Поиск на сайте

 

 

Отсутствие конструктивного диалога между властью и общественностью наиболее остро проявляется в сфере малого и среднего бизнеса края 

 

В материале «Опора» Ставрополья грозит рухнуть» («Открытая», №44 от 4 ноября с.г.) руководитель краевого отделения «Организации предпринимательских объединений России» («Опора России») Сергей Харитонов заявил, что общественная структура очень скоро может свернуть свою деятельность. Главная причина этого в совершенной инертности чиновников краевого правительства, действующих вразрез с поручениями президента.
Едва газета вышла в свет, как Минэкономразвития края распространило информацию с критикой позиции Харитонова. В свою очередь лидер ставропольской «Опоры» высказался уже по поводу министерского заявления. В общем, дискуссия набирает обороты. Жаль только, что носит она заочный характер. «Открытая» предлагает принять участие в дискуссии самим представителям малого и среднего бизнеса Ставрополья.

 

Наталья Скоркина, первый заместитель министра экономического развития Ставропольского края:
– Как признается Сергей Харитонов, краевое отделение «Опоры» «столкнулось с полным непониманием важности» своей работы в среде предпринимателей. Более того, организация, по его словам, не имеет сегодня поддержки в рядах представителей малого и среднего бизнеса. Но если так, то обвинять краевые власти в бездействии от имени всех предпринимателей по меньшей мере некорректно. 
Харитонов в частности заявляет, что власти «самоустранились от всякой работы», а  «в краевом Министерстве экономики отсутствует даже отдел по работе с предпринимателями».
Стоит сказать, что отдел по поддержке малого и среднего бизнеса в министерстве действует почти уже десять лет, и мы весьма удивлены, что Харитонов, возглавляющий краевое отделение «Опоры России», не знает о существовании такого отдела, напрямую занимающегося вопросами поддержки предпринимателей, перспектив развития малого и среднего бизнеса в регионе.
По словам Сергея Алексеевича, за четыре года деятельности организации удалось решить «конкретные вопросы», однако никакой конкретики в подтверждение столь громкого заявления он не приводит. Вместе с тем, Минэкономразвития о своей работе общественность края информирует регулярно. 
Только за последний год мы провели большую работу по созданию гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также бизнес-инкубатора. В условиях кризиса после секвестра краевого бюджета-2009 на эти мероприятия было предусмотрено  всего 10 млн. рублей. Стараясь привлечь дополнительные деньги, край участвовал в конкурсе регионов на предоставление субсидий для господдержки малого и среднего предпринимательства. 
Победа в конкурсе позволила нам привлечь из федеральной казны более 200 миллионов рублей на создание гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и 136,5 миллиона рублей на погашение процентов по банковским кредитам и лизинговым договорам. Благодаря еще одной победе в конкурсе край получил 6,8 миллиона рублей федеральных средств на развитие бизнес-инкубатора. 
Со ссылкой на Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Харитонов утверждает, что «по уровню развития малого бизнеса Ставрополье находится на 53 месте в стране из 59 возможных», это, мол,  «просто позорный результат». Стоит уточнить, что НИСИПП анализировал показатели 83 регионов, а не 59. Да, мы не в лидерах, но и не в хвосте, как видится руководству «Опоры». 
Более того, согласно данным последнего мониторинга института (за I квартал этого года), в сфере малого бизнеса на Ставрополье прослеживается положительная динамика.
Так, количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей составило 144 единицы, в то время как по ЮФО данный показатель равен 119 единицам, а в целом по стране - 160 единицам. Таким образом, по этому показателю край находится на третьем месте по Югу России и на тридцать девятом по стране в целом.
Удельный вес работников малых предприятий по стране, в общей численности занятых в экономике, составил 12%, по ЮФО - 12,5%, а в Ставропольском крае - 15,7% (первое место в ЮФО и восьмое - в РФ).
За год оборот малых предприятий из расчета на одного жителя в среднем по стране сократился на 22,4%, по ЮФО спад составил 29,9%, а на малых предприятиях края этот показатель сократился лишь на 9,5% (четвертое место в ЮФО и пятидесятое по РФ).
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий по стране из расчета на одного жителя за год упал на 24,1%, в ЮФО - вырос на 3,8%, а в крае этот показатель увеличился на 42,1%, став по темпам прироста восьмым в России.
А теперь читатель пусть сам из приведенных данных сделает вывод о состоянии малого и среднего бизнеса на Ставрополье.

 

Сергей Харитонов, руководитель Ставропольской краевой организации «Опора России»:
– Состояние малого бизнеса не может оцениваться однозначно. Есть предприниматели довольные, но их мало - это те, кто имеет доступ к многомиллионным ресурсам, находящимся в распоряжении Минэкономразвития края. Хорошо, конечно, что такие средства вообще есть, это несомненная заслуга правительства края. Но у многих предпринимателей возникает вопрос: по какому принципу распределяются деньги?
К нам обращаются за помощью лишь когда возникают серьезные проблемы, предприниматели просят проконсультировать, составить бизнес-план, помочь в получении кредита, поучаствовать в судах. Можно ли эту работу вести на общественных началах? Да. И мы ведем ее, но в очень ограниченных масштабах.
Дело в том, что предприниматели не готовы к объединению, да нам и нет смысла объединять в «Опоре» людей, занятых в разных сферах экономики, - реализаторов, хлебопеков, строителей, фермеров.
Наша главная задача - способствовать созданию профессиональных и территориальных ассоциаций. Но пока что в крае, к сожалению, нет ни одного полноценного союза предпринимателей, хотя зарегистрированы они почти во всех городах и районах.
Мы работаем над этой проблемой, но чиновникам объединение бизнеса невыгодно, поскольку в этом случае предприниматели станут реальной силой в борьбе с коррупцией, и с ними уже придется считаться.
Министерство оказывает финансовую помощь тем, кто не является и не хочет быть членом союза предпринимателей. Наших представителей нет и в министерских комиссиях, которые распоряжаются ресурсами, предназначенными для поддержки бизнеса. А потому отдел по поддержке предпринимательства в министерстве для нас, по сути, не существует, что и хотел я сказать в своей публикации в «Открытой».
Основная масса предпринимателей нуждается в конкретной поддержке, считает, что они должны получать ее от государства как активные налогоплательщики. Однако на краевом координационном совете по малому и среднему бизнесу, в котором я состою, вопросы помощи из бюджетных средств не рассматриваются.
А ведь именно за счет этих денег должна работать «скорая помощь» предпринимателям, кредитное бюро, информационное обеспечение, как это сделано во многих регионах страны. Было время, когда в крае эффективно работал государственный фонд поддержки предпринимательства. Сегодня этой структуры не существует.
Малый и средний бизнес находится в критическом состоянии, не случайно о мерах по его поддержке регулярно говорят руководители страны. Но чтобы лечить больного, надо поставить  диагноз. Иными словами, без постоянного мониторинга предпринимательского климата в крае не обойтись. А Минэкономразвития оперирует статистическими данными, да и то выборочно.
Непосвященному, то есть далекому от бизнеса читателю, возможно, приятно видеть оптимистичные  правительственные отчеты, только вот радость эту не разделяет большая часть предпринимателей.
Свое бездействие краевые чиновники наглядно продемонстрировали на примере строительной отрасли, в результате чего многие местные предприниматели вынуждены были вступить в саморегулируемые организации в других регионах («Строить и жить не помогает», «Открытая», №44 от 4 ноября с.г.).
Аналогичная ситуация складывается и в сфере торговли. Наконец потребительский рынок защитили от бесконечных изматывающих проверок, за что ратовали и мы. С одной стороны, это привело к ослаблению чиновничьего прессинга на предпринимателей, но с другой -  обернулось ростом числа правонарушений на потребительском рынке. А ведь руководство страны надеется, что предприниматели будут работать лучше за счет самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации. В этом направлении усилий одной «Опоры» явно недостаточно, а в министерстве, судя по всему, этим ничуть не обеспокоены.
Хотелось бы еще раз сказать: нашей организации удалось решить немало конкретных вопросов. И то, что в предыдущем моем выступлении в «Открытой» не было подтверждающих это примеров, объяснимо - на страницах газеты всего не расскажешь. Но коль уж мы коснулись этой темы, один пример, иллюстрирующий деятельность «Опоры», я все же приведу.
В 2004 году возле дома по проспекту Кулакова, 19 начали возводить торговый центр. По стенам жилой многоэтажки, которая была признана аварийной, поползли трещины, подъезды стали отходить друг от друга, а сам дом погружаться в канализационный коллектор. Жильцы начали бить тревогу. Куда только не обращались: в администрацию города и края, Ростехнадзор, приемную В.В. Путина и «Единой России», в городскую, краевую и федеральную думу... Думаете, что-то изменилось?! Нет, дом по-прежнему разрушался на глазах у армии чиновников всех уровней.
И только после вмешательства общественного совета при прокуратуре края, который я возглавляю, между всеми заинтересованными сторонами (жильцами, администрацией Промышленного района, застройщиком) было подписано соглашение, устраивающее всех. Конфликт исчерпан. Более того, были выявлены причины деформации дома и начаты работы по укреплению фундамента. То, что за три года не могла сделать власть, общественность решила за два месяца.
Для того чтобы успешно действовать, нужно отчетливо понимать проблему. Мы готовы организовывать встречи чиновников и депутатов с предпринимателями, выслушивать критику в свой адрес, общаться и дискутировать по острым моментам. Но с одной целью - создания благоприятных условий развития в крае экономической инициативы. Пока же наши инициативы власть игнорирует.
И напрасно, ведь руководство страны именно с чиновников на местах спросит, как они доводят долю малого и среднего бизнеса в структуре экономики до 50-60 процентов, осуществляют поддержку инновационных разработок. Успешно реализовывать эти задачи невозможно исключительно силами Министерства экономики или общественных организаций. Нужен системный подход, и в первую очередь умение работать вместе.



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий