Поиск на сайте

 

 

Как в Ставрополе душат малый и средний бизнес. Пример одного предприятия

 

Тема поддержки малого и среднего предпринимательства часто освещается в СМИ, а борьба с административными барьерами провозглашена на всех уровнях – от государственного до муниципального. Несмотря на это, от слов к делу власти переходить не торопятся.

 

Главная проблема, мешающая развиваться малому бизнесу, – это непомерные налоги и отчисления в Пенсионный фонд, а также в фонды социального и обязательного медицинского страхования. С января этого года страховые взносы для индивидуальных предпринимателей выросли вдвое – с 17,5 тыс. до 36 тыс. рублей в год.
Фиксированные платежи с самого своего появления в 2010 году стали большим испытанием для ИП. Тогда власти объявили о временных льготах различным категориям бизнесменов, но кто их не получил, остались недовольны. Однако с этого года льготы по страховым взносам отменены были для всех поголовно.
Обернулось это тем, что от статуса ИП отказываться стали в массовом порядке по всей стране еще с минувшего октября. А уже на конец января краевая налоговая инспекция сообщила, что из числа ИП в крае за этот период выбыли 12 тысяч человек. При этом регистрация новых ИП практически оказалась заморожена.
На недовольство предпринимателей отреагировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, поручив Минэкономразвития, Минтруду и Минфину России подготовить и представить предложения о сохранении для малого бизнеса льгот по уплате страховых взносов.
Между тем до внимания премьера так и не дошла другая острейшая проблема малого и среднего предпринимательства, связанная с налогообложением.
Насколько ситуация тупиковая для тысяч людей, могу продемонстрировать на собственном примере рядового предпринимателя, владеющего 100 кв. м площадей в Ставрополе. Занимаюсь я розничной торговлей продуктов питания и налоги плачу по системе ЕНВД (Единый налог на вмененный доход).
Теперь давайте посмотрим, из чего этот налог складывается. Так вот, базовый доход, установленный на уровне федерального центра, для меня составляет 1,8 тыс. рублей в месяц с одного квадратного метра.
Откуда вообще взялась эта цифра? Не иначе как с потолка. Короче, общий вмененный заработок с моей площади составляет 180 тыс. рублей в год.
Затем эту сумму предстоит помножить на два коэффициента. Первый (К1) равен 1, 569. Стоит заметить, что еще в 2003 году этот коэффициент был равен единице, но каждый год исправно подрастал, согласно приказу Минэкономразвития РФ.
 Другой коэффициент (К2) с нынешнего года для моего вида бизнеса вырос с 0,44 до 0,75, на этот раз – стараниями городской думы Ставрополя (повышение произошло во всех видах предпринимательской деятельности).
В результате расчетов получаем: общая сумма ЕНВД за первый квартал этого года для магазинчика вылилась в 75 тыс. рублей, или в 300 тысяч в год. Если бы торговая точка находилась в проходном месте, где всегда полно народу, возможно, эти цифры были бы некритичны. Но покупательская способность в моем районе далеко не самая высокая, а потому налог стал настоящей гирей на шее. Но и это еще не все.
К сумме налога следует прибавить выплаты по зарплате работникам, оплату коммунальных услуг и арендную плату за помещение (в моем случае – ипотека).
И вот тут ситуация складывается совсем печальная. При всем рвении работа магазина находится на грани рентабельности. Так что всерьез раздумываю: а не пойти ли мне таксовать по ночам, чтобы прокормить семью? А днем буду заниматься магазином. И так, пока не погашу ипотечный кредит, ведь банк мои трудности ничуть не волнуют.
И еще один момент. В течение года перейти с одной системы налоговой отчетности на другую, скажем, на упрощенную систему налогообложения (УСН), невозможно. Ничего не остается, как отдавать фиксированную сумму государству, если даже ее не заработал. Или закрывайся, как, к слову, и поступили многие мои товарищи, причем из самых разных отраслей (торговля продуктами питания и книгами, тренерская работа, автотранспортные услуги, гостиничный бизнес, общественное питание, реклама...).
Разве городу легче стало от того, что он потерял людей, которые исправно в бюджеты разных уровней приносили пусть и небольшие, но реальные деньги? А ведь за ними стоят их семьи, оказались нарушены давние производственные цепочки – производителей товара, мелкооптовых баз, поставщиков.
Более того, все лишившиеся работы отправились на биржу труда, и теперь уже сами получают от государства деньги.
Все, кто продержится в этом году, со следующего уж точно уйдут работать по «упрощёнке», где можно схитрить. А это значит, что бизнес массово двинется в тень, откуда вытянуть его будет очень и очень сложно.
Неудивительно, что занятость в малом бизнесе, по данным прошлого года, в крае составляет всего 16% от работающего населения, что на 20% ниже среднероссийского показателя.
В этом году ситуация еще хуже. Как власти края и города собираются до 2020 года привлечь в малый и средний бизнес не менее половины трудоспособного населения, тем самым выполнив задачу, поставленную на федеральном уровне?
Да ладно бы с задачами. Их сначала ставят, потом так же спокойно от их решения и отказываются. Самое драматичное в этой ситуации то, что чиновники, не задумываясь о последствиях, уничтожают ту категорию бизнеса, которая выполняет огромную социальную функцию – кормит свои семьи, да еще дает доходы в бюджет!
Мы ведь не просим от государства ничего эдакого, нам не надо помогать всевозможными фондами и бизнес-инкубаторами. Нам надо только одно: оставьте нас в покое, не душите налогами и проверками!

 

Олег КАЛЮК,
предприниматель, владелец торговой точки
Ставрополь



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий