Поиск на сайте

27 февраля исполняется 130 лет со дня рождения писателя Ильи Сургучева

 

Илья Сургучев родился в Ставрополе в 1881 году в купеческой семье. Отец очень хотел, чтобы Илья продолжил семейное дело, но юноша окончил духовную семинарию и поступил на монгольское отделение Императорского университета. 
Каникулы он проводил в Ставрополе - ездил в места проживания калмыков, записывал их песни и сказания. За перевод текстов калмыцкого фольклора получил в университете диплом I степени. А за расшифровку и перевод древнего монгольского манускрипта - предложение занять место на кафедре. 
Но педагогическая деятельность его не привлекала - Илья занялся журналистикой и литературой. Печатался в журналах, общался с Буниным, Куприным, Вересаевым, Андреевым, вел переписку с Горьким. Последний писал о нем: «Парень симпатичный и серьезный», «...несомненного и крупного дарования».
В предреволюционную пору в Москве выходят три тома сочинений молодого ставропольского писателя, на сцене Московского художественного театра идут его «Осенние скрипки». 
Через несколько лет эту пьесу поставят на сцене пражского Русского камерного театра, и с этой постановки начнется триумфальное шествие «скрипок» по сценическим площадкам Европы. Пьесу переведут на многие европейские языки, в 1946 году по ней напишут киносценарий и снимут  фильм под названием «Женщина опасного возраста». 
Пройдет еще более полувека, и за роль в «Осенних скрипках» национальной театральной премией «Золотая маска» наградят выдающуюся российскую актрису Алису Фрейндлих... 
Революцию Сургучев не принял. В памфлете «Большевики в Ставрополе» писатель рисует страшные картины красного террора и осуждает братоубийственную войну. В 1920 году он навсегда покидает Россию. 
В эмиграции Сургучев возглавляет первый русский драматический театр, печатается в альманахе «Ковчег», издающемся в Праге Союзом русских писателей и журналистов. Затем перебирается в Париж, где сотрудничает с газетой «Возрождение», главным редактором которой был Петр Струве, общественный и политический деятель, экономист, публицист, историк, философ, эмигрировавший из России в феврале 1920 года. 
В 1928 году Сургучев пишет роман «Ротонда», пронизанный чувством тоски по Родине. Писатель вновь и вновь возвращается в памяти в родной город. 
«Я хочу хоть через эти печатные столбцы, хоть мысленно, хоть только прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый, с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле».
«Какой Париж, какой Биарриц может заменить благоухание ставропольских чайных роз, мерное покачивание на солнце наших тополей и георгин, где такие лазоревые цветы, как те, что росли на дне Полковничьего Яра, и эта степь с ястребами в поднебесье, с океанами драгоценной тяжелой ржи, которую с таким нетерпением поджидал в осенние дни славный город Марсель?»
С 1942 года Сургучев возглавляет в Объединении русских деятелей литературы и искусства драматическую секцию, а также секцию писателей и журналистов. 
В те годы он говорит: «На земле существуют три сладчайших ремесла: сцена, газета и коллекционерство».
Илья Дмитриевич занимается скупкой антиквариата, приобретает книги, картины, иконы, но вещи никогда не были для него дороже живых существ. Он подбирал на улице бездомных животных, а во время бомбежек выбегал из квартиры с двумя котами и электрической лампой. Соседи удивлялись: неужели это у него самое дорогое?
Когда пришла нищета, писатель распродал весь свой антиквариат. После войны он в осеннюю слякоть ходил в стоптанных летних туфлях, без носков и в старом плаще. 
До конца жизни Сургучев оставался человеком глубокой веры, не ведающим корысти. Знакомые называли его «наш Микула Селянинович».
Николай Клименко, писатель и драматург, близко знавший Сургучева в годы эмиграции, писал о нем: «Плоть от плоти и кровь от крови своего народа, весь он был русский человек: талантливый, но скромный, грешивший, но искренно в том каявшийся, веривший по старинке».  

 

Людмила СЫПИНА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях