Поиск на сайте

Олимпиады для школьников сегодня проходят в духе ЕГЭ: ребята зубрят факты, вместо того чтобы учиться творчески и логически мыслить

 

На региональной олимпиаде школьников по искусству 2016 года я был назначен председателем жюри. Этот опыт натолкнул меня на размышления, непосредственным поводом к которым стали апелляции трех школьников.

Эксперты (преподаватели вузов и школ) к инициативе подростков отнеслись с пониманием, даже интересно было, как современный школьник мыслит и ведет себя, отстаивая свою позицию.

Мы пригласили ребят на предварительное обсуждение - просмотреть ответы, требования и ключи к ним, разработанные федеральной комиссией. Почти три часа по каждому пункту старались объяснить, за что снижены баллы.

В целом, ребята согласились с нами, но... лишь до порога, за которым стояли мамы. Родительниц не интересовали «детали», они были уверены, что их чада не могут быть неправы, и настояли на подаче официальной апелляции.

Вот так, не присутствуя на собеседовании, не рассматривая требования к ответам, мамы запросто отвергли мнение жюри. Мне подумалось: если правилами не предусмотрено прямое участие родителей в разрешении конфликтных ситуаций, почему не приглашать их хотя бы в качестве наблюдателей? Ведь олимпиада - сложное общественное и учебно-воспитательное явление, оно не может не развиваться - прежде всего, в интересах школьников.

Собственно, история с апелляцией - рабочий момент, конфликт в конечном итоге был решен. Куда больше вопросов вызывает содержательная сторона олимпиады.

На олимпиаде по искусству мы старались отмечать дополнительным баллом любые творческие мысли ребят. Но все же действовали в строгих рамках: участники должны были выстраивать ответы по определенным позициям (их в перечне 37), по каждой начислялось два балла. Понятно возмущение ребят: почему не сделать критерии более ясными и доступными?

Кроме того, олимпиадные задания сегодня формируются в духе ЕГЭ, вынуждая школьников зубрить множество фактов. А ведь на олимпиады возложена  другая задача - развивать познавательные и творческие способности ребенка, его умение воспринимать и анализировать художественное творчество, оценивать произведения с точки зрения их действительной или мнимой ценности...

Почему не подумать над изменением подходов к заданиям? Взять на вооружение лучшие образцы, такие, например, как телепрограмма профессора Юрия Вяземского «Умники и умницы».

Участники этого интеллект-шоу (победители которого, к слову, автоматом  зачисляются в МГИМО) предварительно получают задание по определенному блоку общественных наук, литературы, искусства. Овладевая знаниями, учатся видеть познавательное пространство темы, выделять главное и подмечать детали. И это умение останется с ними на всю жизнь. 

В нашей же олимпиаде школьники должны ориентироваться не в проблеме, а в наборе сведений «обо всем», большая часть которых забывается на второй день.

Как применить опыт телевикторины в региональной олимпиаде? Можно разделить задания на два блока: первый дать на понимание видов искусства, смысла художественного творчества, второй - посвятить одному из исторических разделов искусства («Искусство Древней Руси», «Искусство Средневековой Руси», «Искусство эпохи Возрождения» и т.п.). При таком подходе познавательный и творческий результат был бы совершенно другой.

В любом случае, все участники олимпиады по-своему уже победители - в своем стремлении стать творческими людьми, расширить познание и развить интерес к искусству или другим областям знаний. И если они окажутся способными закрепить этот интерес, то он будет сопровождать их всю жизнь и помогать в профессии.

 
Владимир ГРУЗКОВ,
профессор СКФУ
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях