Поиск на сайте

 

Автору хотелось не только полюбоваться красотами замечательного полуострова, но и прочувствовать атмосферу, витающую на брегах Тавриды после бурных событий 2014 года

Одно дело - читать об этом в российских и украинских СМИ, другое - посмотреть всё своими глазами и услышать всё собственными ушами

Севастополь.


Переправа, переправа

Едем по Краснодарскому краю. Быстро сгущаются осенние сумерки. Ночь застает нас на подъезде к Краснодару. Дорога частично проходит по столице Кубани, и сияющие огнями крупные магазины и бизнес-центры наглядно демонстрируют, как мощно развивается этот город. Я не был в Краснодаре лет десять. За это время город изменился до неузнаваемости. Чувствуется не просто благополучие, но даже и кичливость от излишнего жирка.

Конечно, все это появилось благодаря географическому положению края, ставшего после распада СССР черноморским монополистом России. Но деньги, приносимые миллионами туристов, можно, в конце концов, и профукать, а можно разумно использовать себе во благо, что краснодарцы и сделали. Молодцы!

А вот и переправа. У моей спутницы Ларисы к этому месту особое отношение. В марте 2014 года ее сын Валера, служивший тогда в армии, переправлялся здесь на крымский берег в составе артиллерийской бригады. Потом они стояли в окрестностях Джанкоя, охраняя одну из дорог, по которой на полуостров можно попасть со стороны Украины. Вторая дорога проходит через Перекопский перешеек. По-другому попасть в Крым можно только морем.

Сейчас, после установленной Украиной блокады, полуостров фактически превратился в остров Крым. Присутствие здесь российских войск во время референдума Запад и Украина расценивают как военное вторжение, называя вхождение Крыма в состав России не иначе как аннексией.

Но, по словам Валеры, местное население встречало их доброжелательно. Сердобольные крымские женщины подкармливали солдатиков соленьями-вареньями, пирожками, даже борщами и ухой. К оккупантам так не относятся. А у парня в память о тех временах теперь есть медаль «За возвращение Крыма».

Автобус заезжает на так называемую накопительную площадку. Водитель собирает паспорта. Через некоторое время приносит их уже с билетами на паром. Уже непосредственно перед заездом на судно собирает билеты, на которых контролеры поставили штампики, свидетельствующие, что мы прошли процедуру осмотра. «Просвечивали» не только ручную кладь, но и багаж, который мы предварительно достали из автобуса. Наверное, в нынешней политической ситуации процедура не лишняя.

Плыли мы на греческом пароме «Протопорос». Ходят там и российские паромы. Суда огромные, вмещающие большое количество автобусов, фур и легковых машин. Наверху парома удобный салон для пассажиров, где можно посидеть на диванчиках, перекусить в буфетах. Хочешь, выходи на палубу и любуйся переправой.

В ту ночь дул сильный ветер, и паром покачивало на волнах. Бывает, что из-за сильных штормов переправу закрывают. Но нам повезло. Вся процедура перехода через Керченский пролив заняла около двух часов. Собственно плавание – минут сорок. Говорят, что летом здесь были большие очереди. Многие недовольны, как организована переправа. Но осенью этих проблем нет.

Нам показалось, что была проделана большая работа, чтобы снять напряженность и создать для людей комфортные условия. Но мы люди непритязательные. Может, для кого-то это и впрямь неудобства? Но слева по борту мы видели линию огней. Это строится мост через Керченский пролив. Скоро поводов для брюзжания станет меньше.

Ялта - самый фешенебельный курорт Крыма.


Из тьмы веков

Едем по Керчи. После Краснодара и даже небольших городков Кубани здесь полумрак. И вряд ли оттого, что за окном два часа ночи. Там, где светло, видны неровные тротуары, а автобус качает на ухабах сильней, чем паром по волнам  Керченского пролива.

Первые 20 километров дороги на Феодосию тоже испытание вестибулярного аппарата. Потом трасса стала лучше. В одном месте проезжали по участку, где велись ремонтные работы. Они не прекращаются даже ночью. Очевидно, что российские власти взялись за крымские дороги.

И вот конечный пункт нашего автобусного маршрута – Феодосия. Здесь мы собираемся остановиться у знакомых.

Керчь и Феодосия – одни из древнейших городов мира. Керчи почти три тысячи лет, Феодосии – 26 веков. Основаны города греками. Керчь называлась Пантикапей, а Феодосия – это ее исконное название. В  XIV  веке здесь правили генуэзцы, они дали городу имя Кафа. Эти древние города были и под властью Византии, и Османской империи.

Когда Крым вошел в состав Российской империи, древним городам полуострова вернули их греческие названия. И новые стали называть на греческий манер. Так появился Севастополь, что означает «город славы».  Позже он полностью оправдал свое название.

С именем Айвазовского

Жили в самом центре Феодосии, на улице Русской.  Если пойти налево, то до набережной три минуты хода. Там же картинная галерея имени Айвазовского, где представлено большое собрание его картин. А если пройти от нашей улицы направо, то через 20 метров дом-музей писателя-романтика Грина.

И культурная, и экономическая жизнь Феодосии связана с морем. И сама она появилась благодаря уютной бухте. Сюда заплыли на остатках потерпевшего крушение корабля древние греки. В честь своего спасения они называли это место Феодосия, что означает «Богом данная».

И генуэзцы выкупили этот город у турок-османов благодаря его географическому положению. Предприимчивые итальянцы богатели благодаря морской торговле. От тех времен в городе остались Башня Константина и крепость. Башня была чем-то вроде таможенного пункта. А в крепости генуэзцы укрывались от набегов турок, когда ссорились с ними, и вообще от всех, в жилах кого не текла итальянская кровь.

А в городе жили люди разных национальностей. Больше всего было греков, армян, крымских татар. Они могли днем посещать крепость. Но вечером обязаны были покинуть цитадель. Тех, кто не успел в назначенный час убраться, просто вешали. Времена были суровые.

Кафа была еще и центром работорговли. Здесь находился один из самых больших  невольничьих рынков Причерноморья. Генуэзцы тоже не брезговали работорговлей, предпочитая Христовым заповедям принцип  «деньги не пахнут».

Обо всем этом нам рассказывал водитель автокара Павел, который возит туристов по городу. Он и водила, и экскурсовод в одном лице. Такое сочетание распространено в Крыму.  Например, в Коктебеле мы плавали на кораблике вокруг горы Кара Даг, и капитан судна тоже выступал в роли экскурсовода.

А в Севастополе прекрасную экскурсию по бухте, где стоят военные корабли, провел капитан катера, на котором мы плыли. Все эти ребята явно не отягощены университетским образованием. Но ради своего маленького бизнеса и в силу любви к своей земле освоили профессию гида, и проводят прекрасные экскурсии. По-мужски лаконично, сдабривая речь изрядной долей юмора.

Но, конечно же, гордость Феодосии, ее любовь – это Иван Константинович Айвазовский. Этнический армянин, Ованнес Айвазян, он стал выдающимся художником-маринистом  ХIХ века. На многих его картинах изображена Феодосийская бухта и в штиль, и в бурю.

Айвазовский был не только художником Феодосии. Он был ее меценатом, попечителем, покровителем. На его средства  к городу провели водопровод. И сейчас там есть Фонтан Айвазовского, из которого раньше просто пили воду.

Айвазовский оставил городу значительную часть своих картин, которые находятся в галерее его имени. А само здание музея – это дом-дача семьи Айвазовских. Среди картин галереи есть и такая – «Прибытие поезда в Феодосию». На самом деле она написана за два года до того, как к Феодосии проложили железную дорогу. Но Айвазовский пофантазировал немного. Он мог себе это позволить, так как  и железная дорога, и вокзал строились преимущественно на его деньги.

Покоится прах великого художника на его родине, около древнего армянского храма. У надгробия всегда лежат живые цветы.

Автор этих строк на набережной в Ялте.


Рай земной

Мы побывали  в Коктебеле, местечке, которое стало знаменито благодаря художнику и поэту Максимилиану Волошину. В его домике на берегу моря бывали многие  выдающиеся люди русской культуры начала ХХ века. Память о них и о своем хозяине хранят стены этого дома, который стал музеем.

Величественная гора Кара Даг тоже одна из достопримечательностей Коктебеля. Потухший вулкан, много миллионов лет назад вознесшийся из морской пучины, торжественно красив.

Огибая его на кораблике, мы любовались волшебными видами. В какой-то момент к нам подплыла стайка дельфинов, подарив кучу прекрасных эмоций.  Фантастическая, дикая красота!

Не случайно в этих местах снималось много кинофильмов. В том числе и знаменитый «Человек-амфибия». Мимо пещеры «Морского дьявола» мы проплыли на кораблике, прошли сквозь скальную арку «Золотые ворота». Красота!

Потом проехали почти по всему побережью Крыма - от Феодосии до Севастополя. Несмотря на дождливый день, смогли полюбоваться пейзажами южного побережья. Погуляли по Ялте, в которой больше всего поразил чудесный воздух, настоянный на морских брызгах и хвое крымских сосен.

И везде по склонам гор – виноградники. Полей, привычных взору жителя Ставрополья, в южной части Крыма нет. Здесь бедные почвы, безводье. В таких условиях ничего, кроме винограда, расти не может. А ему чем хуже почва, тем лучше.

Я попробовал несколько сортов крымских вин и коньяков. Думаю, что по качеству они лучше наших ставропольских. К тому же они продаются повсеместно. А где вы видели на полках наших магазинов ставропольские вина? Все уходит куда-то в виде виноматериала, из-за чего край теряет большие деньги. По этой части мы явно уступаем и соседям-краснодарцам, и крымчанам.

В Крыму местное вино продается не просто везде, но обязательно в фирменных магазинах винзаводов. Разливного шмурдяка, как на краснодарском побережье, нет. Хочешь выпить на месте, тебе откроют бутылочку. Таким образом, почти стопроцентная гарантия, что ты пьешь настоящее вино. И цены нормальные, от 220 рублей за бутылку.

Легендарный Севастополь

Конечный пункт нашей поездки - легендарный Севастополь – гордость русских моряков. Обзорная экскурсия не позволила глубже познакомиться с этим замечательным городом, но и то, что увидели, вызвало чувство гордости за державу. В этом городе все дышит военной славой.

Проплыли на катере по бухте, где стоят у причалов военные корабли. Вдалеке видны очертания флагмана Черноморского флота - крейсера «Москва». Совсем недавно он бороздил просторы Средиземного моря у берегов Сирии. Чуть ближе стоят большие и малые противолодочные корабли, тральщики,  десантные корабли.

Капитан катера и по совместительству наш гид говорит, что значительная часть флота сейчас находится в походе, у берегов Сирии. Он обратил наше внимание на две подводные лодки. Они  недавно поступили на вооружение флота. Это те самые дизельные подлодки, которые практически невозможно обнаружить на глубине. С одной из них недавно был нанесен удар по террористам из подводного положения крылатой ракетой.

Глядя на всю эту мощь, гуляя по улочкам Севастополя, где на каждом шагу встречались люди в военной форме, я постоянно задавался вопросом: «А при чем здесь Украина?»

В поисках украинского духа

Как бы ни хотелось наслаждаться красотами Крыма, уйти от злободневных политических вопросов невозможно. Какое же наследие оставила Украина на полуострове? Что думают крымчане о своем недавнем прошлом и настоящем? Жалеют ли о своем выборе в 2014 году?

Я уже писал, что, попав на полуостров, сразу же ощутил разбитость тамошних дорог. А гуляя по Феодосии, только лишний раз убедился, что дороги в Крыму никуда не годные, как и тротуары. Удручающую картину добавляли обшарпанные фасады санаториев.

Что сразу бросалось в глаза - машин на этих дорогах раза в два меньше, чем в Ставрополе, например. Еще часто встречаются «шестерки», «семерки», которых в наших городах почти не осталось. Всё говорит о том, что живут в Крыму беднее, чем на Кавказе.

Цены на рынках и в магазинах точно такие же, как у нас. И жилье здесь сдают недорого. С нас взяли по 400 рублей с человека. Это вам не Сочи, где цены аховые на все!

Может, от того, что мы попали к закрытию сезона, но сложилось впечатление, что на курортах Крыма все скромнее и проще, чем на Кавказском побережье. И в этом есть особая прелесть. Как-то больше теплоты, что ли, в отношениях между людьми.

Наша хозяйка, Зоя Владимировна, художница, то есть человек тонко чувствующий, сразу дала понять: все, что связано с Украиной, для нее тягостные воспоминания. Ее сын, ныне российский офицер, когда пришла пора получать паспорт, уехал в Россию, чтоб «не портить себе биографию». Потом окончил военное училище в Санкт-Петербурге.

По дороге в Коктебель в автобусе я прислушивался к речам пенсионеров. Там о политике говорят больше, чем у нас. Чувствуется, что еще не остыли эмоции от перемен. Несмотря на то что слышались реплики, мол, чиновники везде одинаковые, а став российскими, местные не сильно изменились в лучшую сторону, при этом правильность выбора быть с Россией под сомнение не ставилась.

На рынке я видел на палатках торговцев портреты Владимира Путина. Явно вывешены по доброй воле.

О том, что в Крыму украинской речи не услышишь, я знал и  раньше, побывав там в 80-е годы. Ничего не изменилось за  35 лет. Как ни пытались украинизировать местное население власти Незалежной, но потерпели на этом поприще полный провал.

А как насчет засланцев с Западной Украины, которые должны были украинизировать Крым? Наверное, такое явление было, но, скорее всего, оно носило больше экономический характер. Люди ехали сюда в поисках работы, с которой в Галиции трудно.

Сепаратист

Одного из таких переселенцев мы случайно встретили в Коктебеле. Он сам затронул нас, будучи в легком подпитии. Я, проживший 23 года во Львовской области, сразу заметил знакомый акцентик.

- Часом нэ с Захиднои Украины будэтэ?

Ярослав оказался уроженцем Турковского района Львовской области, в подтверждение чего даже паспорт показал. Паспорт, кстати, российский. Мы «порозмовлялы трохы по-западенски» (я еще не забыл до конца). Ярославу это понравилось. Мне тоже, молодость вспомнил. Хотя всю жизнь говорю по-русски, но ни разу не пожалел, что знаю украинский. Зная язык, легче понять характер народа. У западных украинцев есть и свои достоинства, и свои недостатки, как у всех народов. А то, что они стали заправлять на Украине, это не их заслуга или вина. Этот проект написан в других странах.

Ярослав, кстати, стал жертвой этого проекта. Его родня, раздраконенная пропагандой, не желает иметь с ним дела. Родной брат называет его исключительно москальским запроданцем и сепаратистом. А ему в Крыму живется, видимо, неплохо. Никто бандеровцем не обзывает, у него даже свой маленький бизнес имеется.

А в Феодосии нам рассказали, как в 2006 году по соглашению с Ющенко на побережье пытался высадиться американский морской контингент. Жители встретили его массовыми протестами. В военном санатории, куда поселили американцев, тут же были отключены свет и вода. А пытавшихся выйти в город «по гражданке» отчаянных англо-саксов местные, не менее отчаянные ребята тут же вычисляли по каким-то признакам и наставляли на путь истинный - вон!

Попытка повторилась в 2008 году. Тогда  тысячи феодосийцев вышли на набережную и не позволили непрошеным гостям даже ступить на свою землю. А то, что они были приглашены украинской властью, только подливало масла в огонь. Это была не их власть.

Какая Украина, какой украинский дух? Его здесь сроду не было. А русский никогда и не выветривался, несмотря ни на какие шторма.

Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Иващенков (не проверено)
Аватар пользователя Иващенков

Молодец, автор. Прогиб засчитан.

Добавить комментарий