Поиск на сайте

Читатель  «Открытой» выступает с общественной инициативой по наведению порядка в здравоохранении России 

Взгляд со стороны пациентов

«Заработала» абсцесс в процедурном кабинете 

Здравствуйте, уважаемая редакция! Прежде чем перейти к главной теме - размышлениям о драматической ситуации, которая сложилась в отечественном здравоохранении, расскажу небольшой эпизод из истории непростых «взаимоотношений» моей семьи с невинномысской медициной, которые и побудили меня взяться за перо. 

Мою маму, которая переехала в город химиков в 2006-м,  первый раз госпитализировали уже через год с диагнозом «постинъекционный абсцесс правой ягодицы». 

За несколько недель до этого маме удалили катаракту. Операция прошла без осложнений, но потом были назначены внутримышечные уколы, которые делали в процедурном кабинете. 

Тогда-то и начался воспалительный процесс, переросший в абсцесс. Причем покраснение и уплотнение появились еще во время пребывания мамы в офтальмологии. 

Моя сестра, ухаживавшая за ней, обратилась к лечащему врачу, но тот сказал: мол, ничего страшного, нарисуйте йодную сеточку - и все пройдет. 

Не прошло. Абсцесс увеличился до огромных размеров, так что маме пришлось делать операцию. А причина - откровенно халатное отношение медицинского персонала к своим обязанностям. 

Процедурная медсестра мало того, что не меняла перчатки после инъекций очередному пациенту, но в них же заполняла журналы, закрывала дверь кабинета. При вскрытии упаковки одноразового шприца она уронила его на пол, в тех же перчатках насадила иглу на шприц и сделала укол. 

Вот из-за таких «мелочей» развиваются ситуации, угрожающие жизни пациентов. 

Вы скажете, это было много лет назад, с тех пор все поменялось. Не соглашусь. Не так давно я сам сдавал кровь в местной поликлинике и наблюдал ту же самую картину (у меня есть видеозапись). 

Медсестра в нарушение всех санитарных норм перед следующим пациентом не меняет перчаток, в них же заполняет журнал, перебирает коробки, что-то роняет на пол, подбирает и делает внутримышечную инъекцию. 

И подобные картинки в поликлиничном быту встречаются сплошь и рядом! 

Врачей защищает минздрав. Пациентов - никто 

В результате наша жизнь, жизнь наших близких ставится под угрозу. А когда случается страшное, родные не могут добиться справедливого расследования и наказания виновных, потому что в дело вступает «корпоративная солидарность». 

Интересы медицинского сообщества худо-бедно защищает Министерство здравоохранения и не так давно созданная Национальная медицинская палата под руководством всемирно известного детского врача Льва Рошаля. 

А кто официально, на государственном уровне, защищает интересы рядовых пациентов? Никто. 

Необходим государственный институт защиты прав граждан в медицинской сфере. Первое, что я предлагаю: ввести должность уполномоченного по правам пациентов при президенте РФ. 

Именно к нему могли бы обратиться граждане, столкнувшись с нарушением прав в здравоохранении. Росздравнадзор, который по закону должен расследовать подобные происшествия и защищать права пациента, зачастую подходит к этому вопросу формально. 

Во-первых, у него множество обязанностей и защита интересов пациентов далеко не главная. 

Во-вторых, это подведомственная Минздраву организация. Специалисты, работающие в ней (по сути, те же врачи), склонны к корпоративной солидарности, поэтому нередко отделываются отписками на жалобы пациентов. 

По сути, на государственном уровне никто не занимается сбором, систематизацией и анализом информации о нарушениях в медицинских учреждениях. Эту функцию мог бы взять на себя аппарат уполномоченного по правам пациентов. 

Цифровая медкарта: не потерять и не подделать 

Следующий шаг на пути выздоровления нашей медицины: сделать медицинский документооборот независимым, юридически корректным, исключить возможность вносить изменения задним числом. 

Сегодня правительство вкладывает немалые деньги в информатизацию системы здравоохранения, чтобы получить удобный, гибкий, объективный и оперативный инструмент. 

Но если контроль и администрирование этой системы будет осуществлять минздрав, боюсь, государство получит лишь «кривое зеркало», которое будет искажать или замалчивать истинное положение дел. 

Поэтому право администрирования серверов должна иметь только  специальная, независимая от минздрава госслужба. Право записи в медицинские карты получит только лицензированный врач с индивидуальной цифровой подписью. 

Это очень удобно: такая карта не потеряется, она доступна из любого места, ее невозможно подделать. 

Очень помог бы навести порядок в лечебных учреждениях технический контроль. Сейчас камеры установлены практически во всех больницах и поликлиниках, и следят они исключительно за пациентами. 

Однако прежде всего видеонаблюдение необходимо в помещениях, где производят забор крови, вводят инъекции, оказывают стоматологическую помощь, стерилизуют и дезинфицируют многоразовое оборудование, зонды, инструменты... 

Тогда пациент, обращаясь за этими видами помощи, будет спокоен, что здесь его не заразят опасной инфекцией. 

Зарплата медиков не мотивируется 

Нам (обществу) нужно, чтобы нас качественно лечили профессионально подготовленные, добросовестные врачи. При этом они должны быть социально благополучны, уровень оплаты их труда должен быть достойным, чтобы они могли нормально содержать свою семью и не смотреть пациенту в карман. 

Материальная заинтересованность врачей госучреждений в конечном результате лечения - ключевое звено в повышении качества здравоохранения. 

При сегодняшней системе оплаты труда, когда она в основном зависит от формальных показателей - количества принятых пациентов, времени, проведенного на работе, квалификации и т. д. - у врача нет нужды (да и возможности!) вникать в суть заболевания каждого больного, тратя на это время и силы. 

Он назначает лечение, которое купирует симптомы, взаимосвязь с другими заболеваниями старается не рассматривать. Ему просто невыгодно распутывать весь клубок болезни! 

Чтобы здравоохранение стало эффективным, труд врача нужно оплачивать достойно. При этом государственное финансирование должно идти через пациента. 

Пациент выбирает, где лечиться, кому доверять свою жизнь и здоровье. 

Врач конкурирует за пациента, доказывая делом, что он эффективнее других. 

Именно тогда он не на словах, а на деле будет заинтересован в качественном лечении. 

Так в медицине появится конкурентная и правовая среда, которая будет стимулировать появление новых идей, технологий, улучшать качество медицинского обслуживания и, что важно, побуждать студентов-медиков получать реальные знания, а не покупать оценки. 

Сокращать надо не медиков, а чиновников 

В поликлиниках мы повсеместно сталкиваемся с ситуацией, когда для платного приема есть и время, и специалисты, и оборудование, а для бесплатного - нет. 

Разрешение оказывать платные медицинские услуги в государственных лечебных учреждениях, по сути, легализовало врачебные поборы и стало официальным средством шантажа граждан: платно вы можете получить услугу хоть сейчас, бесплатно - ждите два месяца. 

Я убежден, медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях должна быть только бесплатной! 

Недавно вся страна наблюдала, как в селах сокращались фельдшерско-акушерские пункты, в городах ликвидировались целые отделения в больницах, а то и сами больницы. Рядовым медработникам, попавшим под сокращение, пришлось искать новую работу. 

Зато медицинских чиновников меньше не стало. Не говоря уж об их зарплатах, которые только увеличились. 

Я считаю, сокращать нужно не медицинский персонал, а чиновничий аппарат. Например, упразднить региональные министерства, преобразовав их в департаменты здравоохранения с прямым подчинением федеральному министерству. 

Вот это была бы реальная оптимизация! 

Химическим суррогатам не место на столе 

Последний пункт моей «программы» напрямую не связан с медициной, но жизненно необходим, если государство реально заботится о здоровье населения, - это производство экологически чистых продуктов питания. 

Онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет - болезни-лидеры по уровню смертности во всем мире. 

Ученые разных стран единогласны во мнении: во взрывном росте этих недугов виновата не только плохая экология, вредные привычки, малоподвижный образ жизни граждан, но и массовое применение антибиотиков в сельском хозяйстве, всевозможных химических добавок - в производстве продуктов питания. 

Продукты питания должны быть продуктами питания, а не химическими суррогатами - смесью антибиотиков, гормонов роста, загустителей, подсластителей, красителей, эмульгаторов, стабилизаторов, трансжиров, консервантов и т.д. 

Сколько бы люди ни занимались спортом, ни вели здоровый образ жизни, как бы хорошо их ни лечили - все усилия будут тщетны без здорового питания. 

Необходимо разработать поэтапную программу перехода пищевой промышленности на производство экологически чистых продуктов. За основу можно  взять, к примеру, ГОСТы СССР. 

В настоящее время государство планирует выделить на здравоохранение огромные деньги - триллионы рублей. Но без изменения существующей системы здравоохранения, эффект будет минимальный. 

Нужно сделать российскую систему здравоохранения более человечной. Тогда страна обретет новую медицину, новые смыслы, и будет совершен национальный прорыв в здравоохранении. 

Сергей КАЖАЕВ 
Невинномысск 
 

От редакции 

Если вы согласны с предложениями Сергея Кажаева, голосуйте за его инициативу на портале «Российская общественная инициатива». 
Хотите поспорить с автором или поддержать его? Пишите в «Открытую»! 
 
 
 

Комментарии

А.Н.Крячко (не проверено)
Аватар пользователя А.Н.Крячко

Есть еще предложение: вместе с полисом ОМС страховым компаниям выдавать банковские карты, целевые счета которых привязывать к счёту полиса.
Так будет справедливо и самое главное даст возможность пациентам выбора медицинской организации, конкретного доктора и позволит мгновенно определить эффективность и целесообразность деятельности многих врачей и медорганизаций.
Имея на руках банковскую карту мы же сами выбираем торговое предприятие и тех, кому готовы заплатить свои кровные за товары и услуги.
А сегодня пациенты словно заложники у системы медпомощи.
И стоит напомнить, что при отвратительной организации первичного звена в отрасли здравоохранения, страховые компании оплачивают с наших полисов ОМС очень приличные деньги поликлиникам и больницам. Эту информацию элементарно можно узнать в личном кабинете страховой компании.
А ведь тарифы и расценки в бюджетных медорганизациях сопоставимы стоимости аналогичных услуг и медпомощи в частных клиниках.
Я уже не говорю о банальнейшем хамстве медперсонала в бюджетных поликлиниках.
И еще: весь хаос там рукотворный.
Рукотворный и министерством, и организаторами здравоохранения в городах и районах, и самими врачами. Это прочная и корпоративная система по освоению громадных бюджетных денег.
Говорю это совершенно ответственно.
Идёт мощное освоение бюджетных средств, но цель у этого совсем не забота о здоровье населения и застрахованных лиц .
Очень подробно про мой опыт здесь https://ankryachko.livejournal.com/tag/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0...
В течение трёх лет собираю факты и документы по теме диспансеризации.
Пока вывод один: всё, что шестой год говорят губернатор Владимиров и профильный министр Мажаров по этой теме совершенно не соответствует реальному положению дел на местах.
Это ни что иное как преступное враньё.
Почему преступное?
Потому что деньги из бюджета уходят немалые, но если вникнуть в структуру расходов, то станет понятно - эти деньги уходят на цели очень далекие от нужд и потребностей подавляющего большинства жителей края.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях