Как и десять лет назад, краевые депутаты снова взялись за реформу местного самоуправления
Приступить к проработке законопроекта о реформе местного самоуправления краевых депутатов подвигло обращение их изобильненских коллег.
Вместо представителей местной власти - главы администрации и главы муниципального образования, предлагается оставить только первого. Его должна выбирать специальная комиссия, половина которой - назначенцы губернатора, другая половина - представители местного совета. А руководитель местного совета, избавившись от дополнительного функционала главы, сосредоточится исключительно на нормотворческих делах.
Законопроект стал главным вопросом на заседании комитета краевой думы по законодательству и местному самоуправлению. Депутаты выслушали мнение муниципалов, и новый вариант управления территориями получил одобрение профильного комитета. Проект изменений планируют рассмотреть уже на ближайшем заседании 16 июля, и, скорее всего, он получит единогласное одобрение.
Получается, что десять лет понадобилось для того, чтобы понять очевидное: смысла в двух «главных» начальниках ровно никакого. Хорошо еще, что глава администрации муниципалитета и просто глава не занимаются дележом власти, как, скажем, в Ставрополе.
Сити-менеджер Джатдоев держит в своих руках все хозяйственные (денежные, строительные, земельные) упряжки, а глава Колягин ходит по «круглым столам» и выставкам, разрезает ленточки и запускает в небо шарики. Налицо полное разделение полномочий и невмешательство в дела друг друга.
Но бывают и иные ситуации, когда глава территории в амбициях не уступает сити-менеджеру. И тут сразу вспоминаются случаи из российской, да и ставропольской политической жизни, о которых говорят: «Два медведя в одной берлоге не уживаются», то есть в доме должен быть один хозяин. Когда Ставропольский край в статусе пионера добровольно взялся обкатать на своей территории реформу местного самоуправления, никто вообще не мог понять, зачем району или городу нужны одновременно сити-менеджер и глава. Вопрос этот звучал от журналистов на всех пресс-конференциях к губернатору, спикеру краевой думы, министрам, главам государственных районных администраций. Все они что-то витиевато объясняли, путались, доказывали, но, по всему, нащупать смысл новой управленческой модели не могли. На том и успокоились, решив ввязаться, а там - видно будет.
Короче, очевидность несостоятельности новой конструкции ощутили сразу, но, чтобы изменить ее, понадобилось много времени. Это к разговору о том, насколько инерционна, неповоротлива и неэффективна машина государственного управления. Как не вспомнить тут Оскара Уайльда, мимолетно, однако, точно подметившего, что «в России нет ничего невозможного, кроме реформ».
Очень может быть, что еще лет через десять краевая власть снова обратится к глупостям реформы местного самоуправления, которых пруд пруди. Но хуже, что все эти точечные поправки и уточнения в закон не меняют его сути - местного самоуправления в крае как не было, так и нет.
Когда надо, районная власть без лишних разговоров урезонивает любые инициативы снизу, а губернаторская - также безапелляционно (особенно, если касается выборов) вмешивается в дела городов и районов, самостоятельных только на бумаге. Но стоит обратить внимание краевой администрации на то, какие выходки позволяют себе чиновники на местах, как в ответ получаешь: вмешиваться в дела муниципалитетов государственные органы власти права не имеют. Ну, за реформу!
Добавить комментарий