Поиск на сайте

Ректор Ставропольского медицинского университета Владимир Кошель делится с читателями «Открытой» планами на 2017 год

Уходящий 2016 год оказался очень богат на хорошие новости для вузовской жизни Ставрополья. Начался он с того, что благотворительный фонд Владимира Потанина по итогам жесткого конкурса выделил 23 ставропольских студента и молодых ученых, которые теперь получают премиальные стипендии и гранты на реализацию научных идей.
Среди них, скажем, доцент кафедры «Теория и история государства и права» СКФУ, кандидат философских наук Эльвира Майборода и специалист отдела организации учебного процесса СтГАУ, кандидат экономических наук Станислав Молчаненко.
В уходящем году многие ученые – как молодые, так и уже состоявшиеся – получили различные гранты на поддержку своих исследований в самых перспективных направлениях. Только именных президентских грантов удостоились сразу 11 краевых исследователей – такого богатого «урожая» на Ставрополье не было никогда!
Скажем, от Ставропольского медицинского университета (СтГМУ) это Александр Качанов, который разрабатывает новые способы лечения новорожденных с хирургическими болезнями брюшной полости.
Впервые получил президентский грант и сотрудник Всероссийского НИИ кукурузы из Пятигорска: Владимир Мартиросян разрабатывает функциональные пищевые продукты из зерна гибридов кукурузы отечественной селекции.
Отметили на президентском уровне и коллектив научной школы по проблемам демографии (ее возглавляет профессор СКФУ Виталий Белозеров), который за счет финансовой поддержки Москвы будет заниматься изучением иностранных мигрантов.
Обладателями грантов от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2016 году стали ученые-физики СКФУ под руководством профессора Юрия Диканского, которые работают над созданием «умных» материалов с управляемыми свойствами.
Получил грант РФФИ и химик Николай Аксенов из СКФУ, который вместе с коллегами-медиками разрабатывает новые методы синтеза «полезных» молекул (которые, например, можно использовать в качестве лекарства от рака).
Или вот, скажем, молодой ученый Иван Чуксин оказался единственным на Ставрополье, чей проект поддержали в фонде «Сколково»: он выращивает картофель методом аэропоники (это когда саженцы прорастают в буквальном смысле в воздухе без использования почвы).
Обо всех этих успехах «Открытая» откровенно разговаривает с ректорами ведущих вузов Ставрополья. Так, в прошлом номере нашей газете дал интервью ректор Ставропольского аграрного университета, академик РАН Владимир Трухачев. 2017 год мы начнем с беседы с Алиной Левитской, которая возглавляет СКФУ.
Сегодня же мы подводим итоги уходящего года вместе с ректором Ставропольского медицинского университета Владимиром КОШЕЛЕМ (на фото).

– Владимир Иванович, практически год прошел с момента создания научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский», который объединил все медвузы федерального округа. Само слово «кластер» для большинства жителей мудреное. Вот как бы вы объяснили рядовому пациенту, какова цель этой реформы?

– Идея объединения медицинских вузов в научно-образовательные кластеры принадлежит Министерству здравоохранения РФ. Всего таких кластеров было создано 13, и в каждом приказом министра определены вузы-координаторы.

В наш кластер было первоначально включено три вуза – Ставропольский университет, а также медакадемии Северной Осетии и Дагестана. И сразу же возникло решение расширить этот список, были проведены переговоры на уровне министров здравоохранения всех регионов Северного Кавказа.

И с разрешения министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой сегодня в нашем кластере также и «классические» вузы из Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, где есть медицинские факультеты. И, конечно, Пятигорский медико-фармацевтический институт (это филиал Волгоградского медуниверситета).

– Все они – равноправные члены объединения?

– Даже наш статус вуза-координатора не дает нам никакого преимущества перед коллегами. Мы осуществляем организационно-методическое сопровождение работы кластера. Сразу после создания кластера коллегиально было принято решение о распределении ответственности по направлениям деятельности среди его участников. Основная цель при этом – координация работы, обмен опытом по учебной, лечебной, воспитательной, международной деятельности, решение общих задач.

– Ставрополью, конечно, есть чем похвастаться перед коллегами из соседних республик?

– Не скрою, есть. Скажем, мы в нашем вузе еще два года назад ввели на первом курсе экзамен по химии, что позволило еще жестче оценивать, скажем так, случайно поступивших в вуз студентов.

А с этого года мы впервые с введения ЕГЭ вернули и вступительный экзамен. Это дополнительное профессиональное испытание: комплекс тестов и заданий по некоторым разделам общей биологии, анатомии и физиологии человека, генетике...

Все, разумеется, в рамках школьной программы, но именно то, что необходимо для будущего врача. Мы успешно прошли лицензирование и все проверки. Все-таки, когда речь идет о выборе такой профессии, как врач, важно не только то, что абитуриент хочет им стать, но и может.

И мы реально видим, что набор студентов сегодня более качественный. Первокурсникам этого года впервые в истории вуза повезло, на праздник посвящения студентов лично пришел губернатор. Конечно, были и все деканы, заведующие кафедр. И, поверьте, очень приятно было смотреть в зал, ведь большинство из этих ребят мы уже видели. И это совсем не то ощущение, как было еще в прошлом году, когда заходишь в зал с мыслью: ну кого же нам бог послал по итогам ЕГЭ?..

– И эти новшества, видимо, вы готовы предложить другим вузам Северного Кавказа, входящим в кластер?

– Речь, конечно, идет, не только об обмене конкретными наработками. Например, мы будем всячески поддерживать академическую мобильность, чтобы профессора из разных вузов приезжали в соседние регионы читать лекции по своей специализации, чтобы студенты выезжали на практику в другие республики.

Я, например, главный внештатный оториноларинголог Минздрава по Северному Кавказу. И хорошо знаю, что очень сильная ЛОР-школа в Дагестане. Уверен, многие мои коллеги из Ставропольского края готовы были бы повышать квалификацию именно здесь.

Но чтобы обеспечить академический обмен, необходимо, чтобы уровень преподавания в разных вузах не сильно отличался. И чтобы незначительно различались образовательные программы. Собственно, мы сегодня к этому движемся в том числе, например, за счет активного внедрения симуляционных центров.

– Кстати, совсем недавно в Ставрополе открылся перинатальный центр, и там ведь ваш вуз получил отличную базу для нового симуляционного комплекса.

– Действительно, нам выделили помещения площадью 550 кв.м, где есть роботы-симуляторы роженицы, новорожденного и недоношенного ребенка. Эта учебная комната максимально приближена к реальному родзалу, здесь могут обучаться студенты, ординаторы, медсестры, врачи разных специальностей – акушер-гинеколог, неонатолог, педиатр.

Причем симуляторы совмещаются с реальным высокотехнологичным оборудованием: это в том числе система искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и акушерские кровати с пневмоприводом. И в рамках нашего кластера студент или врач, скажем, из Дагестана или Карачаево-Черкесии сможет приехать в перинатальный центр в Ставрополь для практического обучения.

Практическая ориентация обучения – это очень важно! Мы учим наших ребят не ради оценок, а ради реальных навыков. Покажу на примере, о чем я говорю. Недавно наши студенты были в Санкт-Петербурге на Всероссийской олимпиаде и после мероприятия пошли вечером в театр.

Прямо на спектакле пожилой зрительнице стало плохо, у нее произошла внезапная остановка дыхания. И наши ребята не растерялись, прямо в зрительном зале они провели сердечно-легочную реанимацию и спасли женщину!

– Владимир Иванович, когда перинатальный центр только начинали строить, столько споров было: мол, а откуда столько новых врачей взять?!

– Мы для центра дали 11 человек: заместители главврача и заведующие отделениями – это сотрудники университета, то есть совмещают лечебную, учебную и научную работу. На мой взгляд, это единственно правильное решение для подготовки медика.

Сегодня у нас со всеми крупными медицинскими организациями заключены договоры, чтобы преподаватели наших клинических кафедр, которые там базируются, имели право вести прием. А ведь еще три года назад у ассистента или доцента кафедры такой возможности не было – порою к пациентам их просто не пускали.

То есть почти за десять лет выросло целое поколение преподавателей, которые практически не занимались лечебной работой.

– Наверное, это одна из причин тех кадровых проблем, которые мы сегодня наблюдаем в здравоохранении?

– Каковы бы ни были причины кадровой проблемы, мы совместно с министерством здравоохранения ее постепенно решаем. Например, программа «Земский доктор» (по привлечению молодых врачей в сельские больницы. – Прим. ред.) в Ставропольском крае признана одной из лучших в России. В этом году более половины первокурсников поступили в наш университет по целевому набору.

Вот где у нас, в каких районах, как считается, самые большие проблемы?

– На востоке Ставрополья, конечно.

– Так вот, мы за последние годы только из Нефтекумского района приняли 76 студентов по целевому набору. То есть после обучения они будут обязаны вернуться на работу в район.

Конечно, никто не говорит о возврате к советской системе распределения, но мы с каждым годом все жестче привязаны к плановым показателям, в том числе по подготовке кадров.

Государство не дает бюджетных мест для таких популярных специальностей, где и так переизбыток, как, скажем, дерматовенерология. В то же время за счет наличия бюджетных мест стимулируется приток людей туда, где остро нужны специалисты, – например, в рентгенологию или патологическую анатомию.

Целевой прием – это только один из механизмов решения кадровой проблемы. Для каждого нашего выпускника мы выстраиваем индивидуальные траектории. Вернувшись в свое село, он будет своего рода семейным доктором: он всех соседей уже с детства знает, знает их семейный анамнез…

– А какой сейчас процент трудоустройства ваших выпускников по профессии?

– Мы недавно этот вопрос поднимали на нашем ученом совете. Так что могу поделиться самыми свежими цифрами – трудоустроено более 80% ребят. Но реально цифра еще выше, ведь мы не учитываем, скажем так, смежные отрасли (например, если наши выпускники работают медицинскими представителями фармацевтических компаний).

С будущего года у нас начнется внедрение нового для Ставропольского края института – тьюторства, или наставничества. Это же наши дети, мы выпускаем их в большую жизнь и несем за них полную ответственность!

Мы хотим, чтобы наши выпускники имели возможность обратиться к своим учителям и получить в режиме «онлайн» помощь в сложных клинических случаях. Это будет работать примерно как телефон «горячей линии»: скажем, чтобы молодой ЛОР-врач из района мог позвонить мне в любое время и получить консультацию.

– Владимир Иванович, еще весной губернатор, посещая ваш вуз, объявил журналистам о грядущем расширении Ставропольского медуниверситета. Рассказал о том, что уже выделена земля под это расширение в Михайловске. А что к настоящему дню реально сделано?

– При поддержке губернатора мы стали в 2016 году обладателями земельного участка в новом жилом районе «Центральный» в Михайловске площадью 10 гектаров. И это при том, что на протяжении всего нашего существования у вуза было всего 7,5 гектара (включая даже Сочи, где у нас есть своя база «Якорная щель»). То есть для университета это колоссальный задел для работы!

Планов, конечно, много. Скажем, мы хотели бы разместить здесь новые учебные корпуса для института последипломного образования, спортивные сооружения (в том числе бассейн в рамках федерального партийного проекта «500 бассейнов»). Из того, что уже точно будет построено здесь в будущем году, – это гостиница на 16 номеров и лаборатория по изучению микробиоты.

– Давайте поясним нашему читателю, что это такое.

– Микробиота – это тот комплекс микроорганизмов, которые живут в человеческом теле, в основном на слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта. И эти «родные» микроорганизмы помогают нам бороться за иммунитет. Но при этом микробиота очень чувствительна, скажем, к хирургическим вмешательствам или применению антибиотиков.

Ее можно сравнить с лесом. Представьте, что его вырубили или сожгли, и на его месте начинает расти совершенно новый лес, непохожий на предыдущий. Именно поэтому после курса антибиотиков, когда меняется своя, родная, микробиота, человек так долго восстанавливает иммунитет.

Что предлагаем мы? Сделать посев микроорганизмов со слизистой оболочки, вырастить их клоны, а затем обернуть в удобную оболочку (например, в виде капсулы)… и вернуть их пациенту. И это будет намного более эффективная и здоровая альтернатива антибиотикам. Такие исследования, поверьте, не очень дорогие.

– Но даже если они недорогие, понятно, что вуз только за счет собственных средств такую лабораторию не сможет построить и оснастить.

– Мы хотим привлечь инвестора по принципу государственно-частного партнерства. То есть он строит нам здание и оснащает его, но при этом лаборатория будет принадлежать вузу, а вот конечный интеллектуальный продукт – уже частично университету, частично – инвестору.

Моя задача как ректора – сделать так, чтобы наши сотрудники зарабатывали. И у нас сейчас прорабатываются и другие предложения. Например, мы хотим провести комплексную экологическую экспертизу Невинномысска, Кочубеевского района, Буденновска и Буденновского района.

Нам нужно не просто оценить ситуацию с экологией и заболеваемостью, но и разработать практические рекомендации по профилактике заболеваний в системе организации здравоохранения. И в этом вопросе мы нашли полное взаимопонимание в правительстве.

Такие исследования обеспечат дополнительную загрузку наших лабораторий и вивария (мы, кстати, сейчас его капитально ремонтируем, после чего он будет соответствовать всем европейским требованиям) и, чего греха таить, дополнительный заработок для наших сотрудников.

– Перинатальный центр, который строился два года, наконец-то открыт. А новых больших строек на Ставрополье пока не предвидится. Какие же, на ваш взгляд, будут драйверы роста для здравоохранения края в ближайшие годы?

– Ну а как же вы забыли о поликлинике в Юго-Западном районе, там ведь будет станция скорой и неотложной помощи, травмпункт, великолепное диагностическое оборудование! Поликлиника сейчас готова на 90%, она откроется в будущем году. В ней будут размещены учебные комнаты для занятий с обучающимися, и наши сотрудники станут работать в качестве врачей.

В поликлинике мы намерены разместить нашу новую кафедру медицинской радиологии, помещения которой сегодня разбросаны по нескольким базам. Радиология – это очень востребованная сегодня специальность. Должен сказать, что иностранные студенты проявляют большой интерес к этой дисциплине.

Недавно делегация СтГМУ была в индийском городе Мадрасе с 6 миллионами населения. Мы посетили одну из клиник, и там радиологическое оснащение (магнито-резонансные, компьютерные томографы, рентгеновские аппараты) примерно такое же, как в нашей краевой больнице. А в Мадрасе таких больниц – 26! Представляете, насколько востребованы эти специалисты?!

– А каковы, на ваш взгляд, перспективы создания нового медицинского университета на Кавминводах, который Минкавказа намерен открыть в бальнеологическом кластере? Там ведь каждый год собираются выпускать 300-350 медиков!

– Я считаю, что наш научно-образовательный кластер абсолютно достаточен и обеспечивает подготовку специалистов для Северного Кавказа в нужных объемах!

В прошлом году мы провели подсчет: количество абитуриентов с Северного Кавказа, которые обучаются на медицинских специальностях за пределами СКФО и ЮФО, – более 250.

То есть не нужно никого дополнительно принимать, просто можно вернуть этих ребят сюда. Для этого, кстати, мы готовы создать на своей базе Северо-Кавказский федеральный медицинский университет. И в этом нашли полную поддержку губернатора.

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

Вехи развития СтГМУ в 2016 году

Январь – на международном студенческом фестивале «Интересный клинический случай» победу в номинации «Лучший видеоролик» одержали студенты вуза.
Февраль – первое заседание координационного совета научно-образовательного медкластера «Северо-Кавказский».
Февраль – открылся обновленный после реконструкции спортзал физкультурно-оздоровительного комплекса (ул. Тухачевского).
Март – для англоязычных студентов начался цикл телеконференций и лекционных курсов, которые читают профессора из Германии и Великобритании.
Апрель – в стоматологической поликлинике открылся кабинет компьютерной томографии (панорамный томограф позволяет делать 3D-снимки всей полости рта).
Май – в клинике эндоскопической и малоинвазивной хирургии начали проводить челюстно-лицевые операции.
Июнь-июль – прошла первая в истории вуза аккредитация выпускников (пока только стоматологов) на базе недавно открытого аккредитационного центра.
Июль – открылась новая поликлиника при клинике микрохирургии глаза, оснащенной в том числе томографом (со сканером глазного дна).
Октябрь – широко отмечалось 110-летие выдающего цитолога, хирурга и травматолога Михаила Макарова.
Октябрь – университет принял международную конференцию по курортной медицине, реабилитации и медицинской профилактике (более 600 участников).
Ноябрь – восемь студентов вуза стали лауреатами международного конкурса анатомического рисунка «Везалиус-2016».
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях