Поиск на сайте

 

 

«Ставрополь стал наукоградом. Да здравствует Ставрополь!» - воскликнул профессор Московского физико-технического института, вручая ставропольским школьникам награды на Всероссийской научной конференции молодых исследователей, состоявшейся в апреле этого года.
На прошедшей неделе наш город оправдал высокую оценку профессора: на базе Малой академии наук Ставропольского дворца детского творчества прошло соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее», на которое съехались умники и умницы из Астраханской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, республик Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия и Северная Осетия–Алания. О результатах главного научного мероприятия года рассказывает заведующая отделом Малой академии наук Татьяна ТАРТЫШЕВА.

- Татьяна Васильевна, что из себя представляет программа «Шаг в будущее»?
- Эта программа родилась шестнадцать лет назад в стенах Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана для того, чтобы объединять и привлекать к исследовательской деятельности молодых людей, увлеченных наукой и инженерным творчеством. Ежегодно программа «Шаг в будущее» проводит около 700 научных мероприятий по всей России: от Калининграда на западе до Анадыря на востоке, и от Мурманска на севере до Дербента на юге.
Образно говоря, «Шаг в будущее» - это сеть, которая, накрывая всю страну, помогает вылавливать талантливых детей из самых отдаленных уголков страны. К примеру, на нашем соревновании первое место в номинации «Математика» эксперты единогласно присудили Залине Танделовой и Белле Попеско из маленького осетинского села Октябрьское. И теперь девочки в числе восьми победителей поедут на Всероссийскую выставку «Шаг в будущее» в Москву. А если станут там лауреатами, смогут на льготных условиях поступить в любой вуз страны.
- Кроме шанса на льготное поступление в престижный вуз, что дает молодому исследователю участие в таких мероприятиях?
- Самое главное, что на таких соревнованиях ребенок из самого маленького провинциального городка, поселка или аула может пообщаться с учеными ведущих российских вузов, познакомиться со своими сверстниками из крупных мегаполисов, убедиться, что он не хуже других, что он тоже может творить, изобретать, размышлять, и кому-то это будет интересно.
Конечно, не все из этих ребят пойдут в науку, но в любом случае научные секции и кружки - это замечательная школа жизни. Дети здесь не только получают знания, но и учатся избегать однозначных оценок, не пасовать перед авторитетами, спокойно реагировать на критику.
- А как можно оценить практическую значимость детских исследований?
- Программа «Шаг в будущее» изначально ориентирует ребят на практическую направленность научных работ. За последние несколько лет юные участники программы зарегистрировали около 200 патентов, получили более 150 свидетельств на полезные модели, опубликовали почти 4000 научных работ.
Для того чтобы дать представление о практических результатах нашей выставки, достаточно назвать темы нескольких лауреатских работ. Дипломант первой степени в номинации «Техника и инженерное дело» нальчанин Максим Новиков разработал модель вертолета с электростатическим приводом.
Изобретение его земляка Ислама Хагажеева, занявшего в той же номинации третье место, - устройство управления огнем ракетной установки - с успехом прошло испытания в Кабардино-Балкарском высокогорном геофизическом институте.
А исследования по предпосевной обработке семян краснодарцев Александра Чуйкина и Сергея Кравченко, занявших первое и третье места в номинации «Биологические науки», уже сегодня могут быть использованы в сельском хозяйстве региона.
Поэтому, я думаю, член экспертного совета, профессор МГТУ им. Баумана Геннадий Тимофеев не преувеличивал, когда говорил, что результаты большинства представленных на выставке работ можно применять на практике и получать реальную экономическую прибыль.
- А что можно в целом сказать о детской исследовательской мысли в крае? Падает или растет интерес школьников к научным дисциплинам?
- В конце 80-х- 90-е годы, когда на базе Дворца детского творчества была создана Малая академия наук, мы наблюдали огромный подъем детской научно-исследовательской мысли. Школьники, как губка, впитывали то физико-лирическое состояние, в котором пребывали мы - взрослые. А потом детей, как и все общество, захлестнула мода на экономические и юридические специальности, и они стали уходить из фундаментальных наук - физики и математики. Еще пару лет назад на вопрос о том, радует или огорчает меня развитие детской научной мысли в крае, я бы ответила, что скорее огорчает. Но сегодня школьники снова потянулись в естественные, физико-математические и инженерные науки. Пока это тоненький ручеек, но главное, что он появился.
Немного грустно оттого, что из детских исследований ушла научная романтика. Появилось больше прагматизма, но, может быть, это не так уж и плохо.

О науке рассуждают молодые ученые

Игорь РОГОВ, ученик 10-го класса лицея №14, Ставрополь:
– Мне очень нравится физика. Для кого-то это лишь непонятные формулы и непроизносимые термины, а для меня – самая увлекательная в мире наука. Сейчас я работаю над темой «Магнитный двигатель для искусственного спутника Земли». Хотя такие двигатели уже использовались на «Союзе» и оказались невостребованными, я думаю, будущее все же за ними, потому что это эффективная и экономичная альтернатива двигателям реактивным.
Я надеюсь, что когда-нибудь я смогу изобрести что-то действительно полезное и важное для России. А пока мечтаю получить хорошее образование, лучший вариант – в МГТУ имени Баумана.
Сергей КРАВЧЕНКО, ученик 10-го класса гимназии №18, Краснодар:
– Сколько помню себя, я всегда был увлечен наукой, причем не какой-то одной дисциплиной, а всеми сразу. Я еще ходил в детский сад, а у меня уже был собственный микроскоп, под которым я рассматривал все, что попадало в поле моего зрения – капли воды из аквариума, клочки бумаги, корешки растений, собственные пальцы. Позже родители подарили мне более мощный микроскоп, и тут я развернулся «по-взрослому» – стал изучать клетки животных, срезы органов и пыльцу растений.
Честно признаюсь, в классе сначала немного подтрунивали над моими увлечениями. Но когда я начал показывать результаты работы (мое самое большое достижение на сегодня – второе место на Всероссийской олимпиаде по экологии), я почувствовал, что отношение ко мне меняется.
Сейчас я участвую в исследованиях по биотехнологии в Кубанском аграрном гос-университете и мечтаю о двух вещах. Маленькая мечта – поступить в МГУ. Большая – стать настоящим ученым.
Дина МАСАЛИМОВА, ученица 10 класса лицея №2, Астрахань:
– В прошлом году я записалась в школу «Юный исследователь» в секцию по химии. Если честно, пришла туда просто ради интереса и вначале вообще не понимала, что это такое и зачем мне это нужно. А потом заинтересовалась, увлеклась и погрузилась в науку с головой. Наша секция работает при Астраханском техническом университете: у нас очень хорошая лаборатория и замечательные педагоги, которые разрешают нам мудрить над колбами и «химичить» с препаратами.
Вообще здорово, что сегодня молодежи открыт доступ в настоящую науку. И кто-то из нас – розовощеких и «безусых» – обязательно вырастет в настоящего ученого «с бородой».
Ислам ХАГАЖЕЕВ, ученик 11-го класса школы №18, Нальчик:
– Увлечение наукой зародилось во мне в детские годы. Я все время что-то крутил, паял, перепаивал и, взрослея, наполнял свою жизнь транзисторами, микросхемами, лампами накаливания, диодами и триодами. Окончательно же я убедился в том, что инженерные науки – мое будущее, в восьмом классе, когда впервые собрал устройство для передачи азбуки Морзе без традиционного источника питания.
Потом один мой приятель, увидев, с каким самозабвением я разбираю радиоприборы, рассказал мне о том, что этим увлекательным делом можно с пользой заниматься в республиканском творческом центре.
Так я перешел на новый уровень инженерного творчества и начал разрабатывать устройство управления огнем ракетной установки. Сегодня этот прибор уже прошел испытания в высокогорном геофизическом институте Нальчика и показал очень хорошие результаты. На соревновании в Ставрополе работу высоко оценили члены Экспертного жюри, и я верю, что это только начало моего пути в серьезную науку.
Хасан ПЛИЕВ, ученик 10-го класса гимназии №1, Назрань:
– В нашей школе для самых любознательных учеников уже много лет открыты двери школьного клуба «Пифагор». Когда-то там занимались мои старшие братья, и я помню, как радовалась их увлечению мама, а потому я тоже мечтал ходить в клуб, хоть и не понимал толком, что это такое. И сегодня моя детская мечта сбылась.
Научная работа для меня – это не только расширение кругозора, но и творчество, новые города, новые друзья, новые впечатления и, конечно, новые знания – капитал, который останется со мной навсегда, даже если я не свяжу свою жизнь с наукой.

Фатима МАГУЛАЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий