Поиск на сайте

Художественный колледж из Пятигорска, выпускающий керамистов и мастеров росписи, может кануть в Лету. Как его спасти?!

Группа деятелей культуры Ставрополья обратилась с «Открытым письмом» к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Они просят спикера помочь в спасении Пятигорского художественно-промышленного колледжа – старейшего и крупнейшего на Ставрополье, где готовят мастеров народных промыслов.
Из стен колледжа за почти четверть века вышли сотни художников – мастеров по керамике и росписи. Не будет их больше – и на Северном Кавказе прервется историческая нить народных промыслов, которые ведут свою летопись еще с XIX столетия.
 
Все вузы – под одну гребёнку
 

Такое впечатление, что горе-реформаторы от Минобразования взялись окончательно уничтожить на Ставрополье творческие вузы. Только недавно «Открытая» рассказывала о проблемах Высшей школы дизайна в Железноводске, которая ныне является филиалом Южного федерального университета (ЮФУ).

Это единственное в крае учебное заведение, где готовят представителей столь востребованной профессии, как архитекторы (а помимо этого, дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного творчества).

Создателем и бессменным руководителем Высшей школы дизайна на протяжении 15 лет был Сергей Штода – один из самых известных дизайнеров Юга России, председатель правления Союза дизайнеров Кавминвод.

Ныне самый узнаваемый бренд творческого филиала ЮФУ – международный фестиваль «Феродиз». Прошлой весной на фестиваль съехались более 700 дизайнеров, модельеров, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. Высшая награда «Феродиза» тоже носит символическое название – медаль «Леонардо» в память о флорентийском гении Леонардо да Винчи.

Как мы писали ровно год назад («Зодчих рубят сплеча», №7 от 26 февраля 2014 года), по итогам мониторинга Минобразования «творческий» филиал ЮФУ в Железноводске был признан «неэффективным». Правда, сейчас все претензии министерства уже сняты.

Но таковы уж критерии оценки вузов, разработанные Москвой. Они созданы без учета региональной и отраслевой специфики, и едины что для огромного коммерческого университета, что для небольшого творческого вуза из провинции.

Именно по этой причине сегодня на грани закрытия оказалось еще одно творческое учебное заведение – Пятигорский художественно-промышленный колледж, который скоро отметит четвертьвековой юбилей.

 
Богатство кисловодских красок
 

В 1991 году в Пятигорске было создано первое в крае среднее специальное учебное заведение, где готовили мастеров народных промыслов. Это был филиал Абрамцевского художественно-промышленного колледжа, носящего имя великого живописца Виктора Васнецова.

Появление его именно в Пятигорске было не случайным – с древнейших времен Северный Кавказ был необычайно богат народными промыслами. Самые старые из известных ныне – это сарматская керамика XI столетия, ну а нынешние традиции стали закладываться еще в конце XIX века.

Народных художественных промыслов и на Ставрополье множество: места их бытования были впервые закреплены постановлением губернатора Александра Черногорова еще в 2001 году. (Кстати, незадолго до этого при минпроме Ставрополья создан художественно-экспертный совет по народным промыслам, который возглавил главный художник кисловодской фабрики «Феникс», заслуженный художник РФ Николай Бирюков.)

Например, в краевой столице был «прописан» промысел «Умелец» – ручное вязание, строчная вышивка, ковроткачество, изготовление кукол в национальных костюмах.

В поселке Подкумок Предгорного района делают фарфор, украшенный ручной росписью (над- и подглазурными красками) и ручной лепкой.

Минеральные Воды прославили стеклянные изделия, которые делают методом ручной формовки из дрота (стеклянного прута), а Пятигорск – художественное бронзовое литье.

Но богаче всех промысловыми традициями, конечно, Кисловодск, где еще в 1930 году была организована художественная артель имени Первомая, объединившая художников по кости, дереву, рогу и перламутру… На базе артели в 1960 году возник художественный комбинат, затем – фабрика сувенирных изделий.

Именно тогда, полвека назад, в Кисловодске начали осваивать непривычный материал – фарфор. Делали его из огнеупорных глин, добываемых на Учкекенском месторождении (оно было разведано на склонах Эшкаконского ущелья лишь в сороковые годы). А уже к началу девяностых в Кисловодске насчитывалось более трех десятков керамических предприятий.

В качестве народных промыслов в Кисловодске были официально закреплены знаменитый расписной фарфор фабрики «Феникс», керамика с ручной росписью «Асма», бисквитный (неглазурованный) фарфор, украшенный цветной массой в технике «пат-сюр пат» (нанесение на фарфоровую заготовку узора или рисунка прозрачной бесцветной поливой в несколько слоев. – Ред.), и многие другие.

 
Лаковая миниатюра «родом» из Пятигорска
 

Чтобы сохранить уникальные промыслы Ставрополья, и был сформирован пятигорский колледж. Идея его создания принадлежала руководителям фарфорового завода «Феникс», Пятигорской сувенирной фабрики и Георгиевского завода финифтяных изделий (финифть – миниатюрная живопись по эмали на металлической подложке. – Ред.).

Инициативную группу возглавила Лидия Чуева, главный художник Ставропольского производственного объединения художественных промыслов. Она, сама выпускница Абрамцевского училища, впоследствии и стала первым директором филиала.

В колледже появились два отделения, и вот уже более двадцати лет в Пятигорске учат художников – мастеров по керамике и росписи по дереву. Кстати, лаковая миниатюра – это один из традиционных народных промыслов, с которым во всем мире ассоциируется Россия. Наверняка и в памяти иного читателя всплывут подзабытые названия: Палех, Холуй, Мстера, Мезень, Федоскино...

Огромную помощь филиалу оказывал кисловодский завод «Феникс»: занятия студентов-керамистов проходили прямо в мастерских предприятия, с ребятами занимались лучшие художники-практики. Почти все студенты первых выпусков пятигорского колледжа так и остались работать на «Фениксе», и ныне учат здесь новые поколения мастеров.

С 1999 года занятия проходят также и на базе пятигорского керамического предприятия «Темп», а в последние годы практику студенты проходят и на кисловодском фарфоровом предприятии «Дельта-Х», и в пятигорской мастерской художественного литья «Золотая антилопа».

Преподают в колледже именитые члены Союза дизайнеров и Союза художников России: керамисты Екатерина Резенова и Александр Костюков, миниатюристы Ирина Берлова и Лидия Коваленко (кстати, сама выпускница этого учебного заведения).

Не случайно именно воспитанникам пятигорского училища доверяют оформление самых крупных, знаковых объектов Кавминвод: крупнейших в крае соборов – Свято-Никольского (Кисловодск) и Спасского (Пятигорск), государственной дачи «Сосновый бор» (Кисловодск) и гостиницы «Бристоль», где разместился аппарат полпреда в СКФО (Пятигорск), Государственной филармонии на Кавминводах (Кисловодск)…

 
На зависть Питеру Гэбриелу
 

Пятигорский колледж – постоянный участник всех культурных смотров на Кавминводах. Студенты дают мастер-классы гончарного ремесла и росписи по дереву на каждом Дне города и Дне края. Показали класс они и на международном фестивале WOMAD, который Пятигорск принял два года назад по инициативе выдающегося музыканта Питера Гэбриела.

И неизменно к ребятам выстраивается огромная очередь. Значит, жива она – тяга к народному искусству, не убита окончательно масскультом! А какой популярностью пользуются выставки лучших выпускных работ студентов колледжа: регулярно проходят они в стенах государственного дома-музея Лермонтова. Дважды автору этих строк посчастливилось побывать на этих выставках.

Впечатлений – море! Увы, сегодня такого ни в одном музее Ставрополья не увидишь. Вот мне, дилетанту, даже представить было сложно, сколько времени нужно потратить, чтобы расписать вручную сундуки, ларцы, настенные часы, наборы шахмат, роскошные пресс-папье с чернильницами, мебельные гарнитуры. Недели, месяцы?!

Но поражают они не столько сложностью ручного труда, сколько глубиной творческой зрелости. Диву даешься, глядя на работы, которые выполнены словно бы убеленным сединами мастером, а не вчерашним студентом. Почти все выпускные работы – это образцы высокого искусства, будь то вариации на тему мировой мифологии или сцены из известных литературных произведений – вроде «Песни о купце Калашникове».

А ведь каждая лаковая миниатюра требует очень долгого кропотливого труда. Мастер должен выписать каждую деталь – руки, лица, одежду, травинки и листья, чтобы крошечная картинка получилась максимально достоверной, сюжетной.

Причем писать лаковые миниатюры можно только натуральными красками (темпера – яичный желток, вареное масло, и никакой химии). Традиции – еще из русской иконописи, поэтому и лица на миниатюрах словно живые – светятся изнутри теплом.

 
Ищем «духовные скрепы»
 

Можно долго вспоминать о счастливых годах пятигорского колледжа. Но, увы, сейчас настали совсем другие времена, о чем и пишут краевые деятели искусства на имя Валентины Матвиенко. В конце декабря 2011 года, под самые праздники, до коллектива довели приказ одиозно известного министра образования России Алексея Фурсенко.

По воле министра пятигорский колледж сменил «прописку»: он стал филиалом Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Поначалу никаких серьезных изменений ни преподаватели, ни студенты не ощутили. Однако спустя год после нежданной реформы столичное руководство вуза решило не проводить прием в пятигорский филиал. В прошлом году прием тоже не состоялся, хотя ректор вуза Сергей Курасов до последнего обещал, что он будет.

Нельзя не сказать, что одно из направлений работы колледжа – это реабилитация детей с ограниченными возможностями: студенты-волонтеры занимаются этим много лет. Не будет колледжа – значит, эти дети, для которых стек или палитра стали уже смыслом жизни, снова окажутся забыты и никому не нужны?!

Руководители колледжа все пороги обили в начальственных кабинетах, пытаясь донести до чиновников простую мысль: закрытие филиала – это колоссальный, непоправимый удар по культуре всего Северного Кавказа.

Здешние народные промыслы, многим из которых сотни лет, – это и есть те «духовные скрепы», о поисках которых говорил президент. Об этом же говорила и спикер Валентина Матвиенко во время недавнего визита в Карачаево-Черкесию.

В стенах республиканского Дома дружбы спикеру показывали народные промыслы, коих в КЧР великое множество, – золотое шитье, плетение из рогозы, валяние войлока, изготовление поясов и других атрибутов национальной одежды, чеканка…

Матвиенко восторгалась, а затем на совещании говорила, что без поддержки традиционной культуры мы потеряем Кавказ. Нужны налоговые льготы для предприятий, выставочные залы для промысловиков, господдержка на закупку нового оборудования, рекламные кампании, защита авторских прав.... Но самое главное – это подготовка кадров!

На Ставрополье почти все эти меры были закреплены в целевой программе по развитию народных промыслов, принятой еще в декабре 1997 года губернатором Александром Черногоровым. Приняты, а ныне крепко забыты. Да настолько крепко, что только первым лицам страны под силу спасти прославленное учебное заведение, благодаря которому все народные промыслы в регионе еще остались живы.

 
Прислушается ли спикер?!
 

Нужно многое, тут спикер прав. Но пока это лишь слова. А что на деле? Еще в советские годы жостовские подносы или палехские шкатулки, павлово-посадские платки и вологодские кружева были почти в каждой семье. Ими пользовались в быту, а сегодня это уже нечто из разряда позабытых раритетов. Хохлома, Гжель, Палех – в элитных магазинах, на экспорт, для иностранцев, за очень большие деньги.

Вот и приходившие на выставку студенческих работ в доме-музее Лермонтова туристы тоже живо интересовались: а где такую красоту купить можно?! Увы, нигде... Несмотря на речи с высоких трибун, народные промыслы угасают. Закрываются фабрики лаковой миниатюры в Мстёре и Холуе. Из-за огромных долгов на два года прекращал работу Гусь-Хрустальный завод (к счастью, в канун Нового года он вновь открылся).

А что же будет завтра? Вместо штучного товара, в который художник душу вкладывает, – сплошь китайские и вьетнамские поделки, штампованные на конвейере?! А не по такому ли принципу идут и столичные чиновники Минобразования, штампуя типовые приказы об «оптимизации» вузов, которые чуточку на голову выше других? Наверное, люди творческие и свободные России больше не нужны...

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях