Поиск на сайте

 

Единый госэкзамен на Ставрополье приживается с трудом

  

ЕГЭ. Впервые это корявое словечко я (впрочем, как и все россияне) услышал лет семь назад. Теперь вся страна заучила его наизусть – причем даже люди, безнадежно далекие от школьного образования. Недавно началась очередная истерия, связанная с Единым госэкзаменом, – школьники и их родители принялись нервозно готовиться к его сдаче нынешним летом.

 

Убить творчество
Для тех, кто не совсем в теме, краткий ликбез. ЕГЭ появился в порядке эксперимента в 2001 году. Он служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗ. Проводится централизованно по всей стране, по однотипным заданиям в виде компьютерных тестов. Каждый тест состоит из трех разделов: в первом нужно выбрать один вариант ответа из четырех, во втором – дать короткий свободный ответ (выбрать формулу либо слово), третий содержит задания повышенной сложности с развернутым ответом.
Нынешний год – последний, когда ЕГЭ применяется как эксперимент. С будущего лета «традиционные» экзамены отомрут, вместо них останутся компьютерные тесты (по крайней мере, по 11 ключевым предметам школьной программы). В этом году школьники Ставрополья смогут сдавать в форме тестов ЕГЭ экзамены по шести предметам: русский (обязателен для всех), физику, химию, биологию, историю России и математику.
В прошлом году в 450 школах края уже прошло «пробное» тестирование, в нем приняли участие без малого 20 тысяч ребят. Результаты тестов министр образования края Алла Золотухина назвала «объективной полномасштабной информацией, отражающей реальное положение дел в школе». Если так, то ситуация в школе скверная. Средняя оценка, которую заработали учащиеся края, – троечка (причем самые плохие результаты оказались по русскому языку), а воспитанники 25 школ края так и вовсе получили в среднем «двойку».
Одна из основных декларируемых целей ЕГЭ: сельские школьники должны иметь возможность поступать в столичные вузы, свободно конкурируя с жителями мегаполисов. Правда, последние станут первыми вовсе не потому, что поднимутся до их уровня, а потому, что общий образовательный уровень опустится до неприличия.
Так, в прошлом году в крае с тестами ЕГЭ лучше всего справились троечники (получили оценки как минимум не ниже годовых), а вот многие отличники «заваливали» экзамен. Каждый шестой претендент на медаль написал тесты на «тройку» – причем худшие результаты они показали в третьей части ЕГЭ, которая называется «творческой». И еще парадоксальная деталь. Результаты по ЕГЭ ниже среднего показала каждая вторая краевая школа, получившая грант от Министерства образования РФ за внедрение инновационных технологий обучения.
«ЕГЭ приводит к унификации знаний и далеко не всегда способствует раскрытию творческого потенциала ученика», – оценивая итоги «пробного» тестирования, заявил на совещании в правительстве края губернатор Черногоров, сам в прошлом преподаватель вуза. Еще жестче высказался на заседании краевого Совета ректоров президент Пятигорского лингвистического университета профессор Юрий Давыдов: «ЕГЭ разрушает общепризнанные традиции русской школы, превращает ее в инструмент натаскивания на тесты. Это почти то же, как если бы по всей стране строили здания одной и той же конструкции, издавали бы одну газету и имели один телеканал». Впрочем, дальше критики дело не пошло – именно ПГЛУ еще в 2006-м стал первым вузом в крае, который начал принимать от абитуриентов результаты ЕГЭ.
 
Отступать есть куда
Беззубое мнение педагогов чиновникам от образования по барабану. Хоть какие-то послабления при проведении ЕГЭ сумели выбить себе лишь самые последовательные критики тестов – например, ректора «золотой десятки» московских университетов. Для них Министерство образования предложило компромиссный вариант: здесь абитуриенты будут по старинке сдавать вступительные экзамены в «традиционной» форме, оценки которых приплюсуют к результатам ЕГЭ, – и конкурс будет идти уже по суммарному баллу.
В общем, тесты – вот новое «солнце», вокруг которого скоро будет крутиться вся российская система образования. Внедряются тесты в 9-м классе (так называемый «малый ЕГЭ»), а в перспективе – и в начальных классах. В вузах без компьютерного тестирования уже немыслима ни одна сессия. Скоро к результатам ЕГЭ учеников будет «привязана» оплата труда их педагогов. Как-то на совещании в министерстве проректор одного из крупнейших вузов края предложил: а давайте начинать готовить детей к сдаче выпускного ЕГЭ не в 9-м классе, а уже в 5-6-м. Заметьте, не учить предмету, а именно готовить к тестам.
Я беседовал со многими педагогами – школьными и вузовскими. И все сходятся в одном: тесты напрочь убивают индивидуальность, в обезличенных анкетах ЕГЭ теряются мысли и чувства ребенка – то, что должно быть важнейшим для педагога. Даже в третьем блоке тестов ЕГЭ (названном по иронии «творческим») задания составлены так, чтобы их решение проверялось по четкому алгоритму, малейшее отступление от которого (то самое проявление творчества) может привести к результатам в ноль баллов.
Чиновники парируют: у ЕГЭ есть альтернатива – Всероссийская предметная олимпиада, по результатам которых можно будет поступать в некоторые вузы. Правда, по ее итогам не дают аттестат о среднем образовании. Да и победителей олимпиад – единицы, а требования к их проведению неуклонно ужесточаются. В общем, снова бюрократическое лукавство.
 
Петр I или Петр первый?
Российский ЕГЭ является калькой с американского образовательного теста SAT. Правда, с двумя серьезными допущениями. Во-первых, в США школьник может сдавать итоговый тест несколько раз, чтобы затем выбрать лучший результат. Во-вторых, для поступления в университет одних лишь результатов SAT недостаточно – абитуриент должен предоставить и сведения о годовой успеваемости в школе.
Но даже при этом американское образование далеко от идеала – по уровню грамотности школьников (проверяемой с помощью все тех же тестов) США находятся в третьем десятке стран мира (из 57). Российские дети, кстати, ненамного их опередили. Но причина этого, надо полагать, вовсе не в низком интеллекте отечественных ребят – ро оценкам экспертов, лишь 50% российских школьников имеют «тестовый» склад мышления. Остальные 50% вообще не способны «общаться» с тестирующим компьютером – им гораздо легче, когда перед ними сидит живой педагог, который позволит раскрыться, задавая дополнительные вопросы.
Перечитайте ради интереса вопросы по гуманитарным предметам. Караул! Ну не сводится знание литературы к тому, чтобы узнать фрагмент текста, угадать персонаж, цвет платья героини или название сражения. Масса разночтений и версий в истории – а тесты требуют банальной зубрежки имен и дат, а вовсе не осмысления исторических процессов. Человек, способный анализировать закономерности общественного развития, не обязан помнить этот огромный массив конкретных фактов – он же не компьютер.
Да и освоение русского языка требует от школьника многолетнего труда, а не тренировки в выполнении заданий типа «вставить пропущенную букву или слово». Кстати, ЕГЭ вообще не показывает владение ребенка устной речью – без развитости которой в нашем информационном мире делать нечего.
Кроме того, рядовому 11-класснику нужно знать не только, что написать в бланке ЕГЭ, но и как это оформить. Взять ту же историю. Имя царя нельзя писать с маленькой буквы, а в ответе типа «Петр первый» нельзя использовать привычные римские цифры, – иначе ответ будет считаться неправильным.
 
«Фарш» из школьников
Почему же чиновники так усиленно прививают на российской почве чуждые нашему менталитету образовательные технологии? Внедрить «уравниловку» и проще, и дешевле, чем выработать индивидуальный подход к каждому ученику. Создание и проверка тестов – процесс поточный и, следовательно, его проще монополизировать.
Во-первых, появление ЕГЭ породило огромный рынок вторичных услуг. Зайдите в Интернет – сотни сайтов, где торгуют шпаргалками, вариантами ответов, методичками, учебниками (официально и подпольно). Повсеместно появились центры подготовки к ЕГЭ и предварительного тестирования (конечно, платного), в школах вводится репетиторство по тестам. Естественно, чиновничья армия имеют свою копеечку с огромных оборотов этого новомодного бизнеса.
Теперь политическая причина – это та самая «стандартизация» мышления. После внедрения тестов в образовательном процессе становятся не нужны высококлассные специалисты – то есть люди, по определению, умеющие критически мыслить и потому быть «несогласными». Их заменяют компьютеры. Да и сам школьник как индивидуальность подменяется набором набранных баллов.
Как-то в беседе со мной член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург заметил: «Детей воспринимают как некий «фарш», из которого к окончанию школы нужно получить типовую «колбасу». Государству проще управлять массовым разумом, чем множеством самостоятельных «Я». Вот такую мы в стране построили «вертикаль власти». Убеждаюсь в правоте Ямбурга. внимательно изучив вопросы ЕГЭ – надо сказать, очень «идеологически» выверенные.
Например, сдающие обществознание дети непременно должны знать, «что иллюстрирует назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна» (верный ответ – «социальную мобильность»), «как оценивать рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения» («связь политической и экономической сфер общества»), и «что было основным изменением в структуре общества в России в 1990-е» («появление слоя собственников крупного капитала», проще говоря олигархов).
Недавно ректор одного из краевых вузов в интервью местной газете рассуждала: раз отказаться от ЕГЭ мы уже не можем, то вообще хватит его критиковать, просто пора учиться жить при новой системе. Не могу согласиться с такой позицией. Можно и нужно критиковать очевидно реакционные изменения – тем более в такой важнейшей сфере жизни общества, как образование. Эксперименты с образованием могут слишком дорого обойтись России – уничтожить интеллектуальную базу целого поколения легко, но кто придет ему на смену?

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель
«Открытой» газеты

 

Юлия 23 апреля 2008, 08:49

В этом году я заканчиваю школу и мне предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку!!! Это просто ужасно! Часть "а", тестовая, для меня не сложна, вот только загвосдка в том, что вариант ответа не всегда, как хотят составители, один.... прорешав огромное колличество тестов ты находишь 1, 2, а то и 3 варианта, но компьютер считает только один!!!!! Половина знакомых скидывается покупает ответы(75000р), представляете как "навариваются" люди имеющие доступ к ответам.... Часть "с" - рецензия - это для меня тихий ужас, я не умею работать строго по плану, не умею использовать фразы-клише, больше 8-10 баллов я за нее не получу(хорошо это от 16) Хотя при всем при этом я победитель различных конкурсных сочинений, люблю читать...но это не волнует людей котрые проверяют по жесткому плану! А проверяют все теже учителя, которы сами не понимают смысла такой формы сдачи экзаменна! Вот мы можете представить Л. Н. Толтого пишущего свой роман "Война и мир" по плану, с обязательным использованием связок и фраз-клише????)

Михаил 11 апреля 2008, 08:22

Антон, вчера ехал в маршрутке и восьмиклассница, разговаривая по телефону с подружкой, счастливым голоском делилась последними приобретениями одежды от Дольче ГАбана и проч. И я спросил ее вдруг о Чернобыле(В каком году случилось это?). познер заканчивал в субботу "Времена" подобными примерами из Питера. Конечно, она не вспомнила. Хотя в моем рай-центре не так давно открыли памятник чернобыльцам "от благодарных прикубанцев". Спросил - "А что такое Чернобыль?" - она не может сконцентрироваться и ответить, ждет подсказки от бабушки. Права Золотухина - положение скверное, но не с ЕГЭ, а с течением мысли нашего подрастающего поколения. Вот о чем хотелось читать в вашей газете. И Золотухина ведь прекрасно все осознает, найди ее речь в Невинномысске 7.11.2007. на краевом слете лидеров образования("ЛиК"-гимназия №10 г.Невинномысск). Она акцентировано "давила" на международные системы оценки качества знаний PISA и др. См. сайт Центр оценки качества образования. Вот о чем пишите, дорогие! Не стоит "клинить" только не ЕГЭ. Вопрос-то шире и сложнее. Уважаю вас, поэтому и говорю эмоционально. Жду от вас такой темы: будут ли дети по-преднему давать списывать своим одноклассникам. Вот некоторые школы "врубились", что их наработки в нацпроекте - это их интеллектуальная собственность, рейтинг школ когда будет объективный, текущий и всегда на сайтах школ, пишите об этом, а к ЕГЭ адаптируется народ, даже тот, что не знает что такое "ЧЕРНОБЫЛЬ"! С уважением - Михаил Кавказский.

михаил 11 апреля 2008, 08:21

ОТКРЫТАЯ как-будто почти совсем безразлична к лучшему футбольному клубу Ставрополья "Машуку-КМВ". Я говорю это из другого региона и мне сей факт странен, т.к. футбол - игра народная, а ОТКРЫТАЯ как-будто газета - народная!?

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях