Поиск на сайте

 

 

Кремль бросил на Северный Кавказ нового управленца, в одном лице воплощающего антикризисного менеджера и миссионера, полного созидательных и миротворческих идей. Есть обоснованные надежды, что Александр Хлопонин станет инициатором социально-экономического обновления региона, создав здесь новые некоррупционные институты управления и конкурентную среду для честного бизнеса

 

Восьмой округ
В минувший вторник, 19 января, президент Дмитрий Медведев подписал два стратегических указа. Из состава Южного федерального округа (ЮФО) выделен Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). В него включены шесть республик (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания) и Ставропольский край. Центром нового округа станет Пятигорск. 
Полпредом СКФО (а по совместительству вице-премьером российского правительства) президент назначил 44-летнего Александра Хлопонина, освободив его от должности губернатора Красноярского края. 
Таким образом Медведев реализовал идею, озвученную им в ноябре прошлого года в послании Федеральному Собранию: должен быть назначен человек, «лично ответственный за положение дел в этом регионе». 
Уже в среду в ставропольском Белом доме нового полпреда представили главам северокавказских территорий. Сделал это лично руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин: «Александр Хлопонин действительно наделен высокими полномочиями, которые позволяют ему координировать действенность всех федеральных органов исполнительной власти по решению социально-экономических проблем и деятельность государственных органов, включенных в президентскую вертикаль». 
«Не страшно было ехать в регион?» - поинтересовались у Хлопонина местные журналисты. «Если скажу, что не страшно, я обману. А если скажу, что страшно, тоже будет неполная правда. На самом деле мне это интересно, и самый главный вопрос, который был обозначен президентом, - полномочий достаточно. Главы территорий - это моя основная опора. Ничего нерешаемого я не вижу», - заверил полпред.
Вероятно также, что одним из аргументов в пользу Пятигорска как столицы округа  стал его курортный статус. Олимпийский мегапроект «Сочи» уже запущен, но неплохо было бы еще раскрутить Кавминводы, которые сегодня находятся в летаргическом состоянии, несмотря на колоссальный экономический потенциал.
Ожидается, что под офис полпредства правительство края отдаст законсервированные корпуса санаториев «Тарханы» и имени Лермонтова (здесь предстоит сделать большой ремонт). Ну а сам Хлопонин, видимо, будет заседать в старинном особняке на улице Лермонтова, где  расположен краевой суд. Кроме того, сотрудникам полпредства и окружным силовикам придется подыскивать служебное жилье. В общем, в Пятигорск скоро пойдут немалые бюджетные инвестиции, а местным жителям предстоит привыкать к новому, столичному статусу.
В минувшую субботу в Пятигорске главы кавказских регионов встречались с новым полпредом уже под началом Владимира Путина. Российский премьер обещал, что в самом скором времени будет разработана инвестиционная программа по развитию Северного Кавказа, а для ее реализации в каждом регионе создадут особые экономические зоны и технопарки. Слова свои Путин подкрепил тут же: снял запрет на таможенное оформление импорта в Чечне, существовавший с 1999 года.
Напоследок премьер поручил создать на базе крупнейших вузов Ставрополья Северо-Кавказский госуниверситет, где, скорее всего, будут готовить новую кавказскую элиту - молодых эффективных менеджеров, способных вернуть своим землякам веру в будущее. 

 

Силовиков прибавится
После создания СКФО возник ряд юридических проблем. Сегодня в каждом федеральном округе действуют главные управления трех силовых структур: МВД, Генпрокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре. Очевидно, что новые структуры появятся и в СКФО. 
Правда, соответствующего указа президент пока не подписал, но это дело времени. Иначе, заверяют правоохранители, могут возникнуть правовые проволочки: например, из-за того, что оперативники Главного управления МВД по ЮФО будут проводить операции в субъектах «чужого» СКФО. 
Ныне в каждом окружном главке МВД в среднем числится около пятисот сотрудников, а в окружных подразделениях Генпрокуратуры и СКП - по полсотни человек. Так что создание новых силовых структур на Северном Кавказе может обойтись в сотни миллионов рублей: необходимо будет сформировать штаты, предоставить управлениям новые здания, автопарк, оргтехнику. А поскольку работу каждого окружного управления Генпрокуратуры курирует свой заместитель генерального прокурора, у Юрия Чайки может появиться новый зам.
Впрочем, на окружной милиции федеральный бюджет может неплохо сэкономить. В рамках реформы МВД, начатой президентом Медведевым месяц назад, предполагается упразднить окружные главки. Хотя этот вопрос до конца не решен: свои предложения министр внутренних дел Рашид Нургалиев представит в правительство до конца января, там их рассмотрят в ближайшие два месяца.
Кроме того, в Пятигорске придется с нуля создавать ряд контролирующих структур - окружные управления Росфинмониторинга, Росстрахнадзора, Россвязьнадзора и многие другие. 

 

Всеми руками «за»
Руководители регионов, вошедших в новый округ, уже успели публично выразить  горячее одобрение президентского решения. «Ставрополье граничит с восемью субъектами юга. У нас много совместных проектов и идей. Думаю, теперь им дадут зеленый свет», - отметил губернатор Ставрополья Валерий Гаевский.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров тоже полон оптимизма: «Президент страны правильно сделал, доверив этот важный регион хозяйственнику, а не силовику, как многие ожидали... Силовиков в регионе в избытке, а деловых и инициативных руководителей мало». Заодно Евкуров порадовался, что столицей нового округа будет Пятигорск: теперь на совещания к полпреду ездить недалеко.
Расстояние, которое придется преодолевать президентам республик, чтобы пообщаться с полпредом, - вопрос, конечно, важный, но не первостепенный. Для губернаторов важнее, какой объем экономических полномочий Кремль реально доверит Хлопонину.
«Мы надеемся, что основное внимание будет уделено строительству новых промышленных объектов и созданию рабочих мест, а также привлечению инвестиций - как российских, так и иностранных. Мы готовы к тесному взаимодействию», - заявил чеченский президент Рамзан Кадыров. 
«Это на первый взгляд неожиданное назначение, а на самом деле очень расчетливый и правильный выбор. Хлопонин - рачительный хозяин, а значит, знает, как привлечь инвестиции, что для нашего региона очень важно», - вторит Кадырову глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев.
Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков отметил, что Александру Хлопонину «как человеку современно мыслящему близки и понятны идеи модернизации, назревшие во многих сферах нашей общественной жизни».
Даже Аслан Тхакушинов, президент Адыгеи (единственной национальной республики, оставшейся за пределами нового округа), выразил уверенность, что Хлопонину хватит полномочий для решения проблем Северного Кавказа. В то же время Тхакушинов остался доволен тем, что Адыгея не вошла в СКФО: по словам президента, это «свидетельствует о стабильности в республике».

 

Совладать со всеми
Кто сегодня нужен Кавказу: генерал Ермолов или дипломат Грибоедов? Ответ на этот вопрос Кремль ищет давно и мучительно. В случае с Хлопониным президент  сделал ставку на человека гражданского, так что, похоже, эпоха покорения Северного Кавказа завершена. «Нынешнее президентское решение - это сигнал из центра: хватит воевать, давайте, наконец, строить и созидать», - считает первый зампред Совета Федерации Александр Торшин.
Хочется верить, что Кремль намерен решать проблемы Кавказа не зачистками и ликвидацией непокорных, а повышением эффективности управления. Не случайно президент не спешит прибегнуть к опыту брутальных генералов с квадратными подбородками и зычными голосами.
- Есть два основных подхода в борьбе с терроризмом, - рассуждает руководитель московского филиала Фонда Макартуров Игорь Зевелев. - Согласно первому подходу, главные причины терроризма лежат в человеконенавистнической идеологии, носителями которой нередко выступают представители далеко не самых бедных слоев общества. Второй подход глубинные причины террора видит в нищете и безработице основной массы населения. Назначение Александра Хлопонина свидетельствует: сегодня на российском Кавказе будет больше востребован именно второй подход к решению проблемы терроризма. 
В том, что Хлопонин - человек в регионе новый, опытный политолог Зевелев видит все-таки больше плюсов, чем минусов. В «теплой Сибири» высокопоставленный чиновник может стать своеобразным арбитром в спорах местных элит, инициатором соз-дания новых, некоррумпированных институтов управления в регионе и конкурентной среды для бизнеса.
Вместе с тем опрошенные «Открытой» южные и московские эксперты сходятся во мнении, что перед новым полпредом возникают управленческие проблемы сразу трех уровней: наверху (отношения с Путиным и Медведевым и федеральными министрами), внизу (с северокавказскими лидерами) и посередине (со своей командой). Но в Москве и в регионе интересы групп влияния настолько различны и конфликтны, что совладать со всеми полпреду при самых широких полномочиях будет весьма непросто.
Многое станет понятно уже в первые недели, когда Хлопонину - человеку штатскому, бизнес-менеджеру по ментальности - надо будет зарекомендовать себя в отношениях с северокавказскими лидерами. Будут ли они воспринимать его как несгибаемого эмиссара Москвы? На Кавказе авторитетом пользуются люди иного плана: жесткие, решительные, желательно военные (да и многие из региональных лидеров сами такие).
В Норильске у Хлопонина в роли гендиректора «Норильского никеля» руководить получалось эффективно. Будем надеяться, что получится и в Пятигорске.

 

Торговля войной
В идеале новый северокавказский наместник должен сделать то, чего последние два десятилетия Кремлю сделать не удавалось. Несмотря на отчаянные кадровые решения Москвы, реальные рычаги управления на Северном Кавказе остаются в руках  этнократических групп, которые привычно проедают федеральные бюджетные трансферты и фактически ведут с Кремлем торг: «Дайте денег, не то завтра начнется война».
Вот сухая статистика. По информации МВД, в прошлом году на Северном Кавказе было ликвидировано около 230 боевиков, уничтожено 120 тайников с оружием и боеприпасами. Военнослужащие Внутренних войск задержали более 7 тысяч человек, изъяли 170 единиц огнестрельного и холодного оружия, более 110 килограммов наркотических веществ, обезвредили 41 взрывное устройство. 
Кремлю не удавалось ослабить кавказскую «партию войны», даже когда сюда «импортировались» абсолютно лояльные, вполне порядочные и при этом одаренные руководители. Ведь один в поле не воин. Опыт показывает, что даже для самых принципиальных и последовательных президентов республик нужна крепкая опора в виде некой межрегиональной структуры, которая будет координировать их работу, помогать и направлять общие усилия в одно русло.  
Впрочем, далеко не все на Северном Кавказе разделяют оптимизм по поводу президентского решения. Так, один из высокопоставленных чиновников Дагестана на условиях анонимности заявил журналистам: «Если бы не люди типа Устинова (полпреда президента в ЮФО, бывшего генпрокурора России - Ред.), надобности в создании еще одного округа не было бы. Это ж какие расходы, а главное - какой стресс для неспокойных регионов! Уверен, что сейчас кланы начнут демонстрировать Александру Хлопонину силу своего оружия».
Северный Кавказ, полагает ряд экспертов, не лучшее место для человека с бизнес-мышлением. Это регион, где многие процессы и явления относятся к доиндустриальной, а то и средневековой эпохе. Кавказские элиты обладают реальным и сильным ресурсом этнической и клановой мобилизации. Они мгновенно могут поднять на защиту своих интересов свой клан, тейп, этнос. 
Здесь опасно действовать по принципу: я начальник - ты дурак. Надо уметь договариваться, учитывая сложнейшую систему межэтнических и клановых сдержек и противовесов, а также геополитических факторов (ведь общеизвестно, что Кавказ - это огромная шахматная доска, на которой ведут партию все мировые сверхдержавы).

 

Прорыв или жест отчаяния?
Самые стойкие скептики (а их среди экспертов «Открытой» немало) полагают, что создание СКФО - это акт отчаяния власти. Фактически Кремль признал, что использованные им методы по решению проблем Северного Кавказа не дали осязаемого и внятного результата. Само решение о наместничестве и фигуру назначенного руководителя можно оценить как имитацию бурной деятельности на фоне неспособности федеральной власти проводить эффективную политику на Кавказе.
Да и Хлопонин прекрасно понимает, что у его кредита доверия срок не так велик. Уже в 2011-м, в ходе избирательной кампании в Госдуму РФ, результаты его работы борющиеся партии будут изучать под лупой. А потому, чтобы не стать «крайним», Хлопонин должен с первого шага выстраивать рядом с собой единую команду, на которую сможет всецело положиться. 
Не случайно, думается, на днях вступил в должность новый командующий Северо-Кавказским военным округом Александр Галкин, ранее возглавлявший Сибирский округ (прежний командующий Сергей Макаров успел проработать на Кавказе лишь полтора года).
Эксперты также высказывают опасения по поводу того, что Ставрополье было искусственно оторвано от Юга России и «пристегнуто» к горскому Кавказу. А потому объединение Ставрополья и соседних республик в один федеральный округ скорее умножит социально-экономические проблемы края. 
Но ведь, с другой стороны, понятно, что «отрывать» национальные республики от остального юга России нельзя - это могут расценить как проявление сепаратизма. А Пятигорск идеально подходит на роль кавказской столицы: город находится в центре региона, у него есть прочные экономические и этнические связи со всеми сопредельными республиками.

 

Плюсы полпреда
А теперь что касается преимуществ нового назначенца на Северном Кавказе. По мнению политологов, их достаточно. Во-первых, как уже отмечалось выше, Хлопонин не силовик, а бизнес-управленец. Для региона, истерзанного людьми в погонах, это как целебное снадобье на глубокие раны. 
Во-вторых, в лице Хлопонина на Кавказ приходит эффективный менеджер и технократ новой волны. В его активе решение многих проблем Красноярского края. 
В-третьих, полпред - человек достаточно обеспеченный, и он не будет рассматривать свою новую должность как возможность для извлечения «нетрудовых доходов». В этой ситуации сложно предположить, кто и чем мог бы подкупить Хлопонина на новом посту в попытках пролоббировать клановые решения даже за солидные откаты. 
В-четвертых, Хлопонин, как русский и выходец из далекой Сибири, свободен от национальных и клановых пристрастий и обязательств. То есть на новом посту для него единственным ориентиром будут директивы Кремля, а единственной целью -  доказать собственную эффективность в качестве политического менеджера. 
В-пятых, Хлопонин - человек от земли, бывший руководитель крупного и проблемного региона, который не понаслышке знаком с масштабами возникающих проблем и не боится браться за их разрешение. Он не паркетный чинуша из пыльных кабинетов в пределах Садового кольца. Это дает жителям Кавказа надежду на то, что проблемы их региона не будут закатывать танками, а наконец начнут изучать и осмысливать. 
В-шестых, Хлопонин для нашего региона человек абсолютно чистый. В отличие от ряда прежних наместников, у него нет груза прошлых ошибок, непопулярных решений и проваленных проектов. 
В-седьмых, новый полпред пользуется как президентским, так и премьерским доверием: его становление в качестве руководителя региона состоялось еще при Путине, а назначение на столь ответственный сектор - при Медведеве. К тому же он будет одновременно совмещать сразу две государственные должности - полпреда президента и вице-премьера - и лично отвечать перед обоими.
Среди слабостей Хлопонина отмечают абсолютное незнание им региона. Но это же можно рассматривать и как его сильную сторону. В менеджменте известен такой прием: назначать на самый проблемный участок, о который уже обломало зубы несколько  управленцев, совершенно нового, далекого от этой сферы, но профессионального человека. Ведь порой только он способен взглянуть на проблему с новой стороны. 
 

Егор  ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель  «Открытой»

 

"Нужны огромные усилия"

 

Руслан ХАСБУЛАТОВ, член-корреспондент РАН, экс-председатель Верховного совета РФ: 
- Когда создавались федеральные округа, я надеялся, что полпреды будут инициаторами появления крупных инфраструктурных объектов, начнут решать проблему безработицы. Но они оказались очередной бюрократической структурой. Хлопонин - неплохой руководитель. Но сможет ли он, к примеру, восстановить хотя бы один из трех разрушенных нефтеперерабатывающих заводов в Чечне? Война-то давно закончилась. Если нет, то за решением проблем так и будут ходить к Медведеву и Путину. 
Михаил РЕМИЗОВ, президент Института национальной стратегии: 
- Многие думали, что полпредом по Северному Кавказу может стать Рамзан Кадыров, но чеченцы не склонны к компромиссам, а без этого уже нельзя. Задачи по нормализации не могут сводиться к силовой политике. Сильный менеджер должен выработать комплексный подход и жестко контролировать расходование огромных федеральных средств. 
Сергей ИВАНЕНКО, член политсовета партии «Яблоко»: 
- Не думаю, что такие перестановки способны решить глубокие проблемы Кавказа. Не зря Козак называл ситуацию в регионе подземным пожаром, который может полыхнуть в любую минуту. Чтобы сохранить Кавказ, нужны огромные усилия и деньги. 
Геннадий БУРБУЛИС, президент фонда «Стратегия»: 
- До сих пор на Кавказе не было единого центра оценки ситуаций и прогноза, выработки и принятия решений. Похоже, теперь он появится. Федеральная власть, создавая такую структуру, берет на себя повышенную ответственность. Этот округ может стать полигоном общенационального масштаба, пионером модернизации, о чем много говорит Медведев.Лариса ХАБИЦОВА, председатель парламента Северной Осетии: 
- Это решение мне кажется грамотным. Хлопонин не завязан на кланы и группировки, может быть объективным и независимым. Если бы назначили кого-то с Кавказа, другие обиделись бы и могло бы стать только хуже. 
Николай КОНДРАТЕНКО, член Совета Федерации, бывший губернатор Краснодарского края: 
- В создании параллельных структур положительного немного. Владимир Устинов, глава ЮФО, грамотный и сильный организатор, но что может знать о каждой республике полпред? Пост вице-премьера немного значит. Составляющие власти - кадры, финансы и информатика. Ни один глава региона это не отдаст. Я родился и жил на Кавказе и видел, как спотыкалась здесь Москва, не зная его специфику. Похоже, опять наступают на те же грабли. 
Леонид ГОЗМАН, сопредседатель партии «Правое дело»:
- В принципе, с назначением Хлопонина шанс есть. Выделение северокавказских республик, если это временно, - хорошая идея, так как поспособствует интеграции их экономик. А если мы будем воспринимать эти республики как временно наши, то это предпосылки для создания баз сепаратизма.
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:
- На мой взгляд, единственная задача введения Северо-Кавказского округа - это ограничение амбиций Кадырова. Чеченский лидер является фигурой из ближайшего окружения премьера Владимира Путина. Это фигурант в противостоянии двух голов российской власти. Плюс к тому у Кадырова есть амбиции выйти на федеральный уровень. 
Что, собственно, может измениться? Расклад сил не меняется, федеральные структуры и есть федеральные, Хлопонин там или кто-то другой. Все равно Северный Кавказ объединен в решимости свергнуть номенклатуру, которая сегодня им правит.
...Ситуация реально зависит от того, что происходит в Москве. Если социальный и политический кризис в «большой России» достигнет уровня, при котором Москва не сможет держать под контролем ситуацию на Кавказе, думаю, она пойдет на глубокую модернизацию своих взаимоотношений с Кавказом, вплоть до переговоров с вооруженной оппозицией.
Юрий ЕФИМОВ, профессор кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного аграрного университета, доктор политических наук:
- То, что Москва самым серьезным образом обратила внимание на хронические проблемы Северного Кавказа, безусловно, порождает надежду: регион не брошен, не забыт, он в фокусе внимания федеральной власти. Да, многих смущает, что, мол, Ставрополье «пристегнули» к национальным республикам, однако я в этом ничего плохого  не вижу. Дело в том, что именно наш край может стать мостиком, соединяющим «большую Россию» с Северным Кавказом.
Тем не менее остается масса вопросов. Ответы на них власть не дает, но в самое ближайшее время общественность их все же получит. В частности, сможет ли Хлопонин, человек из Сибири, осадить непомерные амбиции некоторых северокавказских лидеров, как и на каких принципах  будет выстраивать с ними отношения, действительно ли наделен реальными полномочиями и самостоятельностью?..
Поскольку приоритет в наведении порядка в регионе отдан экономическим инструментам, по моему убеждению, начинать надо с искоренения коррупции. Если Александр Хлопонин не предпримет беспрецедентных мер в борьбе со мздоимством, все благие намерения федерального центра с грохотом обрушатся.
Татьяна ШВЕДОВА, глава Нефтекумска:
- Мы очень надеемся, что власть наконец-таки обратит внимание на проблемы муниципальных образований и деятельно начнет их решать. Ну что можно говорить, если бюджет Нефтекумска в этом году составил всего 40 миллионов рублей на 27 тысяч жителей? Крохи! 
Вон в Китае власть добилась невероятной занятости населения, там почти в каждом доме собирают детские игрушки, делают комплектующие к самым разным техническим устройствам. А в Нефтекумске люди сидят без работы, хотя в городе много профессионалов с высшим техническим образованием - инженеров, конструкторов, мастеров самого широкого профиля. Только трудоустроить их, создать новые небольшие производства без помощи края и федерального центра сами мы не можем.
Сергей ВОРОБЬЕВ, политолог-регионалист, кандидат политических наук, Ставрополь:
- Президент поступил очень дальновидно, выделив северокавказские республики и Ставрополье в единый округ. Проблемы, стоящие перед этими регионами, очень похожи, и решать их надо только совместно. Причем даже Ставрополье в списке регионов не стоит особняком. Например, в Северной Осетии подпольно производится алкоголь, а деньги легализуются у нас в крае. 
Личность Хлопонина тоже вызывает одобрение. Думаю, он способен решить проблемы Северного Кавказа. Он экономист, а Кремль совершенно верно делает ставку на экономические механизмы решения региональных проблем. 
Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, заведующий кафедрой политологии, социологии и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета, руководитель Центра по изучению межконфессиональных и этнополитических проблем Северного Кавказа, профессор, доктор политических наук:
- В целом этот шаг президента я воспринимаю с оптимизмом. Но есть и сомнения: не станет ли полпредство очередной бюрократической структурой? Честно говоря, меня несколько настораживает поверхностное отношение к происходящему на российском Кавказе, непонимание сути здешних социально-политических процессов.
Вот, например, Медведев заявил, что клановость - одна из серьезнейших проблем Северного Кавказа. Но если в «большой России» мы имеем индустриальное общество, то на Кавказе оно ближе к патриархальному. И основу его как раз составляет клановость, опора на тейп, род, этнос. Это не проблема, а данность. Бездумно покушаясь на эти связи, мы рискуем разрушить саму основу существования кавказского социума. Надо поступать гибче, помогая постепенно интегрировать этносы в новый тип общественных отношений.   
Альберт КОРКМАЗОВ, профессор кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета, доктор социологических наук:
- Образование нового федерального округа для страны очень значимое событие. Пятигорск до 1936 года уже был центром Северо-Кавказского края, с геополитических позиций это лучшее место. Если раньше ростовский полпред бывал в республиках наездами, то теперь Хлопонин, надеюсь, станет здесь бывать постоянно.   
Виктор ПАНИН, декан факультета международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета, директор НИИ стратегических исследований Кавказа, доктор политических наук, профессор:
- Фигура Хлопонина и его первые заявления вселяют оптимизм. Впрочем, если полпред действительно начнет воплощать в жизнь свои обещания, он может столкнуться с тем, что региональные элиты будут торпедировать его решения. Хотя, судя по отзывам, он достаточно сильный и жесткий управленец и сможет переломить волю низовых чиновников. Плюс к тому многое будет зависеть от его команды.
Валерий ЧАГИЛОВ, проректор по научной работе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, заведующий кафедрой философии, доктор политических наук, профессор:
- Создание нового округа - это государственный ответ на вызовы, которыми сегодня полон Северный Кавказ. Ну а сомнения некоторых экспертов относительно эффективности работы нового полпредства я не разделяю. Как показывает практика, в рамках ЮФО не удавалось должным образом решать социально-экономические проблемы кавказских территорий (безработица, клановость, коррупция).
Поэтому единственным выходом было повышение управляемости Северного Кавказа через объединение его территорий с единым центром принятия стратегических решений. Причем идеологи реформы очень правильно рассудили, что к новому округу должен быть отнесен и Ставропольский край - субъект с подавляющим большинством русскоязычного населения, выполняющий роль своеобразного буфера между «большой Россией» и горскими территориями. 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий