Станичник купил заказную гармонь, о которой мечтал всю жизнь
Талантище!
Ивана Попова из станицы Новотроицкой знаю лет 15. Иван Иванович хороший гармонист, да к тому же еще и умеет ремонтировать эти музыкальные инструменты. Такие люди сегодня по селам и станицам наперечет.
С каждым годом гармонистов становится все меньше, и не только потому, что под влиянием масс-культуры падает интерес к народной музыке, но хорошая гармонь сегодня многим просто не по карману. А Попов может отреставрировать дедовскую гармошку или сделать новую из старых запчастей. А потом еще и научит играть на ней.
У Ивана Ивановича дома хранится десятка два гармоней, а запчастей – целый склад. Но он всегда мечтал приобрести первоклассный заказной инструмент. И вот мне сказали, что Попов купил себе какую-то крутейшую итальянскую гармонь. Ну, как не узнать подробности?
С НАТУРАЛЬНЫМ ПЕРЛАМУТРОМ
Пока ехал в Новотроицкую, представлял, как Попов, по профессии водитель, наводил коны в Италии. Понятно, что через интернет, который упростил отношения между людьми из разных стран, и все же…
Но все оказалось до банальности просто. Попов заказал инструмент у нашего соотечественника Павла Уханова, музыканта и торгового представителя Тульского завода музыкальных инструментов.
Купленная им гармонь это такой русско-итальянский симбиоз, где русские голоса, а механика итальянская.
– Я эту гармонь полгода ждал после заказа, – рассказывает Иван Иванович, – заказ номер 209 был. Так что спрос на инструменты есть. Обошлась мне с доставкой в 140 тысяч. Я на маршрутке здорово повкалывал, чтоб накопить.
– А жена тебе ничего не сказала?
– Ничего. Во-первых, бесполезно, а, во‑вторых, я ей перед этим всю мебель в доме обновил. Так что право имею. Ты посмотри, какая красота! Отделана натуральным перламутром. Месяц сохла после того, как покрыли. Кнопочки так посажены, что и не видно, где крепятся. Голоса ручной работы, клапана и резонаторы – деревянные. На правой руке – четыре голоса, на басах – шесть. Тональность – ре мажор.
– Подожди, ре мажор, ты ж говорил, что нот не знаешь…
– Не знаю, но понятие в тональностях имею. Ре мажор под мой голос подходит, а ля мажор, к примеру, нет. Есть несколько тональностей, каждый гармонист под себя выбирает. Я знаю, где нота ре стоит, под нотным станом. Но это ничего не решает. Я ж английские буквы тоже знаю, а алфавит – нет.
– А я вот ноты знаю, а толку… Уже лет 55, как аккордеон в руки не брал, не то чтоб сыграть. А ты мастак! Давай, покажи класс. Как итальянка-то звучит?
Накинув на плечи ремни, которые тоже – эксклюзив, Попов пробежался по кнопочкам. Звук, конечно, богатый, это и с медвежьим ухом понимаешь. Басы прямо рокочут. Говорят, что бас русскому человеку на душу особенно ложится.
Сыграв и спев пару залихватских частушек, Иван запел еще одну на актуальную тему, заиграв «Казачью лезгинку»:
- Поехали, я тебя с молодым парнем познакомлю. Мой ученик, но меня уже обошел. Заодно и гармонь ему покажем.
ГАРМОШКИН МУЗЕЙЧИК
Поехали в соседний Солнечнодольск. Александр Гиленко уже ждал нас, пригласив во времянку на чай.
Вот это да! На всю стену полочки, а на них гармони! Десятка два, если не больше.
– Это у тебя что, музей? – спрашиваю Сашу.
– Типа да. Мне дядь Ваня большинство своих гармоней отдал, запчасти тоже. Вот я их реставрирую. Большинство рабочие. Я на разных играю, потому что к одной песне одна подходит, к другой – другая. У каждой гармошки своя душа, это я давно почувствовал.
– Так тебя дядя Ваня научил играть?
– Нет, он мне, скажем так, мастер-классы давал. А научился я играть в раннем детстве от своего дедушки по маме, Василия Михайловича Иваненко. Он на кошаре неподалеку жил. В свободное время играл для души. Мне нравилось слушать. А когда ему подарили вот эту желтую гармонь, она мне так понравилась, что попросил, чтоб дед меня научил.
Так и пошло. У дедушки три гармошки было. Все они здесь как память о нем. Дядя Ваня научил меня гармошки ремонтировать. Я уже пару штук под заказ отреставрировал.
– А есть спрос-то на ремонт? Вообще гармонь, насколько сегодня интересна молодежи? Или ты один такой на тысячу?
Саша согласился, что среди 20–30- летних мало кто умеет играть на гармони и в целом не шибко-то интересуются этим делом. Телефоны все интересы забили. Но когда Саша в компании сверстников начинает играть, то многие с удовольствием слушают.
Только самые толстокожие сидят, в телефон уткнувшись. Кстати, и музей для того, чтоб гармонь пропагандировать. Все, кто бывал здесь, с интересом слушали рассказы Александра. И потрогать руками ведь можно и даже поиграть.
Вывод: если пропагандировать инструмент и вообще народную культуру через молодых людей, устраивая интересные конкурсы, посиделки с учетом молодежного восприятия мира, то можно интерес к гармони возродить. Саша участвовал в нескольких конкурсах и видел очень талантливых ребят. Так что не перевелись еще на Руси гармонисты!
В репертуаре у Александра и частушки, и казачьи песни, и так называемые дворовые типа «Никто тебя не любит так, как я». Нравятся ему и песни Игоря Растеряева.
А потом проигрыш, да такой, что аж мороз по коже!..
Взяв заказную гармонь Попова, Саша, конечно, оценил ее достоинства. Заиграл. Здорово! Пожалуй, ученик превзошел учителя, что Ивану Ивановичу только в радость. Вместе они сыграли пару мелодий. Тут как раз и выяснилось, как важно знать тональности. Они должны совпадать в дуэте.
А вот петь под итальянскую гармонь Александр не смог. Тональность не та. Взял дедову гармошку. Она под его голос – самое то! Голос у парня сильный, звонкий. А переборчики между куплетами – это просто искусство.
Добавить комментарий