Поиск на сайте

Творчество народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, композитора Давида Тухманова на протяжении десятилетий остаётся популярным у всех поколений страны

 

Музыкой он стал заниматься с самого раннего детства. Получив блестящее музыкальное образование, он, коренной москвич, уезжает в Донецк, где на базе тамошней филармонии создает ансамбль «Современник» (это событие датируется началом лета 1966 года).

Надо заметить, что в ту пору молодой специалист был известен эстрадными обработками бардовских песен, которые он насыщал джазовыми интонациями. Однако к середине 60-х прошедшего века в стране стало зарождаться новое направление - вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

И он приглашает к себе тогда еще двух малоизвестных рокеров из столичной бит-группы «Славяне», а третьего находит в одном московском ресторане. Настойчиво звал Тухманов, между прочим, Александра Градского, но тот пробыл в «Современнике» совсем немного и через какое-то время вернулся в Первопрестольную.

Сам же музыкальный руководитель играл на электрооргане, а солисткой коллектива стала его жена Татьяна Сашко. Впрочем, извините за каламбур, недолго музыка играла. Конфликт между ней и звукорежиссером привел фактически к распаду ансамбля.

После одного из концертов (а все они проходили при аншлагах) тот бросился на певицу... с ножом! Только реакция мужа спасла жизнь молодой женщины.

Заключительное выступление «Современника» состоялось седьмого ноября 1967 года - в день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Впоследствии Тухманов соберет группы «Москва» и «Электроклуб», а жена Сашко подскажет идею альбома, ставшего культовым в СССР. Впрочем, я забежал вперед, нарушив хронологию. Возвращаясь же к работе композитора на Украине, нельзя не сказать о его первом хите «Последняя электричка» в исполнении Владимира Макарова.

Недавно на телеканале «Ля-минор» показали ремикс песни, ее спел актер и поэт Михаил Ножкин. На мой взгляд, первый вариант превосходит версию сегодняшнего дня.

***

Наступают 70-е, и супруги тут же выдают очередной шлягер - «Эти глаза напротив». Существует легенда, согласно которой министр культуры Союза Екатерина Фурцева однажды приехала с инспекцией на Апрелевский завод грампластинок, а во всех цехах печатают диски только Валерия Ободзинского с песнями Тухманова. Для государственной дамы это стало шоком.

Наконец-то приходит время выпуска первого авторского диска-гиганта под названием «Как прекрасен этот мир». Кстати, альбом был готов еще в 1971-м, но увидел свет лишь через год.

Он стал первой в Советском Союзе концептуальной пластинкой. В то время фирма «Мелодия» продолжала выпускать диски в виде традиционных сборников. А здесь мы увидели «альбомы».

На следующий год Тухманов создает настоящий шедевр - «День Победы». Песня посвящалась тридцатилетию Победы. Союз композиторов объявил конкурс на лучшую песню о битве против фашизма.

Парадокс, но песня на конкурсе не прошла! Ее вычеркнули из эфиров радио и телевидения. Однако музыкальный редактор ЦТ Чермен Касаев пошел на маленькую хитрость: он не упомянул ее в протоколе, будто вообще ее не прослушивали. И это сработало!

***

Знаменитая песня все-таки прозвучала на праздничном «Голубом огоньке» в исполнении Леонида Сметанникова. Впервые на публике она прозвучала на концерте в Алма-Ате, где с сольной программой выступил Лев Лещенко.

Ну а триумф «Дня Победы» пришелся на 10 ноября. Это был концерт, посвященный Дню милиции. И никого ведь не сняли с работы. Более того, руководство ТВ даже выдвинуло ее на заключительный концерт «Песня года».

Союз композиторов еще некоторое время оказывал давление, но когда его председатель Тихон Хренников обмолвился, что она нравится  Брежневу, все сразу успокоились.

Вот Россия отметила 70-летие нашей Победы, а песня и поныне считается бестселлером отечественной музыкальной классики.

А впереди Тухманова и Сашко ждал ошеломляющий успех. Меломаны со стажем, конечно же, догадались, что речь идет о диске «По волне моей памяти».

 
 

Идея пластинки принадлежала первой жене композитора. Именно она подбирала стихи, работа была проделана сложнейшая. В записи участвовали именитые музыканты. Это солисты ВИА «Лейся, песня» Игорь Иванов с Владиславом Андриановым, Александр Барыкин из «Самоцветов», Сергей Беликов, представляющий «Аракс», Александр Лерман («Добры молодцы»), Мехрад Бади («Арсенал»), Людмила Барыкина, в то время солистка ВИА «Магистраль».

«В то время было очень интересно и просто работать, поскольку все руководители ансамблей приводили ко мне своих лучших солистов», - вспоминает маэстро.

Надо сказать, качество звучания было просто идеальным.

Это были времена тотального дефицита. А этот диск продавался в фирменных магазинах «Мелодия» не из-под прилавка. Заходил человек и брал сразу по 10, а то и больше пластинок!

Одна из моих знакомых, работавшая в таком магазине на проспекте Октябрьской революции Ставрополя, на радостях признавалась, что план выполнялся на 200 процентов. А значит, и премиальные хорошие получали продавцы. Но это так, к слову.

 

Песни Тухманова до сих пор исполняют белорусские «Песняры», узбекский «Ялла», азербайджанский «Гая». Помимо нескольких сотен песен он создал музыку к кинофильмам и театральным постановкам, написал мюзикл «Багдадский вор», произведения камерного жанра на стихи поэтов Серебряного века и австрийского поэта Тракля.

Также Тухманов является автором произведений крупной формы («Легенда о Ермаке»), а несколько лет назад завершил работу над оперой «Екатерина Великая».

Тухманов какое-то время проживал в Германии, ныне место его жительства - Израиль.

Хочется верить и надеяться, что Россия не предаст забвению все то, о чем поведал в своем творчестве Давид Тухманов. Впрочем, замечательной грустной балладой «Жил-был я» ее автор и поделился сокровенным со всеми почитателями и друзьями на многие годы вперед...

 
Михаил ИВАНОВ
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях