Поиск на сайте

От «артхауса» Маяковского до «личного дела» Родиона Раскольникова:что интересно в классике современным подросткам

Я все больше убеждаюсь, что история человечества идет по кругу. Сегодня, как и сто лет назад, нам предлагают «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

«Как можно давать «Евгения Онегина» или «Обломова» детям 16 лет?» - удивляются родители. На такие вопросы я обычно не нахожу, что ответить. Просто знаю, что взрослые за меня уже давно все решили. «Детям не может быть интересна классика», - таков вердикт старшего поколения. Но приговор может быть обжалован.

«В прошлом году за пробную работу по итоговому сочинению мне засчитали 4 критерия из 5, - рассказывает ученица 11 класса ставропольской школы №29 Сабина Мурсалиева. - И дело было не в орфографии и пунктуации, мне просто не поверили! В качестве аргумента к теме «Верность своим принципам» я привела эпизоды из романа М. Горького «Мать». Но эксперт, проверявший мою работу, заявил, что ученица 11 класса не могла прочитать эту книгу. Мол, слишком она сложная для детского ума!»

Однако Горький не писал иероглифами, а на обложках его книг не стоит возрастного ограничения. Для Сабины, к примеру, это произведение  намного интереснее статьи из учебника по истории.

«Роман «Мать» отправляет нас в путешествие по российской действительности начала XX века, - говорит она. - Ты погружаешься в атмосферу кипучей деятельности революционеров - борцов за правду, справедливость и свободу. Это та книга, которую следует читать именно в юности, поскольку она показывает, каким не должен быть мир,  учит, что наша жизнь - постоянная борьба за идеалы, и главные герои вдохновляют на эту борьбу».

Своими мыслями по поводу еще одного «непонятного для молодежи» произведения поделился выпускник той же школы  Александр Шевляков: «Мое любимое произведение из классики - «Преступление и наказание». Это настоящий детектив - когда читаешь, возникает ощущение, что взял настоящее дело из полицейского архива. Интересно наблюдать, что происходит внутри у человека, совершившего преступление.

Правда, иногда, читая классическую литературу, сложно понять, что хотел сказать автор. Например, недавно мы проходили пьесу Маяковского «Баня». Это какой-то… артхаус! (Смеется.) Классика - это, конечно, хорошо, но необходимо дополнять оглавления школьных учебников чем-то новым».

Наверно, чего действительно не хватает школе – это новаций, нестандартного подхода, привязки к современным реалиям. Неужели тема «Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стала такой же бессмертной в школьной программе, как и шедевр русского мастера в мировой литературе?

Почему бы, например, не знакомить студентов с вопросами философии на примере высказываний героев «Симпсонов»: изучать этику Гомера с точки зрения Аристотеля, сравнивать мысли Мэгги с древневосточным мировоззрением, попытаться понять, чего недостает Барту для превращения в ницшеанского сверхчеловека? Именно такой курс для студентов придумали в университете Глазго в Англии в 2016 году.

Введение современной литературы в школьную программу также интересно школьникам. Ученик 11 класса школы №25 Ставрополя Давид Закарян высказался за внесение в список изучаемых авторов Венедикта Ерофеева: «Его поэма «Москва-Петушки» - лучшее в русском постмодернизме. Просто гениальнейшее описание экспериментов Венички.

Что касается классики, мне нравятся свобода стиля и живость. Люблю Лермонтова за эмоциональную глубину, для меня его язык современней, чем, например, язык Чехова».

 Для человеческого разума нет границ, кроме тех, которые создает сам человек. Однажды кто-то поставил  классическую литературу в один ряд с черно-белым кино, назвав ее неинтересной и устаревшей.

Однако для подростков литературное достояние прошлых веков служит энциклопедией жизни, которую мы только учимся понимать.

Александра ЗУБЕНКО,
ученица Малой академии
наук СДДТ
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях