.
Гармония разума и чувств – это когда мудрый разум вовремя тормозит дурные желания, вредные чувства, глупые высказывания и дает добро конструктивным намерениям и добрым поступкам. Или словами Сократа: «Все в меру, ничего сверх меры».
Гармония разума и чувств дает возможность человеку изгнать из себя до минимума дурные качества, деструктивные черты характера, превращающие его в морального урода. В процессе личного жизненного опыта, с возрастом пришел к выводу, что наиболее неприемлемыми для меня являются:
– Ненависть. Ненависть – удел слабых. Мне всегда было жаль людей, которые «умеют» ненавидеть других. Только умеющий прощать может быть благородным. Первым подать руку – показатель силы. А слабый всю жизнь будет пакостить из-за угла. Такие не заслуживают даже презрения. Причем ненависть – это такая зараза, что порой даже очень порядочные люди, выходя «на тропу войны», теряли человеческий облик и превращались в своего рода изгоев, становились морально и духовно опустошенными.
Ненависть разрушает «энергетический каркас» человека, и он становится легкой добычей всяких болезней. Более того, ненависть – прямая дорога к мстительности, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности.
– Зависть. Скольких людей никчемных я знал, которые, «лежа на печи» и занимаясь «ловлей мух», «плесневели» от зависти, видя успехи других. Исходили желчью, когда другие потом и кровью добивались успеха. Порядочный человек радуется успеху другого. Ему хорошо, когда другому хорошо. Ему плохо, когда другому плохо. Как писал великий философ и писатель Альбер Камю: «Стыдно быть счастливым одному».
– Жадность. Думаю, мне нет необходимости подробно разъяснять суть и последствия этого мерзкого качества. Вообще, жадных никто не любит. Они у меня вызывают отвращение. Никто еще «к гробу не пристегнул мешок с деньгами». И еще: ничто так не опустошает человека, как жадность. Жадные люди и «на солнце через копейку начинают смотреть».
– Ревность. Это болезнь нравственно-психологического происхождения. Ревность делает человека идиотом. Разрушает самые крепкие, красивые чувства, тяжелым катком проходит по семейным узам, не щадя никого и ничего.
– Лень. Я часто повторяю, что лень и успех в любом деле – понятия несовместимые. В той или иной мере лень присутствует в каждом человеке. Но за счет воли лень может быть полностью нейтрализована. В противном случае никакие гениальности, таланты не расцветут, а сгниют на корню.
– Национальные предрассудки. По известным причинам на этой проблеме я остановлюсь более подробно. На Руси подлинно интеллигентные люди руки не подавали людям с национальными предрассудками.
Россия – многонациональная держава, а многонациональность, как известно, во все времена была слабостью государства и его армии. И только в условиях Российской империи (царской, советской) многонациональность стала силой государства и его армии. В чем причина этого феномена?
Дело в том, что Россия никогда никого не завоевывала. Хотя были редкие исключения, когда к этому ее вынуждали. Русский человек по своему характеру не злобив, всегда готов прийти на помощь. Русский народ всегда помогал малым народам в экономическом, политическом, культурном становлении.
Не могу не привести некоторые записи из дневника великого писателя, философа Федора Достоевского о русском человеке: «…Во время севастопольской кампании раненых французов «уносили на перевязку прежде, чем своих русских», говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо». «Разве тут не Христос и разве не Христов дух в этих простодушных и великодушных, шутливо сказанных словах?» И во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка: «Человек тоже, хоть и не христианин».
Интересен вывод Достоевского: «Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности. Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют».

 

Анзор КИРГУЕВ,
член Совета старейшин при председателе Думы Ставропольского края, полковник, профессор ИНЭУ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях