Поиск на сайте

В Ставрополе в частной галерее открылась уникальная выставка «Соцреализм»

 

Куратор выставки – замечательная женщина Виктория Ванг, директор рекламного агентства, фотограф, дизайнер, путешественник, коллекционер предметов искусства... Она - владелица галереи Multipass на проспекте Карла Маркса. А вообще, просто удивительный по жизненной энергии человек - из тех, кого в местной тусовке, ей-богу, редко встретишь.
«Открытая» уже рассказывала про другой ее проект – выставку фотографий с Черного континента, куда Виктория по давно заведенной традиции ездит каждый год (см.: «Мама Африка», №22 от 8 июня с.г.). Она давно коллекционирует работы в стиле соцреализма, причем в основном ставропольских авторов 1960-1980-х годов, имя каждого из которых – символ целой эпохи в краевом искусстве. Это Евгений Саврасов, Виктор Чемсо, Петр Охрименко, Петр Горбань, Алексей Соколенко, Евгений Биценко...
Сама Виктория рассказывает, что идея создать экспозицию пришла к ней летом, когда активно работали пришкольные лагеря и дети приходили на ее «африканские» экскурсии. Оказалось, что для современных школьников уже одинаково непонятно – что Африка, что далекое советское прошлое с пионерами, «Артеком» и тимуровцами...
Если полистать какую-нибудь современную энциклопедию или школьный учебник, то выяснится, что соцреализм – нечто донельзя идеологизированное, где всегда на первом плане реет красный флаг. Молодежь, знающая про советское время лишь понаслышке, потому и кривит нос: мол, «совок», «ширпотреб»... Более продвинутые воспринимают соцреализм как исторический казус и чистый агитпроп.
У тех, кто побывал на выставке, отношение к эпохе полностью меняется, развеиваются многие мифы относительно искусства периода «развитого социализма». Явный налет идеологии заметен лишь в паре-тройке работ. На остальных картинах изображения обычных людей, которые живут, работают, дружат, радуются...
Не зная культурного контекста, можно даже подумать, что это жители послевоенной Германии, Италии или США: люди труда и будничных страстей, существующие как бы вне времени и географических границ.
Махины гидробуров и вагонеток на работах 1960-х годов – всего лишь фон для простых трудяг, а если вглядеться в их заветренные лица, то истинных титанов духа. Несгибаемые, как сталь, они строят дивный новый мир – для детей и внуков. Только эпоха, когда человек искренне верит в завтрашний день, рождала таких героев. День сегодняшний – вряд ли...
Смысловым «сердцем» выставки можно уверенно назвать работу «Портрет с дочкой» Герасима Киракозова – бурый от копоти монтажник-высотник держит на руках кроху в белоснежном, которая восторженно взирает на вырастающие вокруг громады домин. Ребенок неловко поправляет на головке отцову каску, словно примеряя на себя роль будущего строителя этого чудесного мира.
Для более позднего соцреализма характерен иной образный строй: работы интимные, камерные, лишенные нарочитой гигантомании полотен 1960-х. Всё в домашних интерьерах: девушка с теннисной ракеткой, мама примеряет дочке бусы, букет сирени на столе. Глядя на них, ощущает острую ностальгию по той спокойной и тихой эпохе.
Впору назвать выставку «Россия, которую мы потеряли». Наверное, именно поиском этих простых жизненных радостей и объясняется взрывной рост интереса к соцреализму во всех музеях России, утомленных от современной псевдореалистичной «чернухи» и бредового постмодерна.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях