Поиск на сайте

«Радуга талантов» - под таким названием в краевом музее изобразительных искусств  открылась выставка работ студентов  Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусства им. Аслана Даурова

 

Отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов колледжа уникальное в своем роде, и по сей день ему нет равных. За четыре года студенты осваивают здесь тринадцать(!)  специализаций: плетение из рогоза, художественную обработку кожи, роспись по ткани и стеклу, резьбу по дереву, изготовление войлока, золотое шитье… И это не считая классических дисциплин, таких как рисунок, живопись, скульптура. Не случайно экспозицию открывает гобелен «Три музы», которые символизируют единство творческих начал.    
Особое место в народно-прикладном творчестве горских народов занимает изготовление циновок, которые часто служат коврами и декоративными украшениями, на их фоне развешивают оружие и музыкальные инструменты. Плетутся они из рогоза - высокой болотной травы.
Для придания фигуре изящности и стройности горцы с детства приучали детей спать на деревянных кроватях, покрытых циновками. Использовались они и в качестве молитвенного коврика, а также при валянии шерсти. Каждая девушка должна была к свадьбе приготовить три циновки, по которым судили о ее способностях.
Без циновки и сейчас не обходится ни один обряд, в том числе погребения. Считается, что человек, как и рогоз, вышел из земли, а поэтому в землю должен возвратиться в циновке.
В экспозиции из запасников музея нашлось место для работ члена Союза художников России, дипломанта Российской Академии художеств, мастера по созданию адыгских циновок (ардженов) и традиционных музыкальных инструментов Замудина Гучева. Циновка с шахматным орнаментом, выполненная его руками, является великолепным образцом древнего народного промысла.
Важную роль в бытовом укладе черкесов, карачаевцев и балкарцев играли войлочные ковры кийизы (один из них, авторства Дины Мокаевой из Нальчика, также представлен из фондов музея).
В сумрачном интерьере горской сакли они нередко служили главной достопримечательностью и вывешивались на самом видном месте. Войлочными коврами покрывались лавки в доме, где хозяин принимал гостей. В особом углу, богато декорированном кийизами, символизирующими продолжение рода, в свадебном наряде принимала поздравления невеста.
Чтобы проникнуться художественными особенностями войлока, непременно нужно проследить сам непростой процесс валяния. Начинает мастерица с выкладки рамки ковра из специально приготовленных черных жгутов шерсти. Такими же жгутами вычерчивает по центру контуры крупных ромбов, делая в них решетчатые перегородки. Промежутки между этими ромбами заполняются туго сложенной шерстью.
Все основное пространство обрамляется рисунком, чаще это мелкие ромбики и треугольники. Оставшиеся пустоты мастерица заполняет валиками шерсти основного, преимущественно серого, цвета, служащего фоном, на котором четко прорисовываются детали орнамента.
После этого весь слой шерсти равномерно раскладывается на циновке и поливается специальным горячим мыльным раствором. Циновку сворачивают вместе с шерстью в рулон, и начинается процесс валяния на полу - ритмичными движениями мастерицы добиваются, чтобы шерстяной слой свалялся в полсть. Для уплотнения мокрую полсть колотят об пол, затем полощут в реке и сушат. Готовая кошма обшивается по краю шнуром, свитым из шерсти двух цветов, чаще всего черно-белой.
Делают из войлока не только ковры, но и костюмы - очень теплые и не пропускающие влагу. Представленный в музее войлочный костюм «Горянка» - образец того, как в современных условиях сохраняются древние традиции: юбка, жакет, шапочка и войлочные сапожки, в которых использован традиционный геометрический орнамент.
Вообще же, для искусства горцев характерны сочетания треугольников, квадратов, окружностей, ромбов, которые переплетаются с изображением бараньих рогов и старинных родовых знаков.
А вот женский адыгский костюм, формировавшийся на протяжении многих веков, демонстрирует искусство батика и вышивки. Сделать праздничный костюм - дело очень непростое и хлопотное: длинная туникообразная рубашка, кафтанчик, шаровары, платье, нагрудник, пояс, головной убор, мягкие сафьяновые туфли.
Главная деталь, конечно, это платье, по крою напоминающее черкеску. Рукава когда-то были длинными, разрезанными от локтя, но в начале позапрошлого века стали короче, а чтобы закрывать руки, под них поддевали длинные, почти до подола, расширявшиеся книзу подвески, вышитые золотом и отороченные галуном.
Один из древнейших видов народного искусства Северного Кавказа - это художественная резьба по дереву (нередко бытовая утварь украшалась изделиями из камня).
Богатый и необычный мир Кавказа открывает панно «Карачаево-Черкесия моя», состоящее из целого ряда жанровых сцен: на фоне величественных гор клинками ввысь уходят сторожевые башни, к скалистым обрывам жмутся сакли, танцуют доблестные джигиты и стройные девушки, неутомимые пастухи гоняют отары овец, держат совет старейшины...            
С давних времен люди стремились украсить жилища необычными витражами. Несмотря на развитие непрозрачной росписи по стеклу  красками, пришедшими из керамической и фарфоровой промышленности, на Кавказе полюбились рисунки, когда часть, например, вазы остается матовой, а другая покрыта орнаментом из прозрачных красок. Роспись по стеклу применяется в самых различных элементах декора – на окнах, дверцах шкафов, тарелках, бокалах.
В отличие от трафаретной печати (шелкографии) или матирования, в частности пескоструйной обработки, роспись по стеклу - это всегда ручная работа, а рисунок или целая картина будут украшать только один дом и никогда не смогут быть повторены.
 Образ своей малой родины с ее недосягаемыми снежными вершинами и высокогорными домиками студенты запечатлели в композиции «Мой Кавказ», выполненной в технике гобелена.
Гобелен - это вытканный вручную ковер-картина, в узком смысле - изделие парижской мануфактуры, основанной 350 лет назад и названной именем красильщиков. Ткутся ковры из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются.
Работа начинается с того, что на станке натягиваются нити (обычно лен) как основа будущего гобелена. После этого они переплетаются цветными шелковыми или шерстяными нитями так, чтобы основа приобрела вид ковра. Поскольку процесс этот трудоемок, за одну большую работу нередко берутся сразу несколько мастеров.
Прекрасное творение рук человеческих - керамика. Работа мастера начинается с подбора глины, которую для придания эластичности готовят особым способом. Посуду, декоративные изделия тщательно и равномерно просушивают, после чего подвергают обжигу при высокой, до тысячи градусов, температуре.
Керамика на выставке представлена роскошным набором светильников «Горное эхо», а таинственности ремеслу добавляет картина «Гончарницы» кисловодского художника И.С. Шаулова, на которой женщины делают глиняные горшки.
На Кавказе гончарное производства было традиционно разделено - посудой для дома занимались женщины на медленном гончарном круге, а посуду на продажу делали мужчины, используя быстрый круг, да и орнамент у них был сложнее.
То, что сегодня именуют художественной обработкой кожи, появилось вместе с рождением цивилизации. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликации и вышивка. На Севере кожу отделывали мехом, на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.
До недавнего времени выделка кожи занимала особое место в жизни горцев. Изготовленная с большим искусством, она использовалась для седел, конской сбруи, обуви, поясов, в отделке оружия, большого числа предметов домашнего обихода, незаменимых в военных походах и путешествиях.
Существует множество приемов обработки кожи - тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия (некоторые из них представлены на выставке в декоративном панно «Кунаки» и «Узоры степного ветра»). В зависимости от назначения изделия, технологии используются как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом.
В более ранние времена дорогие вещи дополняли подкраской золотом. К слову, черкешенки издревле славились как мастерицы золотой и серебряной отделки тканей, что искусно продемонстрировано в украшении набора для намаза (переплет Корана, коврик, шапочка, чехол для четок).
Прикладное искусство горских народов обладает особой индивидуальностью и пользуется огромной популярностью. В нем с удивительной непосредственностью слились национальный колорит, талант мастеров и секреты владения непростыми ремеслами, что с любовью и продемонстрировали студенты из Черкесска.
И, конечно же, каждая вещь несет в себе массу добрых эмоций, заставляет удивляться и восхищаться, что на фоне бытовой серости - настоящее спасение.   

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях