Поиск на сайте

О горячих проблемах Пятигорска рассуждает доктор политических наук Майя Аствацатурова

 

Недавние ночные разборки в пятигорском клубе «Версия», участившаяся стрельба, сопровождающая «дикие» танцы на улицах спящего города, майский теракт  в  Ставрополе стали  поводом для созыва Совета безопасности Пятигорска.
Журналисты, приглашенные на мероприятие, так и не услышав  позицию властей, после краткого доклада милицейского чиновника были выставлены из зала. Этим жестом горожан лишили общественно значимой информации, что только способствует распространению в Пятигорске протестных настроений.
Несколько волнующих жителей вопросов о  ситуации в городе и крае корреспондент «Открытой» адресовала известному  этнополитологу,  заместителю директора Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы, доктору политических наук Майе Аствацатуровой.

 

- Майя Арташесовна, как вы считаете, настолько ли опасны массовые лезгинки на улицах, нарушают ли они  этноконфессиональное  равновесие в городе?
- Пятигорск с января этого года стал административным центром нового Северо-Кавказского округа, и это не только открыло для нашего города   новые перспективы, но и обозначило новые проблемы. Одной из таких проблем стал увеличившийся приток жителей соседних республик, прежде всего молодежи. С одной стороны, это закономерно, потому что города Кавминвод привлекательны  для молодежи  в плане образования и просвещения и в проведении досуга предоставляют широкие возможности.
С другой стороны,  очевидно, что  молодежь из соседних республик  использует здесь несколько иной стиль поведения, нежели в местах постоянного проживания.  Они не стеснены обрядами и традициями, нормами поведения, которые существуют в республиках. Одним из проявлений этого и стали национальные танцы. Сами по себе ничего плохого они не несут, но  форма, в которую облекаются, вызывает у населения эмоциональный протест. Который вызван прежде всего тем, что танцы нарушают покой горожан и в этом плане имеют антиобщественный характер. 
- Вопрос этот этнополитический?
- Это в первую очередь вопрос культуры, социальной зрелости, вопрос  навыков социального общения и адаптации молодежи. Пропаганда горской молодежью своей культуры в такой форме, «площадное» выражение своих чувств и эмоций воспринимается окружающими как заявление о своем этническом превосходстве и вызывает только негативную реакцию и  недовольство населения.
Вот если бы молодые люди, независимо от национальности, пели какие-то общие песни – российские, зарубежные и в  урочное время, - была бы совсем другая реакция. А если таким образом выражается  принадлежность к этнической культуре  без учета интересов окружающих, то это может спровоцировать ответные действия представителей других этносов. В этом смысле любые этнические танцы, в данном случае  лезгинка,   являются конфликтогенным фактором межэтнических и общественных  отношений.
- А что нужно делать властям в этой ситуации?
- Во-первых, на подобные выходки обязаны реагировать силы правопорядка. Во-вторых, должны реагировать руководители учебных заведений. К сожалению, большинство задержанных участников акций – это студенты наших вузов, приехавшие из соседних республик. Также свой ресурс здесь имеют национально-культурные организации  диаспор, которые обладают своим  механизмом воздействия на  молодежь. В этой воспитательной, просвещенческой работе очень важно  делать акцент на  гражданской  российской идентичности.  
В мае я в составе делегации представителей общественных организаций СКФО  была на встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Президент подчеркнул, что  в Северо-Кавказском регионе исключительно важна  пропаганда общероссийских ценностей.  Он дал прямые указания  полномочному представителю в СКФО Александру Хлопонину и  руководителям общественных организаций по упрочению российского патриотизма и гражданской идентичности. В этом направлении мы все вместе должны работать.
- Видимо, обычной российской символикой тут не обойдешься?
- Этническая самоидентификация на Северном Кавказе занимает важное место, здесь очень сильны этнические,  клановые, тейповые связи. Поэтому пропаганда российскости, русскости здесь имеет свои особенности. В этой связи важно позиционировать Пятигорск как российский город с полиэтничным населением.
- Но сегодня говорят, что численность русских на Ставрополье с созданием СКФО значительно уменьшилась...
- Ситуацию необходимо оценивать реалистично. В октябре будет очередная всероссийская перепись, которая покажет реальную ситуацию в пропорциональном соотношении народов региона.  В любом случае в СКФО есть тенденция - увеличение доли северокавказских народов и снижение доли славянских этносов и этносов некоренного происхождения.  
- Сегодня многие твердят, что Ставрополье отдано на откуп соседним республикам…
- Мне так не кажется. Более того, я считаю, что для федерального центра Ставропольский край в составе СКФО важен  как политический и управленческий плацдарм, как пространство российской и русской культуры  на Северном Кавказе. 
- Сейчас высказываются идеи о создании на территории Ставропольского края Русской республики. Что вы об этом скажете?
- Эта идея периодически возникает в среде некоторых политиков.  Суть ее в том, что русские не имеют в России и  на Северном Кавказе своей автономии при том, что другие коренные народы страны ее имеют. На мой взгляд, Россия – это и есть этническое государство русских, равно как и всех других граждан. На мой взгляд,  в образовании новых  субъектов Российской Федерации нет никакой необходимости, напротив, положительной тенденцией является укрупнение субъектов. 
- Может ли идея создания Русской республики привести к распаду России?
- Этот вопрос заслуживает серьезного обсуждения. Прямой угрозы распада Российской Федерации, отторжения от государства  каких-либо его территорий нет. Есть другая проблема – повышение качества жизни, сплочение граждан, оптимизация межэтнических и этноконфессиональных отношений,  распространение российской идентичности. Сегодня важно из всех жителей Северного Кавказа сделать патриотов России. И эта задача достаточно масштабная.

 

Беседовала
Елена СУСЛОВА

 

Дмитрий15 января 2014, 12:40

 
 
 
 

Хорошо зная их традиционное воспитание. Уверяю Вас. Любая доброта ими воспринимается как слабость, и поощрение к дальнейшим действиям.

вячеслав27 ноября 2010, 21:48
 
 
 
 

Пропагандируя терпимость к выходкам кавказцев мы показываем им свою слабость !! на кавказе один закон глаз за глаз!! по другому все остальные действия и призывы вызывают только смех,,Поднимите историю как вырабатывался порядок на кавказе ?? только силой !! на насилие нужно отвечать еще большим насилием и только это отрезвляет умы горячих парней.НЕ ровняйте всех по себе,,слишком большая разница в мировосприятии.Формирование мировосприятия закладывается средой обитания,подумайте о их среде???

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях