Поиск на сайте

 

Ставрополье остро нуждается в популяризации и приумножении культурных ценностей народов Северного Кавказа средствами музыкального искусства

 

Известно, что музыка является искусством прямого воздействия на духовный мир человека.

В эпоху античности философы говорили о гармонии души и тела. Образованным считали человека, владеющего искусством декламации, пения и игры на музыкальном инструменте. Слово «необразованный» трактовали как «не умеющий петь в хоре». К государственному управлению допускались люди образованные и воспитанные средствами искусства.

Аристоксен утверждал, что пифагорейцы очищают тело средствами врачевания, а душу - средствами музыки. Платон говорил, что хоровое пение и музыка есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», что от того, какая музыка будет звучать, будет зависеть и благополучие государства. Об этом же писали и другие философы античности - Аристотель и Квинт Гораций Флакк.

Мне могут возразить, что античные времена давно и безвозвратно канули в прошлое, мол, и ссылаться на них нечего. Но давайте вспомним недавнюю нашу историю. Не случайно ведь в годы Великой Отечественной, когда все ресурсы страны были направлены на победу над фашистами, по фронтам ездили концертные филармонические бригады, вдохновляющие бойцов на подвиги. И сколько было этих подвигов!

В те тяжелые годы были созданы многие государственные коллективы, в том числе прославленные Воронежский и Сибирский хоры. Казалось бы, до песен ли было? А ведь песни помогали выжить, выстоять и - отстоять Отечество!

Понимание роли и значимости культуры сегодня на высоком управленческом уровне, безусловно, есть. Это подтверждается, скажем, регулярными научно-практическими конференциями различного уровня и статуса.

И все же роль и значимость этнического фактора в традиционной культуре оценивается у нас не в полной мере. Потому-то национальные и конфессиональные проблемы в крае решаются ситуативно, в основном политическими и экономическими методами. Образовательный и гуманитарный потенциал края явно недооценивается, а порой просто не берется в расчет.

***

Не удивлю, если скажу, что культура на Ставрополье финансируется по остаточному принципу - под предлогом оптимизации закрываются клубы и кружки самодеятельности, а зарплаты в сфере культуры остаются на ничтожно низком уровне. За такие деньги невозможно ни жить, ни работать. Любой из проектов в этой области ждет один знакомый всем вердикт: денег нет, не до вас, мол. В совокупности все это и характеризует наше отношение к культуре как к социальной отрасли.

Вспоминают о культуре как бы в прикладном ее применении, когда надо развлечь, повеселить, приподнять настроение, оформить и обставить праздник. В крае сложилась ситуация, когда область культуры отнесена к сфере обслуживания населения, сформировалось упрощенное и даже примитивное ее понимание как формы досуга, эдакой индустрии развлечений. Человек перестает чувствовать себя творцом и частью этноса, созидателем культурных ценностей, превращаясь в рядового, безликого члена общества потребителей.

А между тем главное предназначение культуры - воспитательное и гуманитарное. Вот на что надо обратить внимание политикам в межнациональном вопросе и от чего отталкиваться в поддержке культуры.

В нашем многонациональном регионе, богатом самобытными национальными традициями, нет высшего учебного заведения по профилю культуры и искусства, хотя потребность в кадрах просто огромна. Единственный вуз в крае, который лишь отчасти  занимается подготовкой специалистов в сфере культуры, - это Ставропольский государственный педагогический институт, выпускающий учителей музыки и педагогов дополнительного образования. Но этого катастрофически мало, к тому же на подготовку настоящего профессионала нужны не только годы учебы, но и хорошей практики.

Для решения этой проблемы нам  как воздух нужен государственный институт культуры и искусств, обеспечивающий профессиональную подготовку кадров в сфере культуры и искусств - артистов профессиональных государственных, муниципальных коллективов, а также руководителей культурных учреждений.

Думаю, все известные коллективы, не исключая симфонического оркестра и вокально-хореографического ансамбля «Слобода» Ставропольской государственной филармонии, испытывают острую потребность в музыкантах, певцах, танцорах.

Что уж говорить о сельских районных культурных учреждениях, которые просто стонут от отсутствия работников в сфере культурного просвещения. Жизнь на селе - тема, вообще, отдельная, но точно могу сказать: когда в деревнях и хуторах есть работа, а с ними и Дома культуры, народ в город не бежит.

 
 

В то же время в крае есть инициативные и творческие люди, готовые работать в области музыкальной культуры и искусства так же самоотверженно, как трудились наши отцы и деды, поднимая после войны страну из руин. Да что скрывать, значимые культурные события, происходящие в крае, только и обязаны сегодня энтузиазму людей, преданных искусству. Их опыт, знания, талант и выручают Ставрополье, делая его в глазах других регионов и России культурным пространством.

В апреле этого года в концертном зале Ставропольской государственной филармонии прошла премьера программы «С любовью к России» - совместного проекта ансамбля «Слобода» и «Национального оркестра Калмыкии». С большим успехом выступил сводный южнороссийский оркестр, продемонстрировав на практике, как надо воплощать в жизнь положения государственной культурной политики России.

Но это очень и очень мало, чтобы исправить ситуацию в целом, таких одиночных проектов должны быть десятки и сотни - от краевого центра до самых отдаленных сел.

В свое время группа энтузиастов разработала проект создания Северо-Кавказского центра национальной культуры и искусств. Основная идея его заключалась в популяризации и приумножении культурных ценностей народов Ставрополья и Северного Кавказа именно средствами музыкального искусства. Предполагалось, в частности, создать профессиональный оркестр русских народных инструментов.

Творческие силы, способные реализовать проект в кратчайшие сроки, только и ждут, когда им дадут отмашку. Это художественный руководитель ансамбля «Слобода» Анатолий Пянзин, хореограф-постановщик, уникальный профессионал своего дела Людмила Панина, недавно приехавший к нам из Элисты дирижер, аранжировщик Владимир Карпенко и автор этой статьи. Да и многого ведь не просим, только поддержки со стороны руководства края и скромного финансирования.

Все концерты ансамбля «Слобода» показывают высочайший профессиональный уровень артистов коллектива и его руководителей. Программа выступлений ориентирована на многонациональную мозаичную структуру края и всего Северного Кавказа. Здесь исполняют и зажигательную кабардинку, и лезгинку терских казаков, и лирические хороводы средней полосы России, и еврейский танец…

Все в гармоничном сочетании: хореография - вокал - музыкально-инструментальное исполнительство. Главное, что делает незабываемыми выступления ансамбля, - его приверженность к народным традициям.

***

Но пока проект остается лишь на бумаге, кому бы мы его ни показывали. И снова приходится слышать: «Денег нет, денег нет…» Ну как же так! В войну находили деньги на создание творческих коллективов, а сегодня не можем? Не верю я в это. Нужно просто осознать всю силу народной культуры и в политике, и в социальной сфере.

Анатолий Пянзин иногда в отчаянии бросает: «Надоело просить, доказывать, а бросить жалко… У нас же дети работают, которых мы сами вырастили, научили». К слову, большая часть танцоров и музыкантов коллектива - выпускники факультета искусств Ставропольского государственного пединститута.

Между тем в культурном пространстве Северного Кавказа Ставрополье занимает особое место. С одной стороны, край является контактной зоной, а с другой - барьером между русским миром и традиционной культурой горских народов. В этом и заключается наша «избранность», которую нужно использовать в благих целях.

Именно наш край может внести самый ощутимый вклад в дело сохранения и развития национальной культуры, особенно в области этнокультурной самобытности народов, населяющих регион в целом.

Воплощение в жизнь проекта по созданию Национального центра культуры и искусств народов Северного Кавказа и оркестра народных инструментов на базе ансамбля «Слобода» могло бы стать конкретным механизмом реализации государственной культурной политики в регионе. А оркестр народных инструментов, не сомневаюсь, способствовал бы укреплению прочного национального и межнационального мира в Северо-Кавказском федеральном округе. Сегодня этот вопрос приобретает особую значимость, выходя далеко за рамки культуры в социально-политическую сферу.

Недооценка этого вопроса, а если говорить прямо - бездействие обернется ослаблением социально-экономических, духовных и культурных основ общества, ростом сепаратизма. К своему будущему надо относиться ответственнее.

 
Анатолий ГРИГОРЬЕВ,
профессор СГПИ,
доктор культурологии,
заслуженный деятель
искусств Чеченской республики
(специально для «Открытой»)
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий