Поиск на сайте

Славная история будённовских лётчиков, ни единожды не посрамивших офицерской чести

 

Господство в воздухе
В прошлом номере «Открытая» начала рассказ о самом боеспособном соединении в составе Военно-воздушных сил России – авиабазе №40491, которая дислоцируется на аэродроме «Чкаловский» в Буденновском районе. То, что эта авиабаза – самая-самая, вовсе не преувеличение, а официальное решение Минобороны.
По итогам прошлого года она была признана лучшей среди почти сорока боевых частей ВВС и награждена переходящими вымпелом и кубком главнокомандующего Виктора Бондарева.
«Всё, что в армейской авиации появлялось передового, внедрялось именно здесь. Ведь Буденновск – это самая южная авиабаза страны, которая участвовала во всех контртеррористических операциях и локальных войнах», – рассказывает заместитель командира авиабазы по работе с личным составом (замполит – на прежний манер) Рамиль Ганиев.
Так уж повелось еще с советского времени, что на Юге России самая большая «плотность» авиационных соединений – есть они в Ростове, Кореновске, Крымске, Миллерово, Приморско-Ахтарске, Морозовске...
Однако на территории северокавказских республик авиабаз нет, только многочисленные военные аэродромы. Именно на этих аэродромах (в Моздоке, Гизели, Ведено, Ханкале, Каспийске, Ботлихе...) базировались буденновские штурмовики во время многочисленных кавказских войн последних двух десятилетий.
Наверное, именно из-за особой военно-стратегической роли Буденновска его авиабазу Генштаб неизменно выбирал в качестве «пилотной» во всех армейских реформах.
Например, в 2010 году здесь объединились два полка – штурмовой авиационный и вертолетный. Тем более что два рода авиации решают в бою одинаковую задачу – поддержку наземных войск в обороне и наступлении (различие между вертолетами и реактивными самолетами лишь в «глубине» проникновения в тыл противника).
Потом был еще один эксперимент. В Моздоке была сформирована экспериментальная разведывательная бригада – 100-я отдельная, в состав которой вошли десантно-штурмовой и разведывательный батальоны, а также отряд «беспилотников».
А вот из Буденновска в состав моздокской бригады передали смешанную эскадрилью, которая призвана сопровождать колонны боевой техники, перевозить грузы и выполнять все виды разведок на местности.

 

«Опустошитель» уходит на закат
Ожидается, что в нынешнем году в Буденновск придут самые современные штурмовики – Ка-52 «Аллигатор». Это модификация ставшей уже легендарной «Черной акулы», которую нынче знает каждый россиянин, посмотревший одноименный боевик. Мало кто знает, что во время съемок этой культовой картины в горах Афганистана вертолетом управлял не только попавший в кадр Герой России генерал-полковник Валерий Востротин, но и другой герой – Александр Рудых.
Рудых бывал со своей «Акулой» и в Буденновске, причем не раз. Его машина издали казалась почти игрушечной на фоне огромных штурмовиков Ми-24. Правда, боевые и технические характеристики этого «чуда техники» намного опережают те, еще советские. Достаточно сказать, что «морская» модификация нового вертолета (под кодовым названием «Катран») станет ударной силой для нового типа боевых кораблей российского ВМФ – вертолетоносцев. Они широко распространены в войсках стран НАТО, а в России пока лишь приживаются. Причем, что обидно, будут строить для нашей страны вертолетоносцы... французы. Сами не можем?!
Но все же главная гордость наших вертолетчиков – Ми-28Н, или «Ночной охотник», который начал поступать на буденновскую авиабазу раньше всех прочих боевых частей ВВС России. Уж он-то до последнего винтика создан на российских заводах, а перепуганные натовцы присвоили ему грозное имя Havoc, или «Опустошитель».
Вертолет потому и назван «ночным», поскольку GPS-навигационная система позволяет ориентироваться и вести бой днем и ночью. Тепловизор «Охотник» выдает «чистую» картинку при любых погодных условиях и даже при вибрации вертолета. А это неоценимо при полетах в горах Кавказа. Вертолет имеет сверхсовременный бортовой компьютер, который может взять на себя функции пилотирования, если, например, летчик тяжело ранен.
Будучи в Буденновске, мне довелось посидеть в самом настоящем Ми-28 в кабине штурмана (она ниже и ближе к носу, чем кабина пилота). И хотя он стоял на приколе и был без боекомплекта, мой провожатый Рамиль Ганиев строго-настрого предупредил: ничего не нажимать. Предостережение было нелишним: ощутив мощь этой боевой машины, у любого мужчины в душе проснулся бы какой-то первобытный «охотничий» инстинкт. Бронебойная пушка, великое разнообразие ракет и снарядов – вот уж воистину эта восьмитонная машина – совершеннейшее средство убийства.
Но без таких машин никак нельзя, если тот самый «охотничий» инстинкт движет поступками мировых политиков, с легкостью развязывающих войны и революции. Ну какой бы здравомыслящий человек еще десять лет назад мог предположить, что убивать друг друга будут грузины и русские, столетиями мирно жившие по соседству?! Вот у меня лично в голове до сих пор не укладывается...

 

Не только война...
Привлекают наших прославленных летчиков и для государственно важных задач особого рода – не боевых, а, скорее, приятных. Например, три года назад летчики из Буденновска вместе с сослуживцами из других частей участвовали в праздничном вылете во время парада 9 Мая в Белокаменной. Прямо над Красной площадью и тысячами зрителей своими Су-25 асы «написали» в небе юбилейную дату Великой Победы – 65.
Причем цифра «5» принадлежала «кисти» именно буденновских Покрышкиных, которых возглавлял командир авиаполка Сергей Кобылаш. Пять лет назад полковник получил Золотую Звезду Героя России за мужество, проявленное во время «пятидневной» войны с Грузией, а ныне он заместитель главкома ВВС по авиации.
В прошлом году во время праздничного авиашоу в подмосковном Жуковском, посвященном столетию Военно-воздушных сил России, фигуры высшего пилотажа показывал командир вертолетной эскадрильи из нашего авиаполка подполковник Владимир Залитов. Он служил в Буденновске с 1994 года, прошел все локальные войны, а в прошлом году был переведен на службу в Центральную Россию.
Кстати, на ту памятную экспозицию в Жуковском (которую посетил и президент Владимир Путин) именно из Буденновска отвезли всю лучшую авиационную технику. Ведь сегодня авиаполк – один из самых оснащенных в российских ВВС, ему есть чем удивить не только невзыскательного зрителя на авиашоу, но и любого агрессора.
Вот, скажем, первая вертолетная эскадрилья, которая еще со времен Афгана летает на штурмовых Ми-24, сейчас пересаживается на более совершенную машину – Ми-35. Эта боевая машина умеет делать всё: уничтожать бронетанковую технику и живую силу противника, эвакуировать раненых, перевозить грузы...
Правда, переучиваться ни старожилам, ни новичкам не придется – Ми-35 отличается от своего предшественника лишь более совершенной навигационной системой. Ну а приборы ночного видения и тепловизионная система позволяют летать днем и ночью, обнаруживая и распознавая объекты на расстоянии до четырех километров.
Ждут пополнения и летчики-штурмовики, которые уже три десятка лет беззаветно преданы своим «Грачам» Су-25. Им на смену приходит не абсолютно новая боевая модель, а модификация Су-25УБМ – модернизированные учебно-боевые «спарки» (то есть рассчитанные на двух членов экипажа).
Такой «спарк» сможет быть летающим командным пунктом, координируя действия своих одноместных «собратьев» в штурмовых операциях, а также выступать как разведчик и «уничтожитель ПВО». Необходимость таких самолетов остро продемонстрировала «пятидневная» война, когда Россия потеряла несколько самолетов именно из-за того, что грузинская ПВО не была эффективно подавлена.
Причем новый «Грач» унаследует и главное качество своих собратьев – поразительную боевую живучесть. Опыт буденновских летчиков показывает, что Су-25 может летать даже с двумя подбитыми двигателями. «Летающий автомат Калашникова», – шутят пилоты.

 

«Компьютерная» война
Но все же основной гордостью авиабазы заслуженно является единственный в стране тренажер-симулятор полетов СТВ-28, смонтированный два года назад. Это огромное здание, издали похожее на ангар, внутри которого в просторном зале находится «распиленный» пополам «Ночной охотник». Уникальная компьютерная система моделирует полет: на экране бортового компьютера – карта (кстати, с абхазскими названиями), три проектора создают панорамное видео за пределами кабины, причем даже видишь, как вращаются лопасти над головой...
Монотонно гудит компьютерный «мотор». В общем, сидя в кабине, действительно создается полнейшее впечатление, что ты внутри летящей боевой машины. Особенно когда вертолет начинает стрелять по боевым мишеням ракетами и бронебойными снарядами. Симуляция продумана до мелочей: видно, как колышется травка за иллюминатором, бегут буруны по воде, вдали ходят людишки размером с муравьев.
Рамиль Ганиев предложил мне присесть за штурвал Ми-28 и попытаться поднять «виртуальную» машину в воздух. На первый взгляд кажется, что это так легко: руль на себя – и летишь. Но едва я сел в кресло пилота, дыхание перехватило: со всех сторон глядят десятки тумблеров, экранчиков, циферблатов, кнопок... Только начал «поднимать» вертолет, как он завалился на бок – и рухнул. И так трижды. Сложно, аж жуть!
Поэтому и молодым летчикам советуют не «злоупотреблять» с симулятором. Как бы хорош он ни был, никогда не заменит реального налета. А летать что на «Ночных охотниках», что на «Грачах» буденновцам приходится часто: тренировочные полеты четыре раза в неделю по 8-10 часов в сутки, причем половина вылетов – ночью. Во вторник и среду днем летают штурмовики, а вечером и ночью – вертолетные эскадрильи, в четверг и пятницу – наоборот. Дважды в месяц на полигоне пилоты выполняют нормативы по огневой подготовке. Режим адский, но, как говорится, тяжело в учении...
Только в прошлом году летчики налетали более 5 тысяч часов, в том числе более тысячи часов – ночью. Приняли участие в летно-тактических учениях на востоке Ставрополья во взаимодействии с подразделениями Сухопутных войск. Участвовали летчики Буденновска и в самых, пожалуй, масштабных за всю постсоветскую историю Юга России учениях «Кавказ-2012».
К сожалению, любая, даже самая совершенная техника иногда дает сбой. Трагической страницей в истории авиабазы стало 15 февраля 2011 года, когда под Буденновском из-за отказа двигателя во время учебного полета разбился Ми-28Н.
Командир экипажа подполковник Андрей Глянцев прошел первую и вторую чеченские кампании и российско-грузинскую «пятидневную» войну, награжден орденом Мужества за спасение экипажа бомбардировщика, сбитого грузинскими военными. А погиб он, по нелепой случайности, в мирное время.
Вертолет стал терять высоту, когда полет проходил рядом с Прасковеей. «Ночной охотник» имеет совершеннейшую систему спасения экипажа: в случае возникновения нештатной ситуации автоматически отстреливаются лопасти винта и дверцы кабины, чтобы летчики могли без травм спастись на парашютах. Конечно, знал об этом подполковник, но не воспользовался «соломинкой» – до последней секунды уводил машину от населенного пункта...
Жители Прасковеи еще два года назад выступили с инициативой о присвоении подполковнику Глянцеву звания Героя России (посмертно). Странно, но почему-то до сих пор он не представлен к награде, хотя подвиг – вот он, знает о нем весь край, вся страна.
Со своих страниц «Открытая» газета и краевое общественное движение «Народная инспекция» обращаются к военному комиссару края Владимиру Тельнову с просьбой ускорить процесс награждения героически погибшего летчика.

 

Всего вдоволь. И хорошо!
Как бы нынче ни ругали первого «гражданского» министра обороны Анатолия Сердюкова, но стоит признать – именно при нем Российская армия перестала ходить с протянутой рукой. Значительно улучшилось материальное обеспечение, в части пошла новая техника, а главное – выросло денежное довольствие военнослужащих.
Помню, семь лет назад, во время предыдущего своего визита в авиаполк под Буденновском, сам видел, в каком бедственном положении вынуждены существовать военные в своих низеньких холодных бараках. Помогали им даже власти города и частные спонсоры: покупали продукты, сигареты, делали ремонт...
Сегодня же помощь спонсоров нужна для решения далеко не столь насущных задач. Например, местные бизнесмены помогали строить православный храм и памятник погибшим воинам-авиаторам (в виде каменной стелы, на которой закреплен настоящий штурмовик времен Великой Отечественной войны). Открыты они были на аэродроме в прошлом августе к столетию ВВС.
Сейчас авиабаза обеспечена всем и на все сто процентов. Только за последние пару лет здесь отстроили новую столовую, двухэтажное здание штаба, санитарную часть и новую ТЭЧ (технико-эксплуатационную часть).
Сейчас обустраивают новые вертолетные площадки, вовсю идет реконструкция взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек аэродрома «Чкаловский» (на время ремонта летчики в боевых командировках на других авиабазах Юга России).
Причем, следуя букве реформы Сердюкова, занимаются строительством гражданские специалисты. Наверное, оно и к лучшему, когда у командования голова не занята «бытовухой»: все ли покормлены, все ли постирано и подметено... Значит, можно полностью сконцентрироваться на решении сугубо боевых, стратегических задач. Единственное, о чем печалятся командиры и личный состав, – вот бы еще построить клуб и спортзал (как ни странно, их до сих пор нет в огромной части, где служат более тысячи человек).
Побывав в буденновском авиаполку, я убедился – зря ругают нашу армию. Ругают ведь чаще всего люди, которые знают о буднях военных понаслышке, из чужих газетных статей или телешоу. На самом деле большинство из того, что твердят о Российской армии, – мифы и враки.
Невзирая на запал критиков-дилетантов, Вооруженные силы всегда будут надежной опорой государства. Личная история каждого из буденновских героев (а такое имя вправе носить каждый летчик, независимо от того, украшен его китель Золотой Звездой или нет) – тому подтверждение.
Они шли крушить душманов в Афгане, дудаевцев в Чечне, натовцев в Грузии, не задумываясь о высоких политических материях. А просто потому, что Родина позвала, потому что боевой стяг посрамить нельзя, предать свою офицерскую честь.
И пока будут в стране такие люди – России жить!

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях