Поиск на сайте

 

 

В борьбе за право распоряжаться общедолевой собственностью многоквартирных домов общественность краевого центра сдаваться не намерена

 

14 октября 2009 года  группа участников правозащитных организаций Ставрополя опубликовала в «Открытой» газете обращение к руководителям муниципальных органов города и прокурору края. Общественники обратили внимание надзорного ведомства на нарушения жилищного законодательства в краевом центре. В частности на то, что городские власти, не считаясь с законами, лишили жителей многоэтажных домов их собственности – подвалов, - а потом продали их или сдали в аренду предпринимателям.
Спустя месяц после публикации из прокуратуры пришел ответ. Начальник  управления по надзору за исполнением федерального законодательства Э. Конопля посчитал, что авторы письма в своих требованиях заблуждаются.
При этом почему-то ссылался не на статьи законов, а на... разъяснение чиновников комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ставрополя и постановления главы города. То есть на тех, кто готовил и принимал в свое время незаконные решения по захвату чужого имущества. Вот такой странный диалог состоялся у горожан с людьми, поставленными следить за соблюдением законности в крае. 
Итак, согласно федеральному законодательству в области жилищных отношений, органы местного самоуправления и собственники  многоквартирных домов во взаимоотношениях с иными лицами обязаны руководствоваться главой 18 Гражданского кодекса, Жилищным кодексом и Законом РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Например, в п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса сказано, что нежилые помещения, обслуживающие более одного помещения в многоквартирном доме, являются общей долевой собственностью его хозяев.
Игнорируя это положение и опять же ссылаясь не на федеральные законы, а на отписки КУМИ администрации Ставрополя, прокуратура пытается доказать, что помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов, к ним могут принадлежать иные нежилые помещения, предназначенные для самостоятельного использования и отличающиеся от правового использования режима помещений, установленного п. 2 ст. 290 Гражданского кодекса и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса.
Есть основания утверждать, что таких нежилых помещений, сданных в эксплуатацию до 1 марта 2005 года, в Ставрополе нет. Если кто-то с этим не согласен, предлагаем создать независимую экспертную комиссию с включением в ее состав представителей общественных организаций.
Статьями 12, 13 и 14 Жилищного кодекса определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Надо обратить внимание на то,  что эти статьи не предоставляют ни одной из упомянутых структур полномочия отчуждать (передавать в другие руки), продавать и сдавать в аренду нежилые и другие помещения многоквартирного дома. 
Наши оппоненты ссылаются на ч. 1 п. 2 ст. 209 ГК РФ, которая разрешает собственнику имущества совершать любые действия с ним, в том числе и отчуждать.  Однако при внимательном прочтении становится ясно, что ч. 2  п. 2 этой статьи предлагает  существенное добавление: «...не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права других лиц». А разве отъем подвалов не является нарушением законных прав других лиц?
Другими лицами в данном случае являются собственники помещений многоквартирных домов, и их интересы защищают ст. 290 ГК РФ и ЖК РФ, которые запрещают собственникам помещений многоквартирных домов отчуждать свою долю в праве на общее имущество данного дома.
Органам местного самоуправления также не дано право на отчуждение нежилых помещений многоквартирных домов (ст.14 ЖК РФ). Таким образом, ст. 209 ГК РФ, на которую часто ссылаются сотрудники городской администрации и поддерживающие их представители прокуратуры, в данном случае не может быть применима.
Согласно ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный. Многоквартирные дома могут находиться в государственной и муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ), и в своей работе чиновникиобязаны руководствоваться полномочиями, предоставленными им ст. 12, 13, 14 ЖК РФ и другими статьями Жилищного и Гражданского кодексов.
В полученном нами ответе также сообщается, что 14 мая 2009 года КУМИ проведен аукцион, по результатам которого заключены договоры аренды на муниципальные нежилые помещения 26 многоквартирных жилых домов Ставрополя.
Эти нежилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью, проданы также с нарушением федерального законодательства. Хотим еще раз напомнить, что органы местного самоуправления не имеют права предоставлять в пользование иным лицам или в аренду объекты общего имущества многоквартирных домов, даже если это имущество является муниципальной собственностью (ст. 14, 19, 163 ЖК РФ).
Право передачи в пользование иным лицам объектов общего имущества многоквартирных домов предоставлено только общему собранию собственников помещений многоквартирных домов (п. 4 ст. 36 и подпункт 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Только собрание собственников помещений может отдать их по своему усмотрению, либо сдавать в аренду, а деньги вкладывать в капремонт  дома.
Сделки, совершенные с нарушением законов и иных правовых актов, недействительны (ст. 168 ГК РФ). Постановления и решения органов местного самоуправления Ставрополя о приватизации и продаже помещений на аукционах, а также их сдаче в аренду должны быть отменены. Собственникам же доложен быть возмещен материальный ущерб в полном объеме (ст. 1069 ГК РФ). По ориентировочным подсчетам  этот ущерб составляет около 1,2 млрд. рублей.
В своем обращении мы не оспаривали ни одного законодательного акта, постановления правительства РФ и края. Мы просили прокуратуру края проверить полномочия органов местного самоуправления Ставрополя на предмет продажи и сдачи в аренду нежилых помещений многоквартирных домов, однако ответа по существу не получили. 
Судя по его содержанию ответа, положенной законом РФ от 17 июля 2009 года №172  экспертизы правовых актов проведено не было, что создало условия для коррупции с нанесением ущерба собственникам помещений многоквартирных домов.
Исходя из всего вышеизложенного, просим:
1. Повторно осуществить проверку изложенных нами фактов в обращении от 14 октября 2009 года и в настоящем обращении с определением суммы вреда, нанесенного собственникам помещений;
2. По результатам проверки принять меры прокурор-ского реагирования и привлечь к ответственности сотрудников ведомства, поставивших ложную защиту чести мундира выше государственных интересов;
3. Руководствуясь законом РФ от 17 июля 2009 года №172 провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ставрополя, затрагивающих права, свободы и обязанности собственников помещений многоквартирных домов;
4. По результатам проверки просим оценить все наши доводы и выступить в средствах массовой информации со своими аргументами.

 

Людмила ГУСЕВА,
председатель домового совета №3а по пер. Степному
Дмитрий ЛОГВИН,
председатель краевого союза защиты
прав потребителей и налогоплательщиков
Игорь МАРКЕЛОВ,
председатель Ставропольского городского протестного комитета
Иван НЕГРИБОДА,
инвалид Великой Отечественной войны

 

марина князева03 сентября 2010, 12:38

 
 
 
 

Здравствуйте! Жильцы нашего многоквартирного дома столкнулись с той же проблемой! Если у вас есть дельные советы или вы можете поделиться опытом, свяжитесь пожалуйста по электронной почте [email protected]. Или дайте ссылки на полезные статьи. Заранее спасибо!

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий