Поиск на сайте

 

 

Вечер музыки, полной тоски и неги, прошёл в ставропольской арт-галерее «Паршин»

 
Этот танец появился на свет на исходе XIX века в чаду, грязи и нищете аргентинских трущоб. Окраины Буэнос-Айреса в то время были пристанищем настоящего сброда – портовых воришек, беглых каторжников, сутенеров, бродяг и мигрантов, заполонивших столицу (в 1900-х годах приезжих в городе было в три раза больше коренных жителей!). В этом гремучем вареве и родилось танго – странная и страстная смесь кубинской хабанеры, африканской кандомбе, аргентинской милонги и андалузских плясок залетных испанцев.
Отсюда, из заплеванных кабаков, с мутного, захолустного дна, танго вырвалось в чистые залы с высокими сводами и превратилось в элитный продукт Аргентины. Недавно им смогли насладиться и ставропольские меломаны – на музыкальном вечере «Наедине с танго...» в арт-галерее «Паршин».
 

В волнующий мир «грустной мысли, которая танцуется» (как писал о танго аргентинский поэт Энрике Дисеполо), увели слушателей мастера Концертного агентства Евгении Хановой и городской студии танца El deseo tango.

В этот вечер в галерее звучали произведения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы (1921-1992). Сегодня соотечественники называют его не иначе как Великий Астор. Между тем признания на родине маэстро добился лишь за 10 лет до своей смерти. А в сороковых годах прошлого века, когда Пьяццолла только приступил к «великому преобразованию танго», его новации привели к такому расколу в обществе, что между их сторонниками и противниками нередко вспыхивали драки, доходившие до поножовщины.

«Как ни странно, это вполне соответствовало духу танго, – рассказывает Евгения Ханова. – Первоначально оно было исключительно мужским делом: в танце местные мачо демонстрировали свое превосходство, силу и агрессию, так что в конце поединка один из партнеров мог быть заколот ножом.

Потом в танго появилась женщина, и он превратился в танец любви, а заодно – в национальный символ Аргентины. Пьяццолла посягнул на святыню, и за это оскорбленные земляки не раз угрожали расправой его музыкантам, однажды их даже облили бензином и едва не подожгли.

Сам композитор по этому поводу заметил: «В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная».

В чем же заключалась «вина» маэстро? Зрители хотели танцев, а он играл сложную музыку с утонченными аранжировками, насыщенную элементами джаза и классики, – музыку, годную для серьезного прослушивания, но не для смелых па на танцплощадке.

Эти камерные, но полные страсти сочинения, которые сам Астор называл печальными танго, прозвучали в арт-галерее в исполнении Евгении Хановой, Нины Шаровой, Натальи Дубровской, Сергея Астахова и Юрия Полежаева.

«Чао, Париж», «Каштановое и голубое», «Та же боль», «Акула», «Забвение», «Адью, Нонино»… Мелодии Пьяццоллы пронизаны неприкаянностью, мучительной нежностью и надрывным лиризмом. Трудно поверить, что несколько десятилетий назад ресторанная публика презирала эту музыку за «чрезмерную» изысканность, а высший свет – за «низкое» происхождение.

Из-за последнего, кстати, комплексовал и сам Пьяццолла. В 33 года, после обучения в Париже у одного из лучших преподавателей того времени Нади Буланже, он признавался: «Она научила меня верить… что моя музыка не так плоха. Я ведь часто думал, что я - ничтожество, потому что играю танго в кабаре».

Понадобилось еще 30 лет, чтобы и соотечественники Великого Астора наконец признали, что его «музыка не так плоха»: в 1985 году Пьяццолле присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса.

В последние 10 лет маэстро сочинил более 300 мелодий, до конца жизни оставшись верным себе, 17-летнему, когда он впервые услышал по радио мелодию танго и понял: «Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой – нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».

 
Фатима МАГУЛАЕВА
 
 
Любопытные факты
 
  • День танго отмечается 11 декабря в день рождения «короля танго» Карлоса Гарделя.
  • Аргентинское и уругвайское танго включено экспертами ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.
  • В танго не принято разговаривать, улыбаться, даже смотреть друг другу в глаза. Приглашение, высказанное вслух, может расцениваться как оскорбление. Пиком танца  является пауза: звучит музыка, а двое замерли в объятиях, будто ведут немой диалог на повышенных тонах. Это точка высшего напряжения.
  • На своей родине танец безумно популярен. В Буэнос-Айресе каждый год проходит чемпионат мира по танго, в котором участвуют около 100 тысяч человек. Но, пожалуй, главное доказательство роли танго для Аргентины – это памятник танцу в столице, единственный в мире монумент, посвященный целому танцевальному направлению.
  • Аргентинцы считают, что «танго» приносит их стране мало доходов - всего $180 млн. в год. Если же взяться за дело по-настоящему, то цифру можно довести до $400 млн.
  • В Японии кабельный канал «Только танго» насчитывает почти 2 млн. абонентов. В Аргентине этот канал смотрят 5 млн. человек, в других странах – 12 млн.
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий