Поиск на сайте

 

 

Ведущие эксперты-кавказоведы по просьбе «Открытой» продолжают обсуждение проблем региона

 

В №10 наша газета опубликовала статью «Вне зоны действия» об итогах проверки регионов СКФО Счетной палатой РФ, подтвердившей известный факт: астрономические бюджетные вливания в Северо-Кавказский регион не приводят к сколько-нибудь заметным социально-экономическим результатам.
Серьезный инвестор не придет туда, где убивают, взрывают, похищают. Об этом свидетельствуют и данные госстатистики: в прошлом году в республиках СКФО доля бюджетных вливаний в общем объеме инвестиций в экономику была вдвое выше, чем в среднем по России (например, в Ингушетии 61%, в Чечне 54%). В обеих республиках банки вообще  не выдают кредиты на развитие бизнеса, а на долю частных инвесторов приходится соответственно 2% и 6% вложенных в экономику средств. По сути, регионы держатся только на бюджетных инъекциях.
Очевидно, что нынешняя политика федерального центра на Северном Кавказе зашла в тупик и требует новых, неординарных, мер. Позицию по этому вопросу на страницах «Открытой» («В политике много абсурда», №11 от 23 марта 2011 г.; «Черная дыра», №12 от 30 марта 2011 г.; «Как вернуть больного к жизни?», №13 от 6 апреля 2011 г., «Не работают законы? Пусть лучше работает власть!», №14 от 13 апреля 2011 г.) уже высказали известные эксперты по Северному Кавказу. Сегодня мы публикуем продолжение опроса. Сегодня публикуем продолжение экспертного опроса.

 

Кавказофобия как орудие
Энвер КИСРИЕВ, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН (Москва):

- Подлинная причина финансово-экономических безобразий, творящихся в СКФО, - это порочная, корыстная и жестокая политика федерального центра, который пытается «управлять» в регионе всем и вся.
А наиболее циничная часть правящего класса России сознательно берет на вооружение кавказофобию, используя ее, как красную тряпку, для отвода от власти негативной энергии общества.
Эту же цель преследуют и некоторые журналисты, «объясняющие» читателю, что в стране, мол, есть такие маленькие, но очень плохие  кавказские республики, которые проедают материальные ресурсы России, а сами работать не хотят и не умеют.
Итак, почему в республиках Северного Кавказа не работают законы экономики? Отвечаю также вопросом: а где в нашей стране действуют эти законы? Может, по законам экономики была построена дорога в Сколково (та, что обошлась госбюджету в шесть млрд. рублей и расползалась по швам спустя девять месяцев после постройки)?
Может, ситуация в кубан-ской станице Кущевской все долгие годы развивалась по правовым законам? Может, Москва жирует, а периферия прозябает тоже в соответствии с какими-то законами?!
Объяснение всему, действительно злокачественному и наболевшему в России (а не только на Северном Кавказе), очень простое: в стране нет государственного порядка, законы не действуют, везде произвол сильных. Правоохранительная система не исполняет своих прямых обязанностей, и сама превратилась в угрозу для простых граждан.

 

Спекулятивный подход
Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии и международных исследований Университета Нортвестерн (Чикаго):

- Экономическая рациональность в отличие от законов на Северном Кавказе соблюдается вполне, как и по всей России. Однако нередко бывает так, что выкачивание средств из государства и есть самое рациональное экономическое поведение (понятно, в смысле частного обогащения).
Инвестиции в заводы или фермы даже в благоприятных условиях обычно не дают больших доходов. Да и на прибыль можно рассчитывать при условии того, что в деятельность предприятия не будут вмешиваться налоговые органы, его не затронут природные неурядицы, кризис. Финансовые механизмы при нормальной экономике понятны.
В случаях, которые описывает «Открытая» применительно к СКФО, это даже не финансовые операции на спекулятивном рынке, а конвертация административно-политической власти в денежный доход. Не заниматься этим, когда это доступно, было бы неисполнением законов экономической рациональности, о которых я сказал в самом начале.

 

Элиты не суетятся
Вадим МУХАНОВ, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (Москва):

- Общую ситуацию в регионе, безусловно, можно охарактеризовать как весьма тяжелую и плачевную. Упадок виден невооруженным глазом во многих сферах, далеко не только в экономике. На повестке дня одновременно стоят многие насущные вопросы, первый среди которых - безопасность.
Как можно говорить о приходе в регион серьезного инвестора в нынешней ситуации, когда существуют риски не просто лишиться собственного дела, но и жизни?! К сожалению, государство не в состоянии обеспечить как защиту бизнеса, так и его организаторов на Северном Кавказе.
Для того, чтобы ясно и выпукло понять ситуацию, которая для экономической жизни Кавказа превращается в один из главных факторов давления, необходимо задать несколько вопросов.
Как работает местная власть на республиканско-краевом уровне и ниже? Насколько доступна она для жителей регионов, пользуется ли авторитетом? Как работает правоохранительная система, справляется ли с поставленными задачами? Каков средний образовательный уровень?
Способны ли средние специальные и высшие учебные заведения региона готовить квалифицированных специалистов, обеспечив бизнес столь востребованными кадрами? В какой степени можно говорить о региональной «социалке»? Как ведется борьба с коррупцией?..
На большинство из этих вопросов мы получим отрицательный ответ. А это значит, что в ближайшее время мы по-прежнему будем наблюдать разрастание и процветание местных элит, которые привыкли к «работе» только с бюджетными деньгами, за исключением, может быть, Ставропольского края.
Развитие собственных производств - мелочь по сравнению с тем потоком средств, который идет из федерального центра. Отсюда возникает логичный вопрос: а зачем главам республик и их замам проявлять активность и заботу о развитии бизнеса, когда главное - это вовремя успеть подсуетиться при дележе федеральной казны?
Необходимо качественное изменение подхода к государственному управлению на Северном Кавказе. Заваливание деньгами проблемного региона не приведет к решению ключевых вопросов, а, скорее, усложнит их.
Руководство страны и округа сначала должно  озаботиться идеологическим, политическим, кадровым и только потом финансовым базисом для проведения преобразований.
В противном случае мы и впредь будем читать  удручающие отчеты аудиторов Счетной палаты и поражаться разницей в жизненных условиях простых жителей региона и арабских скакунов, принадлежащих отдельным северокавказским лидерам.

 

Оздоровить управление
Антон ИВАНОВ, директор фонда «Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию - Евразия» (Москва):

- Экономические меры правительства, а также усилия правоохранителей должны дополняться мерами по оздоровлению системы управления в кавказских республиках и широким общественным диалогом.
Основные функции государства прежде всего заключаются в обеспечении безопасности и справедливости, а также в эффективной ретрансляции скрепляющей общество идеи.
Ясно, что без такой объединяющей идеи, без жесткого соблюдения законности в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а главное, без перенаправления энергии общественного протеста в конструктивное русло демократических процедур, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и достоинства граждан, экономические меры сами по себе не способны изменить ситуацию в регионе.
Федеральный центр сегодня фактически покупает лояльность у влиятельных группировок в структурах управления и экономики Северного Кавказа, связанных с Москвой. У них нет интереса в массовом создании рабочих мест, подъеме промышленного и сельскохозяйственного производства, развитии социальной сферы.
Поддержка неконтролируемого этими группировками малого и среднего бизнеса размывает их власть. Те же, кто с Москвой не связан, выталкиваются в оппозицию, в том числе и экстремистски настроенную.
В рамках такой системы существенных успехов добиться, разумеется, просто невозможно, так как вливание нового вина в старые мехи ведет к дальнейшему расколу в обществе. Поэтому ни увеличение объемов бюджетных трансфертов и прямых инвестиций, ни усиление режима безопасности, ни переформатирование федеральных целевых программ не приведут к существенным положительным изменениям в экономике и не смогут укрепить безопасность в регионе.
Ситуация начинает напоминать сказку про Айболита, в которой доктор все ставит и ставит градусники и всем по порядку дает шоколадку. Симптомы болезни могут утихнуть из-за эффекта плацебо и доброго отношения, но ненадолго.
Успех лечения зависит от правильного диагноза и эффективного устранения корневых причин кризиса - духовных, политических, культурных, экономических и, отчасти, исторических. Это чувствуют и русские, и горцы, живущие в регионе. Править должен закон, а не люди с их частными интересами и неизбежной так называемой «коррупционной составляющей», которая все усилия сводит на нет.
Все должны быть равны перед законом, и в трудные времена люди, имеющие власть, должны демонстрировать нравственный пример, вызывающий уважение.
Сила также должна применяться в рамках закона, иначе мы получим новый виток насилия и распространения ненависти. Но и общество должно осознать, что конструктивное взаимодействие с властью или же мирный протест не имеют альтернатив.
Экономическое развитие на Северном Кавказе, таким образом, лишь одна из частей сложнейшего уравнения, решение которого может быть найдено лишь общими усилиями политических лидеров и общества при наличии соответствующей воли.
Это решение лежит вовсе не в магии цифр и пиара, а в повседневной работе по развитию общественного диалога и выработке общей повестки дня для нормализации жизни в СКФО.

 

Опрос провел
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ
Продолжение - в следующем номере



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий